Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Как проходили балы. Дамы могли украсить себя головным убором

Информация взята из открытых источников интернета.
Страница создана для бальных реконструкций, тематических мероприятий и т.п.

Бал в переводе с немецкого означает мяч. В старину в Германии существовал обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая дама обязывалась устроить для деревенской молодежи угощение и танцы.

О балах в России:

Первый бал в России Первый бал на Руси состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. В России до конца XVII века ничего похожего на балы не существовало. Возобновил их Петр I, они стали любимы и почитаемы. Балы-ассамблеи, введенные в России Петром I, представляли собой собрания-балы в домах российской знати. Их стали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году. Ассамблеи служили средством увеселения и местом "для рассуждения и разговоров дружеских".

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Последний бал в России 13 февраля состоялся костюмированный бал. Это был последний бал императорской России. Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце

Бал-это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Чтобы сохранить изысканность и восхитительность

На бал люди приходили одетыми парадно.

Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках.

Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах.


Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Красоту балов для реконструкций того времени сложно представить без одежды на тот период.
*

Немного подлинников бальных платьев 19 в:

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори.



К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.



Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи.

бальные платья середины 19 в:


ист

ист

ист




При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.


Общие правила поведения на балу

Приняв приглашение приехать на бал, и молодой человек, и девушка берут на себя тем самым обязательство танцевать. Если на балу наблюдается недостаток в дамах или в кавалерах, каждый приехавший на бал обязан восполнить этот недостаток.
Отказываться от участия в танцах, а также выказывать недовольство или дать понять партнеру, что танцуешь с ним лишь по необходимости, считается признаком дурного тона. И наоборот, признаком хорошего воспитания на балу считается танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов. На балу, более чем на любом другом светском мероприятии, уместно веселое и любезное выражение лица. Показывать на балу, что Вы не в духе или чем-то недовольны, неуместно и невежливо по отношению к веселящимся.

В случае опоздания первым делом нужно поприветствовать хозяев бала. Заводить разговоры со знакомыми, прежде чем отдать дань уважения хозяевам, считается неприличным. В то же время, не поприветствовать знакомых (хотя бы кивком головы) также неприемлемо. На балах действует особая культура приглашения на танец. Допускается приглашение на танец заранее, как до самого бала, так и на балу. При этом считается неучтивым, если дама прибывает на бал, пообещав заранее больше трех первых танцев.

В бальной зале за порядком и танцами следит распорядитель бала. Его указания должны исполняться беспрекословно, споры и скандалы с распорядителем бала приравниваются к неуважению по отношению к хозяевам. Помимо контроля за ходом танцевальной части бала, распорядителю полагается отвечать за порядок на паркете и в танцевальном зале. Во время бала кавалеры должны следить за комфортом и удобством дам: приносить напитки, предлагать помощь. Кавалер должен следить за тем, чтобы его дама не скучала.


Разговоры на балу, несомненно, допустимы. При этом не рекомендуется затрагивать сложные и серьезные темы, а также собирать вокруг себя большую компанию. На балах не уместно шутовство. Даже кавалерам, имеющим слишком веселый нрав, рекомендуется вести себя на балу с достоинством. Ссоры и размолвки между кавалерами крайне не приветствуются во время бала, но если разногласия возникли, то разрешать их рекомендуется за пределами танцевального зала. Дамы являются главным украшением любого бала. Посему им подобает вести себя приветливо и мило. Громкий смех, злословие, дурной юмор могут вызвать неодобрение приличного общества. Поведение дам на балу должно отличаться скромностью, выражение крайней симпатии какому-либо кавалеру может породить осуждение.


Более всего неуместны на балу любые проявления ревности как со стороны дам, так и со стороны кавалеров. С другой стороны, нескромные взгляды и вызывающее поведение, провоцирующее других участников бала, также недопустимо.

В целом, на балу должно господствовать сочетание скромности, доброжелательности и грации. Следует заранее уделить внимание танцевальной подготовке. Но даже при отсутствии склонности к танцам жеманство, излишнее кокетство и грубость на балу вызовут осуждение, осмеяние и жалость.
Ист: Форум "Три Мушкетера: Тайны Французского Двора"

Бал в России в XIX веке

это не просто наряды, танцы и общение, как современная дискотека. Для многих балы были обязанностью, тяжелой повинностью. Не посещая балы (а особенно «нужные» балы), человек как бы «выпадал из обоймы». Его (или ее) осуждали за то, что «пренебрегает обществом», переставали приглашать, у мужчин возникали проблемы с карьерным ростом…

Конечно, в отсутствие телевидения и интернета, балы были самым главным развлечением, ярмаркой тщеславия, кроме того — фактически единственным местом, где дамы и кавалеры могли свободно общаться. Ради бала шили самые модные наряды, приглашали самых известных музыкантов, бодрствовали ночью и спали днем.

Умение хорошо танцевать и правильно вести себя в обществе могло способствовать карьере молодого человека: если его заметили на балу, и к тому же он понравился высокопоставленному лицу или его жене – он мог ожидать продвижения по служебной лестнице.


