Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Толерантное отношение к детям с овз. «Воспитание толерантного отношения школьников к лицам с овз в условиях сельской школы» Пояснительная записка. Формировать толерантность должны

Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества.

Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья.

Большинство не только простых граждан, но и государственных структур не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей.

Это актуализирует необходимость улучшения их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем, заключающихся:

  • в отсутствии достаточной информированности учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются;
  • отсутствии у учащихся навыков общения с детьми-инвалидами; отсутствии в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
  • дефиците методических разработок в этой области.

С другой стороны главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности. Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Воспитание толерантности как личного качества у учащихся возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
  • создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства;
  • изменение отношения родителей «обычных детей» к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя.

Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Задачи классного руководителя в классе, где учится «особый» ученик можно определить следующим образом:

Создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка;

Обеспечение участия всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития;

Создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями;

Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье с целью заботы о его максимальном развитии.

Педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.

Для реализации данных задач важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:

    o познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,

    o сочинения, защита исследовательских работ,

    o конкурсы рисунков, стихов,

    o социальные акции, концерты, праздники и др.

Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.

Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:

§ тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в общество,

§ моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов,

§ досугово-развлекательные акции, фестивали, конкурсы, концерты обучающихся в окружающем школу социуме и т.п.

Для достижения данных целей особое значение имеет взаимодействие обучающихся в просоциальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.

Применение эвристических, проектных и исследовательских методов обучения и воспитания позволяет учащимся получить опыт самостоятельного общественного действия; понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, получать информацию о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.

Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Учащиеся с интересом общаются с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы важно привлекать психологов, социологов, ученых, искусствоведов и просто интересных людей.

Классному руководителю важно обратить внимание на достижение метапредметных результатов – освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.

Выбор форм воспитательной работы определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя. Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок.

Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенцию ООН в области прав детей, прав инвалидов.

Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения, формирование толерантности у школьников.

Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. Так было не всегда. До 1917г. государственная помощь аномальным детям отсутствовала. Многие врачи и педагоги пропагандировали необходимость оказания такой помощи и смогли осуществить, по словам Х.С.Замского, оригинальные мероприятия по призрению, лечению, воспитанию и обучению этих детей.
Благодаря активизации в России с 60-х гг. XIX века благотворительной деятельности, стали открываться медико-педагогические учреждения, приюты, вспомогательные школы и классы, которые не входили в государственную систему образования. Наиболее известные из них: "Врачебно-воспитательное заведение доктора И.В.Маляревского" (1882г.), "Приют для детей-идиотов и эпилептиков" Е.К.Грачевой (1894г.), "Школа-санаторий В.П.Кащенко" (1908г.).
В 1918г. был принят декрет Совнаркома, согласно которому все учреждения для аномальных детей были переданы из ведения Наркомсобеса в Наркомпрос. Это явилось гуманной и прогрессивной тенденцией, так как основной упор стал делаться не на изоляцию и призрение, а на воспитание и обучение. Принципы обучения и воспитания аномальных детей были сформулированы ведущими педагогами, психологами и врачами этого периода: Д.И.Азбукиным, В.М.Бехтеревым, П.П.Блонским, А.Н.Граборовым, А.С.Грибоедовым, В.П.Кащенко, Ф.А.Рау, Г.И.Россолимо и др.
Большой вклад в отечественную коррекционную педагогику (дефектологию) внес Л.С.Выготский. Все направления современной коррекционной педагогики базируются на его фундаментальных экспериментальных и теоретических исследованиях, многие из которых легли в основу развития целых психологических школ как в нашей стране так и за рубежом.
Знаменательным этапом в истории становления вспомогательной школы стал состоявшийся в 1924г. II съезд социально - правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), положивший начало научному подходу к проблеме аномального детства. В 1926г. выходит Постановление Совнаркома РСФСР "Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков".
Это предопределило создание единой системы специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений с особыми планами и программами по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовому обучению. Основопологающими принципами данной системы являются: всеобщность, общедоступность, бесплатность, обязательность начального и неполного среднего образования. Изменение социально - экономических условий в стране обусловливало качественную трансформацию содержания образования, что способствовало улучшению адаптации выпускников специальных коррекционных учреждений в обществе и на производстве.
В настоящее время, обучение и воспитание нетипичных детей осуществляется квалифицированными специалистами, прежде всего - педагогами-дефектологами, подготовка которых ведется на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии ряда педагогических институтов и университетов страны. Учреждения для детей с ограниченными возможностями, дифференцированны в соответствии с характером дефекта и глубиной поражения систем организма ребенка. Разработкой методического и прикладного инструментария в комплексе занимаются: институт коррекционной педагогики РАО и научно-исследовательские институты семьи, социальной работы, трудовой экспертизы, а также вузовские ученые, представители академической науки и дефектологи-практики. На местах систему социальной поддержки реализуют различные центры милосердия, социальной реабилитации, приюты, специальные образовательные коррекционные учреждения.
Внимание к проблемам нетипичных детей со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального образования. Однако очевидна недоработка законодательной базы. Это доказывает отсутствие разработанных полиаспектных программ постшкольной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями. Например, выпускники специальных образовательных коррекционных школ и школ-интернатов для детей с нарушением интеллекта оказываются на улице, не имея средств к существованию, в силу макроэкономических и социокультурных причин, когда их специальность, полученная в школе не востребована на рынке труда или работа оценивается крайне низко (В г.Саратове открыто только одно училище для детей-сирот с умственной отсталостью - ПУ №14, в котором подростки получают доступную профессию, находятся на государственном обеспечении, и после окончания им гарантируется трудоустройство). Кроме того, пока нет широких сетей социальной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида, детей с сенсорными нарушениями, умственной отсталостью (В г.Саратове пока работает только один Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, специализирующийся на оказании комплексной помощи детям с ДЦП).
В настоящее время в РФ насчитывается более 1800 специальных образовательных коррекционных дошкольных и школьных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В них обучается более 280 тысяч школьников. Более 125 тысяч детей дошкольного возраста с проблемами развития воспитываются в специальных детских садах и специализированных группах дошкольных образовательных учреждений. В г.Саратове на 1.01.2001г. в специальных образовательных коррекционных школах и школах-интернатах находилось около тысячи детей с умственной отсталостью.
Кроме того, получили распространение, создаваемые с 1981г. при массовых школах классы для детей с задержкой психического развития (свыше 135 тысяч детей по РФ), компенсирующего обучения (более 210 тысяч детей по РФ).
Сферу коррекционной педагогики и специальной психологии дополняют логопедические пункты при массовых общеобразовательных школах и детских образовательных учреждениях, а также различные консультационные и тренинговые центры. Положительным моментом является отсутствие выраженных практик социокультурной изоляции нетипичных детей от других членов общества, обычных детей, наличие у людей с проблемами всех конституционных прав, возможности интегрированного обучения.
