Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Какие народные ансамбли ты знаешь. Н. Калугина - Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров. Северный народный хор

Учебник освещает основные вопросы работы с русским народным хором. Настоящее издание переработано и дополнено. Предназначается для преподавателей и студентов отделений по подготовке руководителей народного хора музыкальных вузов.

ПРЕДИСЛОВИЕ
С развитием советского хорового искусства интерес к национальным традициям, и том числе и к народным хорам, все более возрастает. Своей разносторонней концертной н творческой деятельностью народные хоровые коллективы завоевали прочное место в советском исполнительстве, так как они представляют самостоятельный вид хорового искусства, имеющий глубочайшие традиции. На основе обобщения творческой практики этих коллективов стало возможным создание методики работы с русским народным хором, и возникла необходимость профессиональной подготовки специалистов в этой области руководства народными хоровыми коллективами.
В 1966 году (впервые в России!) на кафедре хорового дирижирования Государственного музыкально-педагогического института имени Гнеснных было открыто отделение по подготовке руководителей русских народных хоров. Параллельно такое отделение начало функционировать в Саратовской, а позже и в Уральской консерваториях. После этого произошел крутой поворот в системе профессионального музыкального образования: возникла и продолжает расти сеть народно-хоровых отделений в институтах культуры, музыкальных и культурно-просветительных училищах. При учебных заведениях создаются фольклорные кабинеты русской музыки, клубы русской народной песни. Все это должно ликвидировать разрыв, который длительное время существовал между профессиональным обучением и практикой народного музицирования, и подготовить хоровых дирижеров более широкого профиля, отвечающих требованиям жизни.

Воспитание народных певцов в хоровых коллективах осуществляется практическим путем, поэтому методы учебно-воспитательной н художественно-творческой работы в них многообразны. Тем не менее основные методические принципы едины и могут изучаться в специальном курсе. При этом следует учесть, что народное исполнительство наших дней продолжает развиваться: черты стиля современного русского народного хора, его вокально-хоровая организация н методические принципы еще исследуются и систематизируются. Это создаст известную сложность при изучении методики работы с хором.
Цель настоящего курса - дать будущим дирижерам-хоровикам знания в области руководства хором русской народной песни, привить необходимое умение ориентироваться в стилевых особенностях этого хора для применения их в своей исполнительской деятельности, а также интерес к разнообразным формам работы в народном хоре. Этот курс состоит из лекций, семинарских занятий н подготавливает студентов к практике работы с народным хоровым коллективом.

Учебник освещает основные вопросы лекционного курса: организация хора н отбор исполнителен, репертуар и певческое воспитание, импровизация, работа над содержанием и исполнением песен н другие.
Некоторые из разделов не являются собственно методическими, например: стилевые особенности русского народного хора, вокально-хоровая структура, партитура. Тем не менее рассмотрение их необходимо для уяснения теоретических основ народного хора, поскольку мы еще не имеем научной разработки хороведення н хороуправления в области народно-певческого исполнительства. Известны лишь отдельные работы, посвященные этим вопросам.
В разделе «Партитура народного хора» анализируются лишь некоторые закономерности народно-хоровых партитур и почти не затрагиваются вопросы аранжировки, так как методы обработки и переложения для составов народных хоров требуют специального исследования.

Опыт работы народно-хоровых отделений музыкальных вузов привел автора к необходимости добавить во второе издание учебника главу о профессиональных народных хоровых коллективах. Некоторые из них известны лишь по газетным и журнальным рецензиям на отдельные концерты. Нами собран и систематизирован материал последних лет творческой деятельности всех двенадцати хоров. В нотном приложении приводятся характерные партитуры этих хоров. В данное издание введена еще одна новая глава - «Инструментальное сопровождение в народном хоре», также необходимая для будущих руководителей коллективов.
Список литературы, приведенный в конце учебника, дан с указанием рекомендации к отдельным главам.