Писатель и историк В. Михневич в середине XIX века писал о балах в России: «Сделавшись своего рода культом, бальные танцы становятся как бы обязательной повинностью для каждого вступающего в свет члена общества. Не танцевать светскому человеку, а тем более даме времен александровских было немыслимо…. Умение танцевать было ценным достоинством и составляло успех не только на паркете, но иногда и на поприще служебной карьеры».

Женщины на балах выполняли точно такую же светскую повинность, отказ от которой мог повлечь за собой разные неприятности, вплоть до «отлучения от света». Бал, конечно, был развлечением, но отнюдь не отдыхом. Светская дама писала своей подруге: «Балы мне положительно в тягость… Приятно потанцевать раз в две недели, но так часто вертеться – невыносимо».

Кроме того, танцевальные вечера нередко были просто опасны для здоровья, а иногда и жизни участников. От участия в танцах не освобождались даже беременные женщины. Известно, что Наталья Николаевна Пушкина потеряла ребенка после одного из масленичных балов – по приезде домой у нее случился выкидыш.


Иногда переохлаждение разгоряченного организма после танцев (особенно женского декольтированного организма) приводило к простудам или воспалению легких. А уровень медицины в середине XIX века был таков, что после лечения выживали только самые крепкие и здоровые люди.

К тому же, кроме физической, танцующие испытывали еще большую эмоциональную нагрузку. На балу требовалось безукоризненно выглядеть, контролировать каждое движение и слово и при этом казаться естественным, приветливым и веселым. Бальная наука требовала долгих лет обучения, поэтому детей начинали учить танцам и светскому этикету с раннего возраста.


Однако все эти трудности и неудобства с лихвой окупались популярностью и положением, которых можно было достичь, регулярно появляясь в свете на танцевальных вечерах.
(с)
......................................................................................
Чтобы реконструировать балы того времени интересно воссоздавать и само поведение на балах.

Бальный этикет XIX века


Бал – торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа. В России балы появились в XVIII веке, во времена правления Петра I, но получили своё широкое распространение в XIX столетии.
Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени – времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде – и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям. Порой подобная напряжённая жизнь пагубно сказывалась на здоровье дам – схваченная простуда на балах иногда приводила к летальному исходу.

Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).
Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими… Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами.
Приведённый здесь этикет относится, главным образом, к столице Российской Империи и к балам, проводимым для высшего света: рассматриваются особенности бального внешнего вида, светские правила поведения на балу и основные моменты танцевальной программы.

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Для тематических балов (например, монохромный – т.е. определённого цвета, костюмированный, бал цветов и т.п.) указывалось, какого типа наряд следовало подготовить.
Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина. На балу не появлялись в период глубокого траура, но допускалось бывать, нося траур по кузине, в половине траура после дяди и в конце более глубокого траура.

Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов.

(см. ниже на странице Аксесуары-мое примеч.)



Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.

Платья середины 19 века:

Прически середины 19 века:

Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.

Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.
Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.


Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер(см. аксесуары ниже-мое прим .), служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.
Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость. Девушка могла явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-за внешней непривлекательности, сидеть в сторонке. В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохое настроение – на балу должно приятно улыбаться и непринуждённо поддерживать светский разговор.


бальные платья конца 19 в:

Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец. В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.


Перед балом или в его продолжении кавалер мог ангажировать даму на танец заранее, и если в начале XIX века кавалер, узнав, что ближайшие два-три танца уже обещаны другим, уходил ни с чем, то в конце XIX века кавалер спрашивал, на какие из свободных танцев он может претендовать. У дам, пользующихся популярностью, агенд был расписан в первые минуты начала бала. В правилах светских приличий 1880-х годов есть указание, что дама не должна давать согласие более чем на три кадрили, и тут же сказано, что кавалер, приглашая, продолжал перечислять все имеющиеся в программе кадрили, пока дама сама не скажет, какая у неё свободна.

Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.

начало 19 века:

В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем. В конце столетия бал начинался вальсом, но придворные, детские и купеческие балы открывались величественным полонезом.

В 30-е годы XIX века дама могла танцевать с любым кавалером – считалось, что факт его присутствия на балу уже является гарантией благонадёжности и даме нет надобности опасаться за свою репутацию. Во второй половине XIX века кавалер, желающий танцевать с незнакомой ему дамой, сначала представлялся ей через общих знакомых.

Бальные платья начала 19 в:

На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала – для представителей 1830-х годов это число равнялось одному, а уже в 1880-х дозволялось два-три танца, не следующих друг за другом подряд. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать. На частном балу полагалось, чтобы хозяин дома и его сыновья протанцевали как минимум по одному разу со всеми приглашёнными дамами.

На кадриль приглашали заранее. В обязанности кавалера входило до начала танца заручиться визави, при этом в его роли если и был родственник дамы, то только с её на то согласия.
Желая пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, кланялся и произносил учтивую фразу, наподобие: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на польку (мазурку, вальс и т.п.)» или «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами вальс (галоп, кадриль и т.п.)». Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом. Кавалер подавал даме свою правую руку, дама подавала кавалеру левую руку, и пара отправлялась участвовать в танце.