Также в РФ ведется работа по профилактике отклонений развития в детском возрасте. Она осложнена материальными и социально-бытовыми трудностями, снижением культурного уровня родителей, не всегда высоким качеством медицинской помощи, отсутствием целенаправленной реализации комплексных программ абилитации и реабилитации нетипичных детей в условиях семьи.
Можно отметить ряд достижений в устранении причин аномалий: ликвидация тяжелых инфекционных, эпидемических заболеваний (чума, холера, оспа, малярия, трахома, сыпной тиф и др.), снижение заболеваемости брюшным тифом, дифтерией, создание системы медико-генетического консультирования, открытие центров репродукции и планирования семьи, иммунологических центров.
В целях социально-трудовой и социокультурной адаптации лиц с недостатками физического развития в РФ созданы общественные организации граждан, лишенных зрения и слуха - Всероссийское общество слепых (ВОС, 1923г.) и Всероссийское общество глухих (ВОГ, 1926г.). В их функции входит улучшение культурно-бытовых условий, повышение общеобразовательных и профессиональных знаний членов общества, а также их трудоустройство. Общества имеют свои учебно-производственные специальные предприятия, мастерские, которые пользуются льготами, в частности, по налогообложению. В рамках ВОГ и ВОС существует сеть Домов культуры, клубов, библиотек. В г.Москве - единственный в России - театр-студия мимики и жестов (В г.Саратове региональное отделение ВОГ находится на ул.Чапаева, 47; ВОС - на ул. Кутякова, 13). ВОГ и ВОС выпускают ежемесячные журналы, поддерживают международные связи через Всемирную федерацию глухих и Всемирный совет благосостояния слепых. Непосредственно проблемами превенции (профилактики) болезней, вызывающих нарушения в развитии, занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Забота государства об аномальных детях и взрослых закреплена законодательно. Основным правовым актом является Конституция РФ (1993г.), которая регламентирует основы социального и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. С учетом положений Конституции создаются другие законы, предусматривающие правовые льготы детям и взрослым с отклонениями психофизического развития (например, Закон "О социальной защите инвалидов", Указ президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности и др.). Разрабатываются целевые федеральные программы: "Дети России", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", в комплексе направленные на развитие как общего, так и специального образования, здравоохранения, социокультурной сферы.
Большое прогрессивное значение имело принятие Государственной Думой РФ в 1996г. Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).
Закон предусматривает вариативность видов образования для детей с отклонениями в психофизическом развитии: интегрированное обучение, обучение в специальном образовательном коррекционном учреждении, обучение на дому, с последующей аттестацией и при ее успешности - возмещение затраченных на обучение денежных средств. Это дает родителям возможность выбирать типы образовательных учреждений и программу, по которой будет заниматься ребенок. В процессе обучения ребенка в школе родители могут принимать участие наравне со специалистами в разработке и корректировке индивидуальной программы педагогической реабилитации для их ребенка. Ст. 13 Закона закрепляет право лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в образовательном учреждении общего назначения пользоваться во время занятий услугами помощника.
Кроме того, родители получают право присутствовать при работе психолого-медико-педагогической комиссии, не соглашаться с диагнозом и обжаловать решение ПМПК в суде. При этом назначается независимая экспертиза, и родители ребенка с ограниченными возможностями имеют право выбора экспертов. Рассмотрен вопрос доставки детей в учреждение за счет государства (например, на автобусе). Родители имеют право внеконкурсного поступления в высшее учебное заведение на специальность, соответствующую профилю заболевания их ребенка. При поступлении ребенка с ограниченными возможностями в высшее учебное заведение на специальность, "близкую" его нарушению (диагнозу) конкурс для него отменяется.
Выявление причин, осложняющих обучение, и оказание диагностико-консультативной помощи родителям и педагогам призваны осуществлять специалисты постоянно действующих межведомственных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), функционирование которых регламентировано соответствующим Постановлением правительства РФ (1233 от 8.12.90 г.).Типовое положение о ПМПК утверждено коллегией Министерства образования РФ от 12.4.95 г.
МПК является юридическим лицом и несет в соответствии с этим всю полноту ответственности за свою коррекционно-диагностическую и консультативную деятельность. Комиссия осуществляет комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику детей и подростков в возрасте до 18 лет по определению форм и содержания их воспитания и обучения с учетом социальных, психологических и физических возможностей. Поэтому обязательными членами комиссии являются: врач-психоневролог, учитель-дефектолог, логопед, психолог. Семья, таким образом, получает возможность всесторонне обследовать ребенка и получить заключение экспертной комиссии с рекомендациями.
Проблемами в области диагностики развития нетипичных детей является временная ограниченность рамок социального, медицинского и психолого-педагогического обследования, отсутствие отдельных помещений (комнат) для специалистов, что, с одной стороны позитивно, так как возможна работа в команде, повышающая объективность выводов, а с другой стороны - ребенок находится в гиперстрессовом состоянии. Все это может привести к диагностической ошибке, а следовательно, выбору неадекватных способностям ребенка мер психосоциального и коррекционно-компенсаторного воздействия, образовательных программ реабилитации. Проблема ранней диагностики актуальна в силу наличия значительного количества наследственных нарушений развития, что затрудняет реализацию процессов абилитации и реабилитации, а в ряде случаев делает их невозможными.