Предисловие
1. Из истории становления жанра русского народного хора.
2. Жанровые особенности и исполнительские формы современного русского народного хора
3. Репертуар.
4. Вокально-хоровая структура
5. Партитура русского народного хора
6. Организация народного хора и отбор исполнителей
7. Певческое воспитание
8. Работа над песнями с элементами движения
9. Вопросы импровизации Коллективное творчество
10. Работа над содержанием и исполнением песен
11. Организация исполнении
12 Инструментальное сопровождение в народном хоре
13. Музыкально-образовательная работа в народном хоре.
14. Особенности деятельности руководителя народного хора.
15. Профессиональные русские народные хоры
Литература

Нотное приложение:

АЙ, ДА УЖ ВЫ, НОЧИ Народная песня Московской обл.
ПО БУГРУ, ПО БЕРЕГУ. Слова и напев А. ОЛЕНИЧЕВОЙ. Обработка В. ЗАХАРОВА
БЕЛЫМ СНЕГОМ. Слова и напев А. ОЛЕНИЧЕВОИ. Обработка А. КОЛОСОВА
ПОДМОСКОВНАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ. Слова В. БОКОВА. Музыка Н. ПОЛИКАРПОВА
Ой, ВЫ, ГОРЫ. Уральская народная песня. Распев Уральского хора
НЕ БЕЛА ЗАРЯ. Пензенская народная песня. Обработка Н. КУТУЗОВА
ГОРЫ ВОРОБЬЕВСКИЕ. Русская народная песня
МАМАШЕНЬКА БРАНИТСЯ. Народная песня Красноярского края
НЕ ОРЕЛ ЛИ С ЛЕБЕДЕМ КУПАЛИСЯ. Народная песня Московской обл.
НИЧЕГО Я С СОБОЙ НЕ ПОДЕЛАЮ. Слова и музыка Н. ПОЛИКАРПОВА
ШУМИ, ШУМИ, ДУБРАВУШКА. Музыка А. АБРАМСКОГО. Слова Н.ГЕРАСИМОВОЙ
ОТ СИБИРСКИХ ПРОСТОРНЫХ ПОЛЕЙ. Мелодия и слова Крутинского хора. Распев Омского хора
ВО ПОЛЕ ОРЕШИНА. Распев народного хора
ТЫ, СИБИРЬ, РОДНАЯ СТОРОНА. Напев и слова А. ОЛЕНИЧЕВОЙ
ПОЛОСА. Народная песня Воронежской обл.
УЖ И Я ЛИ, МОЛОДА. Слова Н. ГЕРАСИМОВОЙ. Музыка А. АБРАМСКОГО
ЕСТЬ МОРЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. Народная песня иртышских казаков. Запись и обработка Е.Конькова
ХОРОШО БЫЛО, БРАТЦЫ, В ОТРЯДЕ. Народная песня Краснодарского края
ЦВЕТИКИ, ЦВЕТИКИ МОИ. Народная песня Ростовской области
Партитуры Государственных русских народных хоров
СИДЯТ ВЕТЕРАНЫ. Музыка А. ПАХМУТОВОЙ. Слова М. ЛЬВОВА Переложение В. Левашова. Из репертуара хора им. Пятницкого
ЗА ДВИНОЙ,ЗА СЕВЕРНОЙ. Слова В. БОКОВА и ПОЛИКАРПОВА. Из репертуара Северного народного хора
ОЙ ВЫ, МОРОЗЫ Народная песня Ростовской области. Из репертуара Ансамбля Донских казаков
ЭХ, ДА ЧТО ЖЕ ВАМ, ПОЛЯ. Обработка К. МАССАЛИТИНОВА. Из репертуара Воронежского народного хора
НА ГОРЕ, НА ГОРОНЬКЕ. Народная песня. Обработка В. ГОРЯЧИХ. Из репертуара Уральского народного хора
ЧТО ГОРИТ, ГОРИТ. Обработка В. ЛЕВАШОВА Из репертуара Сибирского народного хора
Я НЕ ЗНАЛА, НЕ ВЕДАЛА. Обработка Н. КУТУЗОВА Из репертуара Хора русской песни Радио
УЖ ТЫ, НОЧЬ МОЯ. Из репертуара Рязанского народного хора Обработка Е. ПОПОВА
СИБИРСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка Е. КАЛУГИНОЙ. Из репертуара Омского народного хора
ОЙ, ПОСОХ, ПОВЯЛ КАМЫШ. Обработка М. ЧУМАКОВА. Из репертуара Волжского народного хора
ШИРОКА ТЫ, СТЕПЬ. Русская народная песня. Обработка А. КОЛОСОВА Из репертуара Оренбургского народного хора
ОЙ, У ПОЛИ ТРИ ДОРОЖКИ. Песня черноморских казаков. Обработка Ю. ЗАЦАРНОГО Из репертуара Кубанского казачьего народного хора