Не принять приглашения танцевать было возможно по причине усталости или же если танец был обещан другому. Отказаться, сославшись на усталость, и тут же соглашаться танцевать с другим, считалось крайней невоспитанностью. Если на балу присутствовал император, то его приглашение принималось всегда, независимо от того, давала ли дама согласие на танец кому-то другому.
Получив отказ от одной дамы, представитель 1880-х годов обращался с приглашением к её соседке, в то время как в 1830-х данное действо считалось оскорбительным для дамы.
Поклоны кавалеров на протяжении XIX века менялись мало, а реверансы дам претерпевали заметные изменения.

Во время танца

кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и не смела смотреть в глаза танцору слишком часто. В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы – если такое происходило, кавалер помогал даме подняться, провожал её до места, приносил свои извинения и спрашивал, не нуждается ли она в какой-либо помощи.

Вставать в танец, не зная фигур, вести себя с дамой фамильярно (слишком прижимать к себе во время танца, просить её веер, платок или цветы), забыть отыскать приглашённую даму перед началом танца, наступать на шлейфы платьев – всё это характеризовало танцора не с лучшей стороны. Но умение ловко и красиво танцевать, в сочетании с хорошими манерами и знанием света могло способствовать карьере молодых людей.

По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор (по поводу данной условности указания в книгах противоречивы: в начале, середине и конце XIX века удерживать после танца кавалера не рекомендовалось, в то время как есть упоминания, что в 1830-х и 1880 годах не возбранялся светский разговор, с условием, что кавалер не мешал другим танцорам приглашать даму, с которой он ведёт диалог).


детали бальных платьев 19 в:

В 1880-х годах паре разрешено было прогуливаться по бальной зале – под ручку, при этом дама едва дотрагивалась до руки кавалера. Кавалер вёл к ужину ту даму, с которой танцевал последний перед ужином танец, и эту же даму сопровождал обратно в бальную залу после трапезы.

В первой половине XIX века дама могла подходить к буфету только в сопровождении своей попечительницы и кавалера, либо кавалер приносил даме из буфета то, что она пожелает. В конце XIX столетия правила упростились и дама могла идти в буфет в компании одного лишь кавалера.

На такие танцы, как мазурка или котильон, кавалер приглашал, как правило, хорошо знакомую ему даму. Часто продолжительный танец служил возможностью признаться в своих чувствах. Котильоном или греческим танцем заканчивался бал, но во второй половине XIX века завершал программу бала, как правило, вальс.
Гости могли уезжать когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.
ист текста

Танцы 19 века:

  • Полонез – танец, берущий свое начало еще с 17-го века, который сохранил свою форму и особое предназначение для торжественных шествий в качестве открывающего или заключающего действия на американских и многих европейских балах. торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Полонез Возникший в Польше около XV века полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.
  • Гавот . В начале XIX века в общественных бальных залах ещё пользовалась успехом композиция Гавота, созданная известным французским балетмейстером Вестрисом. К 1830-м годам увлечение Гавотом пропало окончательно. Далее он продолжал существовать только как сценический танец. Всплеск интереса к нему в начале XX века был связан с появлением комбинированного бального танца под названием Вальс-Гавот.
  • Вальс в три па (~1790 — до конца периода) Появившийся во второй половине XVIIІ века в центральной Европе, танец сперва нередко подвергался гонениям в бальных залах. Известно, что Павел І, однажды упав в вальсе, запретил танцевать его вовсе. При дворе немецких кайзеров вальс был запрещен до 1888 года. В Вене начала ХІХ века накладывались ограничения на длительность танца. В Британии, куда вальс проник уже в 1797 году, для начала закрепившись в контрдансах,против вальса как самостоятельного танца уже в 1813 году выступал Байрон, издав сатирическую поэму The Waltz. Но именно вальсу суждено было стать визитной карточкой ХІХ века: вальс в три па, вальс в два па, новый вальс в три па, в пять па — лишь основные виды распространенных в Европе и Америке вальсов. Фактически же вальс — единственный танец, который пережил весь ХІХ век, живет и развивается до сих пор в качестве бального танца.

  • Полька. Впервые полька была показана в Праге в 1835 году, позже, в 1839 в Вене, под музыку пражского ансамбля. В 1840 году Raab, пражский танцмейстер, станцевал польку в Odeon Theatre в Париже и имел оглушительный успех. Название танца произошло от чешского слова означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. Из-за созвучности названия польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска. В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц.Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.
  • Кадриль – танец, что зародился в самом начале 19-го века во Франции. Особенность этого вида пляски заключается в уникальной композиции, построенной на повторении 4-6 разнообразных контрдансов в каре.Знаменитая иллюстрация первого исполнения кадрили в лондонском клубе Almack"s . Украшаемые техниками модных танцев — вальсом, полькой, галопом, мазуркой, и т.д., новые кадрили потесняют, а со временем и вовсе изживают старомодные кадрили со сменами (котильоны) и продолжают царствовать в бальных залах ХІХ века практически до его окончания, преобразовываясь со временем в колонну, упрощая технику и преумножая фигуры. французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику, друг против друга