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.

В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья или 8% всей детской популяции, причем 600 тысяч из них – инвалиды. В Мурманской области проживает 2,4 тысячи детей-инвалидов, а в Оленегорске – 123 человека – дети-инвалиды. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности , т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Мы формируем толерантность в следующих целевых группах:

  • Специалисты (врач-офтальмолог, врач-педиатр, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог), медсестры-ортоптистки, воспитатели, инструктор по физической культуре, преподаватель изодеятельности), работающие с детьми
  • Родители

В нашем детском саду 7 детей-инвалидов: 2 ребенка инвалиды по зрению, 1 ребенок-инвалид с заболеванием опорно-двигательного аппарата, 4 ребенка-инвалида по общему заболеванию. Дети посещают группы компенсирующей, комбинированной направленности. Все дети имеют зрительную и речевую патологию.

В соответствии с Законом Мурманской области от 29.12.07 «О мерах социальной поддержки инвалидов» воспитание и обучение детей-инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов и индивидуальной программой сопровождения.

Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении являются:

  • укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;
  • обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;
  • осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
  • своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;
  • формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

В работе с детьми мы, организуя свободное время дошкольников, делая их досуг содержательным, опираемся на сотрудничество с семьей. Создать в группе атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают разнообразные формы работы с родителями:

  • День открытых дверей
  • Работа родительского клуба «И глаза вам скажут «Спасибо»
  • Встречи со специалистами в гостиной «Родничка»
  • Участие родителей в общих родительских собраниях, заседаниях педагогических и коррекционных советов, консультации, практикумы и тренинги

Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:

преимущества социального характера:

  • развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
  • обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
  • развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера

  • исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера:

  • подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
  • исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

преимущества педагогического характера:

  • рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
  • активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Наши дети – активные участники городских, областных, международных мероприятий: выставок, фестивалей, конкурсов разного уровня.

Во время декады инвалидов 01.12 -10.12.2008г. были проведены мероприятия:

  • Выставка рисунков «Мир глазами ребенка»
  • Спортивный праздник в зимнем лесу «Если с другом вышел в путь»
  • Экскурсия в детскую библиотеку «Мир русских сказок»
  • Музыкальный калейдоскоп «Минута славы»
  • Индивидуальные консультации родителей по социально-правовой поддержке детей-инвалидов, вопросам их воспитания и обучения.

Неоднократно наши дети с ограниченными возможностями здоровья принимали участие в международных мероприятиях:

  • Семинар в рамках международного проекта «Изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья»
  • «Интеграция в общество детей, имеющих проблемы в развитии»
  • Участие в президентских программах «Дети России» и «Слепой ребенок»

20.03.-24.03.2009 г проходил Международный конкурс детского творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу». Участником этого конкурса стала воспитанница старшей группы компенсирующей направленности Глимакова Арина под руководством преподавателя по изодеятельности Геккиной С.П. рисунок «Мой аквариум».

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ № 36 «Аленький цветочек», г. Калуга

Аннотация: в статье рассматривается не толерантное отношение общества к детям с ограниченными возможностями. Создание условий соблюдения подходов и методов для развития детей с ОВЗ в ДОУ.

Annotation: The article does not consider tolerant attitude to society with children with limited opportunities. Creation of conditions for observance of approaches and methods for the development of children with HIA in the DOW.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, нарушения, образование, инклюзия.
Key words: children with disabilities, violations, education, inclusion.

В Федеральном государственном стандарте написано: инклюзивное образование предполагает, что это образование детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с детьми у которых нет ограниченных возможностей здоровья. В действительности сама концепция инклюзивного образования направлена на то, чтобы педагоги направили комплексный подход и психолого-педагогическое сопровождение, ориентируясь на личностную индивидуальность каждого ребёнка.

Когда то Л.С. Выготский, знаменитый психолог обозначил эту категорию детей, как аномальные дети. Он вложил в это понятие, что такие дети нуждаются в особом педагогическом подходе для их социализации. Л.С. Выготский подчёркивал, что дефект следует понимать, не как биологический эффект, а как социальный вывих. То есть невозможность социализироваться обычным способом.

В годы перестройки наша страна присоединяется к мировой тенденции отказа от неблагозвучных терминов. Действительно, если мы пришли на помощь каким то людям, то наверное не корректно называть этих людей так, что каким либо образом уничижать человека с которым мы общаемся. Стали предлагаться разные замены некорректным словам в частности: дети с отклонениями в развитии, дети с проблемами в развитии. Но нам, как педагогам следует понимать, что этих детей видят так психологи. Для нас педагогов это дети с особыми образовательными потребностями. Само словосочетание выражает сущность того, как именно мы видим этих детей, как к ним относиться. Когда появилось выражение « Дети с ограниченными возможностями», оно вызвало иронические суждения по поводу того, что – «А у кого возможности здоровья не ограничены?»