Северный русский народный хор – душа Беломорья

Архангельские поморы – потомки древних новгородцев, заселивших этот край в глубокой древности. Их искусство до сих пор сохранилось в своей первозданности. Этот своеобразный художественный мир со своими законами и понятиями красоты. Вместе с тем в песнях и танцах Севера ярко проявляются свойственные поморам юмор, задор, внутренний темперамент. Северное песенное искусство особенное, его отличает строгость стиля, целомудренная чистота и сдержанность, всё это соединяется с мужественным эпическим и волевым началом.
Северный хор по праву называют жемчужиной русской культуры. За 85 лет своего существования он никогда не менял своё амплуа. Каждое выступление – это особый художественный мир и яркое динамичное представление: большие сюжетные постановки, вокально-хореографические композиции, картины народных праздников. Все звуковые оттенки северной природы слышны в песенном многоголосии хора: задумчивый говор тайги, плавная целомудренность рек, гулкая глубина океана и прозрачная трепетность белых ночей.

Антонина Яковлевна КОЛОТИЛОВА – основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора (1926 – 1960), народная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР

«Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ!» (А.Я. Колотилова)

Антонина Яковлевна Колотилова (Шерсткова) родилась в 1890 году в деревне Жилино, недалеко от старинного города Великий Устюг.
В 1909 году Колотилова с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию и уехала учительствовать в сельскую школу в деревню Пелягинец Никольского уезда Вологодской губернии. Именно в этой деревне Антонина Колотилова начала проявлять уже профессиональный интерес к фольклору. Она всегда с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама училась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах.
Колотилова, рожденная и выросшая на Севере России, глубоко любила свой родной край, особенно – раздолье заливных лугов в пору цветения трав.
В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж и переезжает в Никольск. Там она работает учительницей в народной школе и продолжает собирать и записывать местные песни, сказы, частушки. Врождённое артистическое дарование помогло молодой девушке легко осваивать культуру и манеру исполнения.
Через 5 лет Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Именно в этом старинном русском северном городе начинается история Северного хора. Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль, который выступает в клубах, а чуть позже и на открывшейся в городе широковещательной радиостанции. Надо сказать, что первые участники коллектива были в основном домохозяйки. Они запросто приходили к ней на квартиру, устраивали коллективные спевки, изучали заинтересовавшие их песни. Слушатели с одобрением встретили концерты молодых хористок, а выступления по радио сделали группу очень популярной. В самодеятельном хоре Колотиловой в то время насчитывалось около 15 человек.

«Антонина Яковлевна полностью заслужила любовь народа и славу о себе, ибо все силы и помыслы, неистощимую энергию и страсть души отдала народному пению и созданному ею хору... Если не было бы на свете этой замечательной женщины – не было бы нашего Северного русского народного хора!» (Нина Константиновна Мешко)

Рождение Северного хора

В 1922 году в Москве на студии звукозаписи Антонина Яковлевна знакомится с Митрофаном Пятницким. Именно эта встреча стала знаковой для Колотиловой. Знакомство с творчеством хора Пятницкого послужило толчком к созданию собственного народного хора северных песен. 8 марта 1926 года небольшой самодеятельный коллектив впервые выступил в Доме работников просвещения. Этот день стал днём рождения Северного русского народного хора.
Поначалу хор был этнографический, но затем условия сценической жизни потребовали организационной и творческой перестройки: появились танцевальная группа, баянисты. В 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа стараниями композитора В.А. Лаптева.
В коллективе тогда насчитывалось всего 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек – настоящие крестьянские сарафаны и блузы. Первыми гармонистами были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также – младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерстков. Партии на репетициях разучивали с голоса художественного руководителя. Антонина Яковлевна не только показывала, как нужно петь, но и как необходимо правильно двигаться, кланяться и держать себя на сцене.
Вновь созданный хор всегда тепло встречали на предприятиях города, в учебных заведениях, окрестных деревнях. Статус любительского коллектива не мешал Колотиловой работать серьёзно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру её исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем. В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы – бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера – знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой. Недаром Северный хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте.
В 1931 году Колотилова организует хор в Архангельске уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объёму репертуара. В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. Одновременно приобретались костюмы для участников хора.
В 1935 году, путешествуя по Поморью, Антонина Яковлевна встретилась с Марфой Семёновной Крюковой – известной сказительницей. Колотилова добилась, чтобы Крюкова участвовала в первом Всесоюзном радиофестивале (1936). В дальнейшем Марфа Крюкова ездила вместе с Северным хором в Москву, где вместе с Антониной Яковлевной работала над первыми сказами.
Кроме былин, в программы хора всегда входили весёлые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов-скоморохов, и протяжные лирические, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере.
Во время войны коллектив много концертировал. Передвигались в теплушках, жили впроголодь, недосыпали, то и дело спасались от бомбёжек. Выезжали на Северный флот, в Мурманск, Заполярье, на Карело-Финский фронт, на Урал. В 1944-м уезжали на полгода на Дальний Восток.