  • Галоп . Родина Галопа – Венгрия, где он известен с 1800-х годов. В Вене и Берлине галоп появился в 1822 году, в России — в начале 1820-х (у Пушкина в ЕО), в Париже и Англии – в 1829. Он стал известен как завершение маскарада во французской опере.Галоп считается предшественником польки. Галоп – весёлый танец в вприпрыжку. Появился на парижских балах. Быстрый бальный танец, популярный в XIX веке
  • Па де катр – особая форма скоттиша, которая отличается грациозной медлительностью в России и ритмическими прыжками в Англии и Шотландии. музыкально-танцевальная форма в балете. Повторяет построение па-де-де с вариацией четырёх танцовщиков. В XIX веке сложилась форма па-де-катра, состоящая из антре, индивидуальных вариаций и коды. Существовал также бальный танец с аналогичным названием. Среди известных примеров па-де-катра — номер, поставленный Жюлем-Жозефом Перро на музыку Цезаря Пуни для четырёх знаменитых танцовщиц М. Тальони, К. Гризи, Ф. Черрито и Л. Гран (на иллюстрации). В этом составе балет был представлен только несколько раз, в том числе 12 июля 1845 года для королевы Виктории и принца Альберта.
  • Редова (1846 — ~1900) Танец, по мнению большинства авторов, имеет чешское происхождение. Редова - это парный круговой танец, но большинство авторов указывают, что помимо вращения существует фигура - преследование, когда кавалер отступает, а дама наступает, или наоборот. Кроме того, возможна фигура balancé, когда чередуются шаги вперед-назад. Все эти фигуры чередуются по произволу танцующих. Исторически в середине века редову исполняли под музыку похожую на музыку польки-мазурки, в конце века - под вальс

  • О платьях со шлейфом


    В 1870-x–1880-х годах платья со шлейфами были особо модны...
    "При движении вперед дам, одетых в платья с шлейфами, они должны держать ноги на некотором расстоянии друг от друга. Далее они должны наблюдать за тем, чтобы выставляемая нога ступала вперед не каблуком, а почти одновременно подошвою и носком и делать шаги обращенные наружу и направленными вниз носками, как бы желая при каждом шаге отбросить платье вперед от себя. Если наоборот дама идет ступая вперед на каблук и ударяя носком по последнему, то она должна будет неизбежно наступать на платье.
    При движении дамы в платье со шлейфом назад, она должна держать носок отставляемой назад ноги, как можно более обращенным наружу и при каждом шаге приподывать равномерно платье боковою стороною ноги.
    Поворачивание дамы в платье с шлейфом не может быть совершаемо без перемены занимаемого ею места и может быть производимо только при некотором уклонении от него в правую или левую сторону.
    Положим, что дама стоит в четвертой позиции, выставив правую ногу вперед и желает повернуться направо. В таком случае она перемещает центр тяжести на левую ногу, с той целью, чтобы иметь возможность отступить назад, а с началом поворота идти вправо. При этом движении ноги (coup de talon) назад, шлейф отбрасывается несколько назад и в сторону. После этого следует без всякого перерыва поворот направо при помощи отодвигаемой назад на носке ноги, в то время как левая стоит на каблуке. Вслед затем не должно выставлять далее правую ногу, ибо при этом неизбежно наступить на шлейф, а надо подвинуть стоящую позади левую ногу на половину в сторону и половину вперед.
    При ходьбе дамы платье удобнее приподывать одной (левой) рукой. Платье в таком случае подхватывается большим и указательным пальцами, подобно тому как это делается в танцах. Затем собрав 4 и 5 пальцами платье в красивые складки передают их в 1,2 и 3 пальца, собирающею рукою приподымают его немного с боку и несут придерживая красиво согнутой округленно рукою вперед. Приподнятое таким образом платье имеет красивый вид и не затрудняет ходьбы."
    Бернард Клемм. Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев.
    Санкт-Петербург, 1884.
    (с)
  • Бал – это всегда праздник. Яркий, красочный, искрящийся, весёлый. И этот праздник был в России всегда желанным и любимым.

    Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было делать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

    Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими…

    Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами, купеческие балы.

    История балов в России

    Первый бал в России состоялся в Москве на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек.
    Возобновил балы Петр I, и с тех пор они стали любимы и почитаемы и в столицах, и в провинциях Российской империи.
    Прообразом будущих балов стали петровские ассамблеи. Ассамблеи представляли собой собрания с танцами. Ассамблеи стали проводить в Петербурге и Москве ещё в 1717 году в домах российской знати.

    Ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но также местом "для рассуждения и разговоров дружеских".

    Затем, в период правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, ассамблеи полностью вытеснили балы и балы-маскарады.

    Бал – это торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.

    Поэтому с XVIII века во всех высших и средних учебных заведениях, школах и пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах, в гимназии и в юнкерском училище.

    В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели превосходно исполнять их. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.

    Бальный дресс-код

    Бал имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Всё это позволяло сохранить изысканность и привлекательность.

    Было принято приходить на бал одетыми парадно. Кавалеры - во фрачной паре, смокинге или костюме (в зависимости от конкретных требований и условий), белой рубашке и жилетке. Кстати, фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов XIX века утвердилась мода на чёрный цвет.