И оказалось, что это не ирония. На самом деле концепция инклюзивного образования к тому и ведёт, что общество должно осознавать, что у каждого человека есть ограничения возможностей. Например ограничения возможностей самореализации способностей... И эти ограничения следует не просто учитывать, а понимать, что это естественное явление и думать о том, что нам делать? Нам нужно требовать от всех, чтобы они были развиты очень хорошо во всех отношениях? Или нам нужно всё-таки принять то, что мы берём за основу? То есть те способности, что у человека есть. И далее стараемся развивать способности с тем, чтобы они были развиты на благо окружающих людей.

Нередко бывает, что уравниваются понятия «Дети с ограниченными возможностями» и «Дети инвалиды» В действительности же понятие «Дети инвалиды» иное понятие. На сегодняшний день понимание инвалидности это то, что у человека имеются ограничения жизненной деятельности, обусловленное врождёнными, наследственными или приобретёнными заболевания и последствия травм.

Дети с ОВЗ Дети инвалиды

· Нарушение слуха

· Нарушение зрения

· Нарушение интеллекта

· Нарушение поведения и общения

· Нарушение опорно-двигательного аппарата

· Нарушение развития речи

· Последствие травм

· Саматические заболевания

· Отклонение в развитии

Главной задачей инклюзивного образования, которая стоит перед педагогом, включение ребёнка в детский коллектив. В Федеральном государственном стандарте прописаны необходимые требования для создания условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

· Комплексный подход

· Оборудование

· Безопасная развивающая среда

· Подготовка педагогов

· Психологическая подготовка родителей

· Доброжелательное отношение детей

В законе «Об образовании в РФ» ст.51 прописано, что педагоги обязаны создать необходимые условия для получения образования без дискриминации. Качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени, способствующие получению образования определённого уровня и определённой направленности. А так же социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом для улучшения инклюзивного образования в дошкольных учреждениях с детьми с особыми образовательными потребностями, важным фактором являются профессиональное взаимодействие со специалистами. Только совместный коллективный труд позволяет создать стандарты и технологии нового поколения, имеющие огромную значимость в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 26–30. – URL: Кленова. Н. В. «Дополнительное образование » - 2006. № 3 – стр. 17 - 22

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - Учебное пособие (Акатов Л.И.)

Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе

Понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности», а для государства, которое было вынужде­но затрачивать на них определенные средства, они станови­лись иждивенцами. Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей. История свидетельствует о том, что взгляд на детей, имею­щих жизненные ограничения, менялся по мере развития научных знаний и общества в целом. В этой связи условие выделяют три этапа: мистический, наивно-биологически] и научный, сопоставление которых позволяет глубже понят] тенденцию развития отношений общества к людям с ограни­ченными возможностями.

Первый этап включает в себя период от древнейших вре­мен вплоть до XVIII века. Сведения об этом периоде мы нахо­дим в легендах, мифах, пословицах, сказках, других устных и письменных источниках. Люди в том или ином дефекте видели, прежде всего, огромное несчастье человека, к кото­рому относились с суеверным страхом и состраданием. Наря­ду с подобным отношением к аномальным людям бытовало убеждение в том, что люди с дефектами, например, слепые, обладают мистическими силами, им якобы доступно особое духовное знание и видение.

Второй этап начинается с эпохи просвещения (XVIII в.). В этот период средневековые мистические представления и пре­дубеждения уходят в прошлое, уступая место бурно развиваю­щейся науке, накоплению знаний в различных областях, полученных на основе опыта, эксперимента. В теоретическом плане новый взгляд реализовался в учении о викариате орга­нов чувств. Согласно этому воззрению, выпадение одной из функций восприятия, недостаток одного органа компенсируется повышением функционирования и развития других. Однако ис­следования в этой области обнаружили несостоятельность этой теории. В то же время во взглядах на ребенка, имеющего жизненные ограничения, был сделан значительный шаг вперед. Эмпирический подход к изучению физических недостатков лю­дей привел к серьезным открытиям. Практическим следствием этих воззрений явилось появление для слепых специальной азбуки (азбука Брайля), что позволило открыть незрячим дос­туп к культуре и социальной жизни.