Антонина Колотилова: «Люблю свой родной Север и ему пою песни!»

До 1960 года Антонина Яковлевна оставалась художественным руководителем коллектива. Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелёгким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском всё новых сценических форм и исполнительских средств. Жизнь Колотиловой была подлинным творческим подвигом, а заложенные ею традиции живы в коллективе.

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/
Ред. совет «Вологодская энциклопеция».- Вологда:
ВГПУ, издательство «Русь», 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X

В 1960 году народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии Антонина Яковлевна Колотилова передала руководство коллективом выпускнице Московской государственной консерватории имени Чайковского, опытному педагогу и хормейстеру Нине Константиновне Мешко. Новый период в жизни коллектива отмечен ростом профессионализма и сценической культуры.

Нина Константиновна Мешко – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, художественный руководитель северного народного хора с 1960 по 2008 год, академик МАЮ, профессор кафедры РАМ им. Гнесиных

«На культуре своей традиционной, коренной и держится народ!» (Нина Мешко)

Нина Мешко родилась в 1917 году в деревне Малахово Ржевского района Тверской области в семье учителей, где очень любили песни. У мамы, Александры Васильевны, был замечательный голос, а отец, Константин Иванович, не только руководил школьным хором, но и любил петь в местной церкви.

Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Сколько мне было лет не помню, может, даже меньше года… Я была завернута в пуховой платок, и кто-то держал меня на руках. В кухне вокруг большого деревянного стола сидели люди, и все пели. А я при этом испытывала какое-то совершенно неизъяснимое блаженство…»
Маленькая Нина самостоятельно освоила игру на рояле, изучила элементарную теорию музыки, сольфеджио. И её настолько захватил мир музыки, что она решила: только музыка и больше ничего! И поэтому, нисколько не сомневаясь, Нина Мешко поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции, и по окончании в Московскую консерваторию на дирижерско-хоровой факультет. Именно там Нина Константиновна впервые услышала Северный хор. Он произвёл на неё очень сильное впечатление.
А дальше Нине Мешко предложили создать народный хор Московской области. Именно после этой работы Нина Константиновна решила окончательно: только народное пение и больше ничего.
Из воспоминаний Н.К. Мешко: «В меня буквально ворвалась какая-то одержимость возродить народную культуру пения. Потому что она была высочайшая! Это такое мастерство! Об этом говорят записи, особенно северные».
После Московского хора Нина Мешко работала с Хором русской народной песни Всесоюзного радио, ну а затем последовало приглашение возглавить Северный хор. Север её покорил и влюбил в себя.
Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Исполнять песню так, как на Севере, могут люди, замечательно владеющие культурой пения, имея прекрасные, гибкие, свободные голоса».
Почти 50 лет Нина Константиновна Мешко возглавляла Академический Северный русский народный хор, известный не только в России, но и далеко за её пределами. Она приняла эту эстафету от своего учителя Антонины Колотиловой. При Нине Мешко хор стал лауреатом всевозможных международных конкурсов. Мешко была основателем «Гнесинской школы народного пения». «Школа Мешко» воспитала целую плеяду преподавателей, хормейстеров и исполнителей народной песни. Среди них Татьяна Петрова, Надежда Бабкина, Людмила Рюмина, Наталья Борискова, Михаил Фирсов и многие другие. Своим учителем считала её Людмила Зыкина. Мешко разработала собственную хоровую методику, которую используют теперь её многочисленные ученики.
Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Песенное искусство – летопись жизни всего русского народа. Она уникальна, необыкновенно богата, как непревзойдённо богат русский язык. И потом она живая, непрерывно развивающаяся, обновляющаяся, возрождающаяся из пепла… На культуре своей традиционной, коренной держится народ».

Исповедь

Прости, прости меня, Господь,
За то, что сделать не сумела
И в суете дневных забот
Отдать долги я не успела.
Я не успела подарить
Кому-то взгляд, кому-то ласку,
Одним не облегчила боль,
Другим не досказала сказку.
Перед родными в скорбный час
Не совершила покаянья
И нищему в суму не раз
Не положила подаянья.
Любя друзей, нередко их
Сама невольно обижаю,
А видя горести других,
Я от страданья убегаю.
Я устремляюсь жадно к небу,
Но груз забот влечёт к земле.
Хочу отдать кусочек хлеба -
И забываю на столе.
Я знаю всё, что я должна,
Но не исполнила завета…
Простишь ли Ты меня, Господь,
За всё, за всё, за всё за это?