    Обязательным предметом туалета кавалеров были белые перчатки. Штатские носили лайковые, а военные – замшевые перчатки.
    Причем, по правилам дама имела полное право отказать кавалеру без перчаток. Поэтому лучше было прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

    Костюмы штатских кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах.


    Военные приходили в парадных мундирах соответствующих их полкам.

    На бал кавалеры приходили в ботинках. Бальные ботинки надевали и военные и лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось. Дело в том, что шпоры во время танца рвали платья. Но некоторые уланы нарушали это правило ради щегольства.

    Дамы и девушки одевались в платья соответственно моде. Как правило, платье шилось на один бал и лишь в крайних случаях использовались дважды.

    Дамы могли выбирать любой цвет для платья, если он не был оговорён особо. Например, в 24 января 1888 года в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет.

    Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового и айвори, то есть, цвета "слоновой кости".

    К платью подбирались перчатки в тон платья или белые. Кстати, надевать кольца поверх перчаток считалось плохим тоном.

    Дамы могли украсить себя головным убором.

    Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нём неизменным - открытые шея и плечи.

    При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном или колье. То есть, что-либо нужно было надеть обязательно.

    Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений, например, с подвеской на шее или скромным браслетиком.

    Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не столько для создания свежего дуновения, сколько в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

    Оправляясь на бал, дама брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.

    Правила поведения на балу

    Приняв приглашение приехать на бал, каждый брал на себя, тем самым, обязательство танцевать. Отказываться от участия в танцах, а также выказывать недовольство или дать понять партнеру, что танцуешь с ним лишь по необходимости, считалось признаком дурного тона. И наоборот, признаком хорошего воспитания на балу считалось танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов.

    На балу, более чем на любом другом светском мероприятии, уместно веселое и любезное выражение лица. Показывать на балу, что вы не в духе или чем-то недовольны, неуместно и невежливо по отношению к веселящимся.
    Заводить разговоры со знакомыми, прежде чем отдать дань уважения хозяевам, считалось неприличным. В то же время, не поприветствовать знакомых (хотя бы кивком головы) было также неприемлемо.

    На балах действовала особая культура приглашения на танец. Допускалось приглашение на танец заранее, как до самого бала, так и на балу. При этом считалось неучтивым, если дама прибывала на бал, пообещав заранее больше трёх первых танцев.

    В бальной зале за порядком и танцами следит распорядитель бала.
    Во время бала кавалеры должны следить за комфортом и удобством дам: приносить напитки, предлагать помощь. Кавалер должен был следить за тем, чтобы его дама не скучала.
    Разговоры на балу, несомненно, допустимы. При этом не рекомендуется затрагивать сложные и серьезные темы, а также собирать вокруг себя большую компанию.

    На балах не уместно шутовство. Даже кавалерам, имеющим слишком веселый нрав, рекомендуется вести себя на балу с достоинством. Ссоры и размолвки между кавалерами крайне не приветствуются во время бала, но если разногласия возникли, то разрешать их рекомендуется за пределами танцевального зала. Дамы являются главным украшением любого бала. Посему им подобает вести себя приветливо и мило. Громкий смех, злословие, дурной юмор могут вызвать неодобрение приличного общества. Поведение дам на балу должно отличаться скромностью, выражение крайней симпатии какому-либо кавалеру может породить осуждение.

    Более всего неуместны на балу любые проявления ревности как со стороны дам, так и со стороны кавалеров. С другой стороны, нескромные взгляды и вызывающее поведение, провоцирующее других участников бала, также недопустимо.

    Танцы

    Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.

    В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем.
    В конце XIX столетия бал начинался вальсом, но придворные, детские и купеческие балы открывались величественным полонезом.

    На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала. Так в начале века это число равнялось одному, а уже в 1880-х дозволялось два-три танца, не следующих друг за другом подряд. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать.


    Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и немногословно.
    В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы.

    По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор.

    Как правило, после мазурки кавалер вёл даму к столу на ужин, где можно было пообщаться и даже признаться в любви.
    Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками.
    Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским, большим выбором горячительных и прохладительных напитков.

    В начале века бал заканчивался котильоном или греческим танцем, а со второй половины XIX века завершал программу бала, как правило, вальс.
    Гости могли уезжать когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.

    10 главных правил венского бала

    Рабочий день позади. Инженер надевает фрак. Кондитерша - фамильные драгоценности. Президент страны готовит приветственное слово. И все они едут на бал.



    Длинные платья, классический вальс, живой оркестр - это не пережиток прошлого, а часть современной жизни Вены. Австрия давно не империя, но с некоторыми имперскими привычками не простилась. Каждый год с поздней осени до весны город в едином порыве со всеми своими жителями кружится в вальсе. Будто и не было последних 100 лет и ничего в мире не изменилось.

    Большие маневры

    Пик бального сезона приходится на январь и февраль: в эти месяцы Вена возвращается в XIX век - время расцвета бальной культуры с ее головокружительными вальсами, нарядами и этикетом.