Начало третьему, научному этапу в понимании психоло­гии аномального человека положили работы австрийского психолога А. Адлера и его школы. Ими было обосновано значение и психологическая роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. Согласно его взглядам, если какой-либо орган из-за морфологической или функциональной неполноценности не справляется со своей ра­ботой, то центральная нервная система и психический аппа­рат принимает на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа. Над неполноценным органом или функцией создается психическая надстройка, стремящаяся обеспечить жизнедеятельность организма в этом или уг­рожающем звене. При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт, вызванный несоответствием недоста­точного органа или функции с их задачами, что ведет к повы­шенной заболеваемости и смертности. Этот конфликт создает и дополнительные стимулы сверхкомпенсации. Дефект ста­новится, таким образом, исходной точкой и главной движу­щей силой психического развития личности. Если борьба кончается для организма победой, то он не только справляет­ся с созданными дефектом затруднениями, но поднимается сам в своем развитии на высшую ступень, создавая из недос­таточности - одаренность, из дефекта - способности, из сла­бости - силу, из малоценности - сверхценность.

Значительный вклад в понимание особенностей развития ано­мальных детей внесли В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лу-рия, Б.Н. Зейгарник и многие другие. В настоящее время опре­делились основные направления изучения детей, имеющих тот или иной дефект. Повсеместно созданы и функционируют спе­циальные школы и реабилитационные центры для умственно отсталых детей, детей с потерей зрения, слуха, речи, с наруше­ниями функций опорно-двигательного аппарата.

Однако в целом отношение общества к детям, имеющим от­клонения в развитии, нельзя считать оптимальным. На степень отторжения аномальных детей влияют в основном два факто­ра: демографический и сам дефект. Так, например, по данным ряда исследований жители городов настроены по отношению к аномальным детям и подросткам более негативно, чем жи­тели небольших деревень. Деревенские жители чаще прояв­ляют к ним бескорыстность и альтруизм.

Что же касается конкретных дефектов, то, по данным Л. Пожар, наименее приемлемыми в обществе считается ум­ственная отсталость, далее в имеющейся литературе указыва­ется слепота, на третьем месте - глухота, на четвертом - на­рушения опорно-двигательного аппарата, на пятом - речевые нарушения.

Результаты исследования, проведенного под нашим руко­водством, в основном подтвердили эти данные. Так, 68 про­центов школьников заявили о невозможности дружить с умст­венно отсталым сверстником. В то же время со слепым могли бы подружиться 73 процента опрошенных, с калекой - 72 процента, с плохо владеющим речью - 78 процентов, с глу­хим - 70 процентов. Причем, мнения девочек и мальчиков несколько отличаются. Девочки 7, 9 классов и все учащиеся 11 классов в своем нежелании общаться с аномальными свер­стниками на первое место поставили дефект умственной от­сталости. Затем идут дефекты слуха, нарушения речи, зрения и опорно-двигательного аппарата. А вот мальчики 7 и 9 клас­сов на первое место соответственно ставят нарушение слуха. Все остальные дефекты для них примерно одинаковы.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что для подростков и старших школьников на первое место в отрица­тельной оценке выступают те качества дефективного сверст­ника, которые больше всего мешают общению и установле­нию тех или иных межличностных взаимодействий.

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенные дозы жало­сти и внимания создают для них не только жизненные неудоб­ства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К со­жалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.

Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализа­ции возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда.

Критической точкой в жизни аномального ребенка, неза­висимо от того, каким дефектом он страдает, является пери­од, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи пред­восхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентиру­ют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ре­бенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и из­девательства со стороны сверстников и окружающих, возни­кает тяжелейший внутренний конфликт, последствия кото­рого бывают трудно предсказуемыми.

Таким образом, социальный статус людей с ограниченны­ми возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий. Од­ним из таких направлений является социальная реабили­тация как процесс возвращения и приобщения людей к соци­альной жизни.

Не менее важной является проблема, связанная с изменени­ем общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства мас­совой информации должны объединить свои усилия для вос­питания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, воз­никающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффек­тивно взаимодействовать с социальной средой.

Вам также будет интересно:

Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...
Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах
Овен – это, несомненно, одно из самых знаменитых зодиакальных созвездий, несмотря на то,...
Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации
Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и...