Н. Мешко

Ирина Лыскова,
пресс-секретарь Северного хора


Самобытность репертуара и внимание к песенному богатству края

Ведущая группа коллектива – женский хор очаровывает слушателя неповторимым тембром, красотой самобытных распевов, чистотой звучания женских голосов а-капелла. В хоре сохраняется преемственность певческой традиции. Северный хор, отличающийся высокой певческой культурой и неповторимой самобытностью, стабильно сохраняет традиции и приоритет высокой духовности в исполнении.
Отдельного внимания заслуживают костюмы Северного хора. Созданные профессиональными художниками-костюмерами, на основе лучших образцов из музейных коллекций Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, они являют собой собирательный образ русского национального костюма северян. Во время концерта артисты несколько раз меняют костюмы – представая перед зрителем в праздничном, будничном или стилизованном костюмах, созданных специально для концертных номеров.
В состав коллектива входят три группы - хоровая, танцевальная и оркестр русских народных инструментов. Ещё в 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа стараниями композитора В.А. Лаптева. В звучании русских народных инструментов оркестра – удивительная задушевность и теплота. Самобытность репертуара и внимание к песенному богатству края, современность и высокий уровень исполнения, приносят хору заслуженный успех!
Внимание зрителя постоянно приковано к сцене: весёлые скоморошины чередуются с лирическими протяжными песнями, задорные кадрили сменяют степенные хороводы, а-капелльное пение чередуется с музыкальными произведениями.
Особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории. Хор активно продолжает свою концертную деятельность в России и за рубежом.
В 1957 году коллектив становится лауреатом фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Это событие открыло хору дорогу за рубеж. Начался новый этап в деятельности коллектива, чтобы добиться признания за рубежом, хор должен быть особенным.
С 1959 года хор побывал в Польше, Болгарии, Франции, Германии, Италии, Китае, Индии, Афганистане, Японии, Тунисе, США. Коллектив несколько раз выезжал с концертами в Финляндию, побывал в Швеции и Норвегии. Подготовил программу «Арктическая рапсодия» совместно с фольклорным танцевальным ансамблем «Rimpparemmi» в Финляндии (Рованиеми). Работал в 2004 и в 2007 году в Дамаске (Сирия), где в русско-сирийском центре проходили Дни России. В 2005 году коллектив приглашается музейным объединением города Варде (Норвегия) на празднование юбилея города. Осенью 2005 года коллектив участвует в фестивале русской культуры и кинематографии в Ницце. «Самые сокровенные уголки французской души были задеты артистами – северянами из России, получив мощный эмоциональный отклик, зал долго не отпускал артистов, аплодируя со слезами на глазах. Это триумф русского национального народного искусства!» – так оценивали выступления хора французские СМИ. В 2007 году Северный хор официально приглашён Министерством культуры Сирии, Представительством Росзарубежцентра в Сирийской Арабской Республике и Российским культурным центром в Дамаске на фольклорный фестиваль в г. Босра.
Северный хор постоянный участник больших событий в России, так весной 2004 года, коллектив принимал участие в Пасхальном фестивале в Москве, в 2005 году вместе с заслуженной артисткой России, ученицей Н.К. Мешко Т. Петровой и Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н.П. Осипова принимал участие в праздновании 250-летия МГУ.
Северный хор успешно сочетает авторскую музыку современных композиторов с традиционным народным мелосом, добиваясь сценической правды и северного колорита в исполнении артистов. В репертуаре хора звучат песни на стихи: Сергея Есенина, Ольги Фокиной, Ларисы Васильевой, Александра Прокофьева, Виктора Бокова, архангельских поэтов Дмитрия Ушакова и Николая Журавлёва, Олега Думанского.

Награды и звания северного хора

За свою 85–летнюю творческую жизнь коллектив удостоен высоких званий и наград.

1940 год
Коллективу присвоен статус профессионального государственного коллектива.

1944 год
1 премия на Всероссийском смотре хоров (Москва)

1957 год

Лауреат и Большая Золотая медаль VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (г. Москва).
Лауреат и Диплом 1 степени (вторично) во втором Всесоюзном фестивале музыкальных театров, ансамблей, хоров (г. Москва).

1967 год

Диплом Всесоюзного смотра профессиональных художественных коллективов.