    Традиционный танец в новогоднюю ночь исполняют сливки общества и аристократы из разных стран в зимней резиденции Габсбургов - императорском дворце Хофбург. Там проходит большой «Голубой огонек» страны - Le Grand bal, или Kaiserball. Гости в роскошных нарядах выходят из лимузинов и ступают на красную дорожку. Среди гостей - президент страны. Он настоящий, в отличие от традиционно встречающей публику императорской четы - Франца-Иосифа и Сисси в исполнении актеров. Гостей развлекают солисты Венской государственной оперы и Народной оперы. За торжеством наблюдает вся страна по главным телеканалам Австрии. Считается, что именно Императорский бал официально открывает сезон. Хотя фактически балы начинаются с середины ноября (в этом году - 15 ноября с Венского бала Красного Креста).

    А еще считается, что новогодний бал в Хофбурге развлечение скорее для туристов, чем для венцев. Он не чета главному балу страны - Оперному (Opernball), проходящему в конце февраля.

    Минута совершенства


    Одна из самых известных в Австрии танцевальных школ - Elmayer. Ее основал кавалерийский офицер австрийской императорской армии Вилли Эльмайер фон Фестенбругг в 1919 году. Уже 26 лет ею руководит его внук, профессор Томас Шефер Эльмайер - неизменный член жюри в популярной австрийской танцевальной телепрограмме и автор девяти книг по европейскому этикету.
    «Соблюдение бальных манер не менее важно, чем шаги в венском вальсе, - говорит он. - То, как партнер приглашает на танец, как девушка подает руку, а юноша целует ее, - это часть культуры. Мы относимся к ней как к сокровищу. В мире нет аналогов венским бальным традициям. Поэтому я стал продолжать семейное дело».
    Школа Elmayer может сделать профессионала бального вечера даже из туриста, заехавшего в Вену на несколько дней в сезон балов (стандартная цена одного приватного занятия - 58 евро). Но традиционно она готовит детей из высшего общества к выходу в свет и отвечает за отбор дебютантов к церемонии открытия самых важных балов: Оперного, Императорского и Филармонического. Томас Шефер Эльмайер говорит, что кастинг обычно проходит в несколько этапов. Сначала из танцующих пар отсеиваются слабые.
    Тому, у кого получается неплохо, предлагают посетить пять уроков в школе. Для тех, кто не умеет, разработан 10-недельный курс стоимостью 340 евро. После окончания занятий претенденты проходят еще один отбор, как правило, во время первой большой репетиции. Лучших Шефер Эльмайер рекомендует организаторам ведущих балов страны - его мнение очень авторитетно. «Перед каждым балом дебютант репетирует 4–5 раз. Одна репетиция длится около двух часов. За это время мы отрабатываем всю программу открытия церемонии, которая состоит из трех танцев. Вначале следует полонез, потом специальный танец - кадриль, марш или полька - и лишь в конце венский вальс. Он исполняется максимум минуту, но это должна быть минута совершенства». Девиз танцевального учреждения как нельзя лучше отражает отношение австрийцев к венскому балу: «Без приличия все знание тщеславно, без приличия ты только нищий, даже если ты идешь в блестящем, как золото, шелке и твой раб несет за тобой мешок с золотом».


    На Оперный бал мечтают попасть многие, но не все могут себе это позволить. Стоимость билета на мероприятие начинается с 250 евро (стоячее место), аренда ложи обходится около 9000 евро, а за ложу на двоих возле сцены выкладывают 18 500 евро. Столик на двоих - 360 евро.

    Ради ежегодного Оперного бала, история которого берет начало с 1935 года, в зрительном зале Венской оперы убирают все стулья и настилают паркет. Зал декорируют композициями из 60 000 роз. Бал открывается под звуки фанфар, раздающиеся в тот момент, когда в президентской он из лендлера - парного кругового народного танца с размером в три четверти. Лендлер танцевал простой люд во время карнавального сезона, традиционно начинавшегося в 11 часов 11-го дня 11-го месяца (то есть 11 ноября) и длившегося до начала Великого поста. Понятно, что народ не только танцевал, но и ел мясо, пил пиво и развлекался, пренебрегая приличиями. Такие развлечения не нравились императрице Марии Терезии, а вот позаимствовать народную культуру она не считала зазорным. С ее легкой руки вальс попал в императорский двор и превратился в главный танец на знатных балах, потеснив французский менуэт. Параллельно Мария Терезия перенесла костюмированные гулянья с улиц во дворцы, куда приглашались исключительно воспитанные гости, а на улицах маскарады запретила.

    Сын Марии Терезии, император Иосиф II (1741–1790), был настроен более демократично и разрешил всем желающим, за исключением прислуги, посещать балы в императорском дворце Хофбург. Так изысканная атмосфера балов проникла в жизнь народа.

    Во второй половине XIX века, при императоре Франце-Иосифе, балы проводились повсюду: в ратушах, дворцах, парках. Главным считался Придворный бал, на который стремились все сливки общества, а попасть могли лишь избранные: высшее духовенство, послы, министры и аристократы в шестнадцатом поколении (или те, кто получил титул от самого кайзера).

    Но в развитии бальной культуры Вены принимали участие все слои общества: и бедные, и богатые. Пока высший свет строго следовал бальному этикету, прачки, кондитеры, цветочники, трубочисты, фармацевты, булочники организовывали костюмированные праздники для себя.