1971 год
Лауреат VI Международного фольклорного фестиваля в Тунисе.

1975 год
Лауреат и Диплом 1 степени во Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров.

1976 год
Приказом министра культуры присвоено звание – «Академический».

1977 год
Лауреат и Золотая медаль Магдебургского фестиваля советско-немецкой дружбы.
Лауреат конкурса художественных коллективов России.

1999 год
Лауреат IV фестиваля «Фольклорная весна» и 1 Всероссийского фестиваля национальной культуры.

2001 год
Лауреат Международного фольклорного фестиваля в г. Сен-Гислен (Бельгия).

2002 год
Лауреат Международного фольклорного фестиваля в г. Рованиеми (Финляндия).
Лауреат Всероссийского Московского фестиваля национальных культур.

2003 год
Лауреат Российского фестиваля национальных культур (г. Санкт-Петербург).
Лауреат конгресса и фестиваля национальных культур народов России (г. Нижний Новгород).

2007 год
Лауреат фестиваля народного искусства в г. Босра (Сирийская арабская Республика).

2010 год
Лауреат I Всероссийского фестиваля народно-певческого искусства «Вечные истоки» (г. Москва).

2011 год
8 марта концертной программой «Северный хор на все времена» отмечен 85-летний юбилей Северного хора.
Северному хору присвоен статус «Особо ценный объект культурного достояния Архангельской области».
Лауреат Международного Рождественского фестиваля в Италии. В рамках конкурса коллектив получил два золотых диплома в номинации «Сценический фольклор» и «Духовное пение».

2012 год
Лауреат фестиваля профессиональных хоров «Славянский хоровод» (г. Рязань).
Организатор II Всероссийского фестиваля памяти Народной артистки СССР, художественного руководителя коллектива Нины Константиновны Мешко.

Руководители Северного хора

Директор хора: Наталья Георгиевна Асадчик.

Художественный руководитель: заслуженная артистка России, профессор Академии музыки имени Гнесиных Светлана Конопьяновна Игнатьева.

Главный дирижёр: заслуженный артист России Александр Михайлович Качаев.


Главный балетмейстер: заслуженный артист России Селиванов Александр Петрович.

С 19 по 22 апреля 2013г. хор участвовал во Всероссийском фестивале-конкурсе музыкально-художественного творчества «Открытые страницы» в г. Тула.

С 7 по 11 мая 2014 года хор русской песни «Родники души» стал дипломантом фестиваля вокально-хорового, инструментального и театрального творчества «Страна магнолий» в г.Сочи.

2 октября 2016 года - ЛАУРЕАТ I степени Всероссийского конкурса дарований и талантов «Жизнь в сказке».

Регулярно проводятся встречи участников коллектива, где отмечаются важные даты жизни страны, праздники общественные и православные, дни рождения участников коллектива.

В основе творческой деятельности коллектива лежит, конечно же, пропаганда русской народной песни, которая, как бальзам, ложится на сердца наших зрителей, где бы коллектив не выступал.

Этот коллектив уникален в своей неповторимости тем, что его репертуар включает в себя народные песни России, Украины, песни композиторов - современников и даже романсы. Много песен в репертуаре коллектива о родном крае и о Родине в целом.

Хор русской песни был создан в 1971 году при Белгородском Витаминном комбинате под руководством Н.И. Чендевой. Состав хора в основном состоял из рабочих и инженерно-технических работников комбината. С годами он омолаживался, и к 1992 году в хоре осталось уже небольшое количество первого состава участников. Но хористы поддерживали связь друг с другом. В октябре 2002 г. хор возобновил свою деятельность под руководством заслуженного артиста России М.И. Белоусенко.

Концертную деятельность хор начал в мае 2003 г. и уже за короткий срок дал большое количество концертов перед зрителями г. Белгорода и области. Коллектив очень востребован, постоянно пополняется новыми участниками. Постоянно пополняется и репертуар хора. В 2004 и 2007 гг. коллектив стал лауреатом Международного фестиваля русского народного творчества на Украине «Талица» (г. Харьков). Хор русской песни является лауреатом и дипломантом многих Международных, Всероссийских, областных и региональных конкурсов и фестивалей, участником всех значимых мероприятий города и области. Имеет звание - «Народный коллектив».

26-27 марта 2011 г. в г. Белгороде (п. Дубовое) прошел II Международный фестиваль-конкурс хоров и вокалистов «Серебряный ветер». В данном фестивале были представлены все вокальные номинации: народный, эстрадный академический вокал, сольное, ансамблевое и хоровое пение. «Народный коллектив» хор русской песни «Родники души» в номинации «народный хор» был удостоен диплома Лауреата I степени и как лучший хоровой коллектив награжден Гран-при.

8-10 апреля 2011 г. в г. Ялта (Украина) состоялся телевизионный Международный фестиваль вокального искусства. Хор русской песни «Родники души» был награжден Кубком и дипломом Лауреата I степени в категории «народный вокал», в очередной раз подтвердив свой высокий уровень и любовь к русской народной песне.

28 апреля 2012 года в концертном зале Белгородского государственного центра народного творчества состоялся праздничный концерт хора русской песни «Родники души», посвящённый 10-летию творческой деятельности коллектива. В программе концерта приняли участие: ансамбль русского танца «Былина» под руководством заслуженного работника культуры РФ В.И. Белых, вокально-хореографический ансамбль «Белогорье» под управлением заслуженного работника культуры РФ Н.И. Чендевой, ансамбль бального танца «Грация» (руководитель - заслуженный работник культуры РФ В.А. Бабкин), ансамбль казачьей песни «Сестрицы и казаки» под управлением В.М. Долгошеевой. В исполнении хора "Родники души" прозвучали русские, украинские и казачьи народные песни, песни современных композиторов, песни белгородского композитора Александра Григорьевича Сёмки. Не смолкая звучали восторженные аплодисменты зрителей. В завершении торжества коллективу были вручены благодарственные письма от управления культуры Белгородской области, Белгородского государственного центра народного творчества за многолетнее и активное участие в самодеятельном художественном творчестве и в связи с 10-летием создания коллектива.

С арафаны в пол, кокошники и песенное искусство. Русские народные хоровые коллективы со званием «академические» - как признание наивысшего уровня сценического мастерства. Подробнее о пути «народников» на большую сцену - Наталья Летникова.

Кубанский казачий хор

200 лет истории. Песни казаков - не то конный марш, не то пешая вылазка под «Маруся, раз, два, три...» с молодецким посвистом. 1811-й - год создания первого хорового коллектива в России. Живой исторический памятник, пронесший сквозь века кубанскую историю и певческие традиции казачьего войска. У истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. С середины ХIХ века коллектив не только участвовал в богослужениях, но и давал светские концерты в духе бесшабашной казачьей вольницы и, по Есенину , - «тоски веселой».

Хор имени Митрофана Пятницкого

Коллектив, уже век гордо именующий себя «крестьянским». И пусть сегодня на сцене выступают профессиональные артисты, а не обычные голосистые крестьяне-великороссы из Рязанской, Воронежской и других губерний, - хор представляет народную песню в удивительной гармонии и красе. Каждое выступление вызывает восхищение, как и сто лет назад. Первый концерт крестьянского хора состоялся в зале Благородного собрания. Зрители, в числе которых были Рахманинов , Шаляпин, Бунин, ушли после выступления потрясенные.

Северный народный хор

Простая сельская учительница Антонина Колотилова жила в Великом Устюге. За рукоделием собирала любителей народной песни. Февральским вечером шили белье для детского дома: «Ровный, мягкий свет, падавший от лампы-молнии, создавал особый уют. А за окном бушевала февральская непогода, ветер свистел в трубе, гремел досками на крыше, бросал хлопья снега в окно. От этого несоответствия между теплом уютной комнаты и завыванием снежной вьюги было немножко тоскливо на душе. И вдруг зазвучала песня, грустная, протяжная...» Так и звучит северный напев - 90 лет. Уже со сцены.

Рязанский народный хор имени Евгения Попова

Есенинские песни. На родине главного певца земли Русской и поют его стихи. Мелодичные, пронзительные, волнующие. Где белая береза - не то дерево, не то девушка, застывшая на высоком берегу Оки. А тополь непременно «серебрист и светел». Создавался хор на основе сельского фольклорного ансамбля села Большая Журавинка, выступавшего с 1932 года. Рязанскому хору повезло. Руководитель коллектива Евгений Попов сам писал музыку к стихам удивительно чувствовавшего красоту земляка. Поют эти песни - будто рассказывают о своей жизни. Тепло и нежно.

Сибирский народный хор

Хор, балет, оркестр, детская студия. Сибирский хор многогранен и созвучен морозному ветру. Концертная программа «Ямщицкий сказ» основана на музыкальном, песенном и хореографическом материале Сибирского края, как и многие сценические зарисовки коллектива. Творчество сибиряков видели в 50 странах мира - от Германии и Бельгии до Монголии и Кореи. Чем живут, о том и поют. Сначала в Сибири , а потом и по всей стране. Как вышло с песней Николая Кудрина «Хлеб - всему голова», которая впервые прозвучала в исполнении Сибирского хора.