    Без регламента

    И сегодня среди четырех сотен балов, ежегодно проходящих в австрийской столице, каждый желающий может найти вечеринку на свой вкус. Если пальма первенства среди классических балов принадлежит Оперному, то среди альтернативных лидирует Бал жизни (Life Ball). Впервые он был проведен в 1993 году, чтобы собрать деньги на помощь больным СПИДом. Теперь это крупнейшее мероприятие Вены посещают ежегодно тысячи людей, среди которых преобладают представители секс-меньшинств. VIP-билет с закусками и напитками стоит 750 евро. Неудивительно, что сумма благотворительных средств обычно переваливает за миллион. Бал поддерживают «посланники жизни» - такие знаменитости, как Билл Клинтон, Элтон Джон, Шэрон Стоун, а также известные дизайнеры, которые устраивают модные показы во время вечера. Это яркое действо больше напоминает карнавал с эпатажными костюмами, нежели традиционный бал.

    Наконец, для большинства местных жителей существует великое множество других, куда более демократичных мероприятий. Свои «вечеринки» организуют представители разных профессий: юристы, врачи, пожарные, кондитеры, офицеры. Любой такой «профессиональный бал» вправе посетить все желающие, независимо от рода деятельности. Нужно просто приобрести билет, соответствовать дресс-коду и радоваться особенностям праздника. Например, на Охотничий бал гости облачаются в национальные костюмы альпийских регионов Австрии. На конфетном балу выбирают мисс Бонбон и взвешивают ее, используя сладости вместо гирек. На одном из самых популярных - балу владельцев кофеен в Хофбурге - совмещают приятное с приятным: танцуют и дегустируют разные сорта кофе.

    На многих вечерах есть традиция дарить женщинам сувенир на память, так называемый дамский взнос. Иногда во время вечера проходит лотерея (Tombola). Человек, чей номер окажется выигрышным, получает приз: от горы конфет до туристической путевки. «Есть не только профессиональные балы, но и вечера для разных социальных групп, - рассказывает Элизабет Грубер, научный сотрудник Венского университета, - их устраивают университеты, школы, общественные организации. Мои родители, как большинство представителей старшего поколения, ходят один-два раза в год на бал, организованный муниципалитетом или церковью. Я впервые принимала участие в таком празднике 10 лет назад. Моя школа вместе с пятью другими пригласила нас, старшеклассников, в городскую ратушу. Мы серьезно готовились, посещали уроки танцев. Мне было 16 лет. Я потратила целый день на поиски наряда и обуви. И бал обошелся мне примерно в 250 евро - такси, туфли, платье, прическа, напитки. Для меня это было немало. Конечно, сегодня можно приобрести платье и за 1000, но молодежь не привыкла тратить много на наряд. К тому же его можно арендовать за 150 евро, пунктов проката множество. Но я всегда покупаю платье за 50–150 евро в обычном магазине, таком как H&M, и немного перешиваю его, чтобы не дай бог не совпасть с другими девушками. Помню, как в тот вечер мне было скучно от классической музыки, и я с нетерпением ждала начала неформальной части с дискотекой».

    С тех пор Элизабет побывала не на одном балу и замечает, насколько демократичнее с годами становится имперская Вена и проще бальный этикет. «Многие думают, что на балах все танцуют только вальсы под музыку Штрауса и Моцарта, - говорит она, - но это не совсем так. На альтернативных бальных вечеринках можно услышать поп-музыку и диджеев, а надеть все что захочешь. Обычно бал проходит по следующему сценарию: все начинается в 7–8 вечера. Ты заходишь в зал, пьешь шампанское или вино, танцуешь или наблюдаешь за танцующими. В полночь традиционно вместе со всеми пляшешь кадриль. После обязательной части в отдельном зале для желающих начинается дискотека. А еще после полуночи все начинают есть, обычно сосиски и гуляш. Некоторые гости заказывают пиво. Кто-то удивится, но пиво разрешено пить даже во время Оперного бала. Что самое забавное, после изысканных балов, заканчивающихся в два-четыре часа ночи, можно увидеть, как люди в вечерних туалетах уплетают сосиски за обе щеки, стоя около уличных ларьков с едой».

    Несмотря на верность имперским привычкам и неизбывное уважение к регламенту, жители Вены относятся к своему национальному достоянию с детской непосредственностью: для них балы не роскошь, достойная избранных, а обыкновенное чудо, доступное всем.

    Дресс-код

    При параде

    На венском Оперном балу дресс-код особенно строг. Для мужчин обязателен white tie, подразумевающий фрак с белой бабочкой. Женщинам следует облачиться в бальное платье в пол и туфли на высоком каблуке. В случае несоблюдения условий дресс-кода организаторы оставляют за собой право не допускать гостей на мероприятие.

    Женщина

    Платье - вечернее, в пол, из шелка, крепа, кружева. Цвет любой, кроме белого (это прерогатива дебютанток). Этикет запрещает женщинам появляться на разных балах в течение одного сезона в одном и том же платье.
    Верх - желательны оголенные плечи и глубокое декольте.
    Низ - пышная свободная юбка, не стесняющая движений.
    Украшения - самая дорогая часть туалета. Колье, серьги и кольца из натуральных драгоценных камней, предпочтительнее из бриллиантов (часто берутся напрокат). Стразы Swarovski тоже допускаются - если украшения сверкают, дресс-код соблюден.
    Туфли - атласные или кожаные на каблуке с закрытым носком, но могут быть открыты в области пятки. Предпочтителен вариант на застежках - такие туфли не слетят во время танца. Обязательный элемент туалета - чулки.
    Часы (необязательно) - вечерние, элегантные, декорированные драгоценными камнями. Их надевают поверх перчаток.
    Перчатки - к платью с открытым верхом - длинные, по локоть, к платью с рукавами - короткие. Голые руки - моветон.
    Сумочка - крошечная, сочетающаяся с цветом платья. Лучше блестящая. Цветы - аккуратный букет обязателен для дебютанток.
    Прическа - вечерняя, открывающая шею. Распущенные волосы недопустимы. Голову дебютанток украшает корона.
    Макияж - вечерний. Натуральный не приветствуется. Акцент либо на губах, либо на глазах. Открытые платья рекомендуется сочетать с палантином из дорогого меха или с болеро.

    Мужчина

    Фрак - черный. Укороченный спереди пиджак с длинными узкими фалдами сзади носят незастегнутым. Брюки без отворотов, с высоким поясом, с шелковыми двойными полосками (галунами) вдоль наружных боковых швов. Надеваются без ремня, с белыми подтяжками.
    Галстук-бабочка - белый, из шелка или хлопка-пике.
    Сорочка - белая, накрахмаленная, с воротником-стойкой с загнутыми углами и манжетами. Манишка, пристегнутая к сорочке, должна быть туго накрахмаленной, чтобы грудь «стояла колесом».
    Жилет - белый, накрахмаленный, из пике. Шелковый считается дурным тоном. Три пуговицы должны быть всегда застегнуты.
    Пуговицы на рубашке и жилете должны соответствовать фрачным. Обычно они дорогие и изготовлены из перламутра или жемчуга.
    Запонки не должны бросаться в глаза. Предпочтительны из желтого, розового или белого золота с вставками из перламутра или оникса. Элегантные запонки из других драгоценных металлов допускаются.
    Часы - только карманные на цепочке. С фраком запрещено носить наручные.
    Носовой платок - белый, из хлопка, льна или шелка. Вкладывается в нагрудный карман фрака.
    Перчатки - белые. Консервативные господа остаются в перчатках на протяжении всего вечера, снимая их только во время еды или для рукопожатия. Дама вправе отказать в танце кавалеру без перчаток.
    Туфли - классические черные, лакированные (лоферы и оксфорды одинаково уместны).
    Носки - длинные черные из дорогой шерсти или шелка. Фрак рекомендуется сочетать с черным классическим пальто, белым шелковым шарфом и черным цилиндром.

    Бал - это, прежде всего, праздник, поэтому не случайно балы давались по случаю свадеб, дней рождений монархов, а также по случаю памятных дат и государственных праздников. Таким примером является возможно первый бал в истории - бал в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской в 1385 г. во французском городе Амьене. Широкое распространение и развитие балы получили во Франции во времена правления Екатерины Медичи и ещё более при галантном короле Генрихе IV. Со времён Людовика XIV балы постепенно привились во многих немецких резиденциях и стали составлять существенную часть большинства придворных празднеств.

    В России балы появились при Пётре 1 с 1718 года. Первые русские балы назывались ассамблеями. На протяжении 18 - 19 вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре проникли во все слои общества. К середине 19 века балы получили очень широкое распространение. К примеру, в Петербурге и в Москве проходили тысячи балов в год. Но и в небольших уездных городах балы были очень популярны. Например, в небольшом уездном городе - Ростове Великом в Ярославской области, проходило в то время порядка сотни балов в год.

    Балы делились на 2 категории. Это придворные балы и общественные балы. Придворные балы были довольно чопорные и скучные, и считались официальными мероприятиями. Такие балы чаще всего проводились в Петербурге. На них часто присутствовала императорская свита и представители самых знатных семей Москвы и Петербурга. Московские балы несколько отличались от Петербургских. В зале Благородного собрания в Москве два раза в неделю устраивались балы, на которые собирались до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в Петербурге.

    Общественные балы в России устраивались дворянством, купечеством, ремесленниками, художниками и даже артистами. Они имели довольно свободную форму проведения и очень широкий круг участников. Можно сказать, что бал в 19 веке был основной формой общения и просвещения для большинства городских жителей.

    Тем не менее, существовали общие для всех балов правила проведения . Начинался любой бал с торжественного полонеза - марша. Полонез мог продолжаться около часа. Возглавляли полонез хозяин бала с самой важной гостьей бала, а также хозяйка с самым важным гостем бала. На великосветских балах это были император с императрицей. Затем шёл вальс. С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знали, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами и напитками.

    Вам также будет интересно:

    Снежнянский городской методический кабинет
    Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
    Для чего нужны синонимы в жизни
    Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
    Календарь Летоисчисление астрономия
    Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...
    Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах
    Овен – это, несомненно, одно из самых знаменитых зодиакальных созвездий, несмотря на то,...
    Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации
    Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и...