Воронежский русский народный хор имени Константина Массалитинова

Песни в прифронтовой полосе в те тяжелые дни, когда, казалось бы, совсем не до творчества. Воронежский хор появился в рабочем поселке Анна в разгар Великой Отечественной войны - в 1943 году. Первыми услышали песни нового коллектива в воинских частях. Первый большой концерт - со слезами на глазах - прошел в освобожденном от немцев Воронеже. В репертуаре - лирические песни и частушки, которые в России знают и любят. В том числе благодаря самой известной солистке Воронежского хора - Марии Мордасовой.

Волжский народный хор имени Петра Милославова

«По сцене театра Шатле гуляет степной ветер и доносит нам аромат самобытных песен и танцев», - писала французская газета L’Umanite в 1958 году. Самара-городок представила французам песенное наследие Поволжья. Исполнитель - Волжский народный хор, созданный решением Правительства РСФСР в 1952 году Петром Милославовым. Неспешная и душевная жизнь по берегам великой Волги и на сцене. В коллективе начинала свой творческий путь Екатерина Шаврина. В исполнении Волжского хора впервые прозвучала песня «Белоснежная вишня».

Омский народный хор

Медведь с балалайкой. Эмблема прославленного коллектива хорошо известна и в России, и за рубежом. «Любовь и гордость земли Сибирской», как окрестили коллектив критики в одной из зарубежных поездок. «Омский народный хор не назовешь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам - живое воплощение народного творчества наших дней», - писала британская The Daily Telegraph. В основе репертуара - сибирские песни, записанные основателем коллектива Еленой Калугиной полвека назад и яркие картинки из жизни. К примеру, сюита «Зимние сибирские забавы».

Уральский народный хор

Выступления на фронтах и в госпиталях. Урал не только давал стране металл, но и поднимал боевой дух вихревыми плясками и хороводами, богатейшим фольклорным материалом земли Уральской. При Свердловской филармонии объединили самодеятельные коллективы окрестных сел Измоденово, Покровское, Катарач, Лая. «Наш жанр - живой» , - говорят в коллективе и сегодня. И сохранять эту жизнь считают главной задачей. Как знаменитую уральскую «Семёру». «Дробушки» и «барабушки» на сцене уже 70 лет. Не танец, а пляска. Истовая и удалая.

Оренбургский народный хор

Пуховый платок как часть сценического костюма. Пушистые кружева в переплетении с народными песнями и в хороводе - как часть быта оренбургского казачества. Коллектив создан в 1958 году для сохранения уникальной культуры и обрядов, бытующих «на краю Руси обширной, вдоль Урала берегов». Каждое выступление - словно спектакль. Исполняют не только песни, что сложил народ. Даже у танцев литературная основа. «Когда казаки плачут» - хореографическая композиция по мотивам рассказа Михаила Шолохова из быта станичников. Впрочем, что ни песня или танец - то своя история.

Фольклор земли Рязанской

Широки и необъятны рязанские дали. Ласково шепчут о чём-то при лёгком дуновении ветерка бескрайние Мещерские леса. Среди цветущих лугов струит свои чистые воды неторопливая синеглазая Ока. Сколькими талантами одарила и удивила эта земля, а какие песни живут в душе народной здесь, в сердце России!
Все самобытные черты песенной традиции рязанского края бережно хранит Рязанский хор, основу репертуара которого составляют старинные песни. В них звучит душа народа – то грустная и задумчивая, то нежная и любящая, рвущаяся к счастью. Хору и солистам удаётся передать колорит каждого напева с большой достоверностью и точностью. И сегодня, как и прежде, неизменным остаётся творческое кредо коллектива – возрождение, сохранение и развитие богатейших фольклорных традиций родного края и русской народно-певческой культуры.
Хор был создан в 1946 году на основе фольклорного ансамбля села Большая Журавинка Ряжского район Рязанской области. Его основатель и первый художественный руководитель Ирина Ивановна Косилкина сумела создать из самодеятельного коллектива профессиональный хор русской народной песни. С 1950 года руководителем хора становится уроженец Старожиловского района, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Евгений Григорьевич Попов, чьё имя в дальнейшем было присвоено коллективу. Е.Г. Попов тонко и бережно относился к истокам песенного творчества родного края. Им были записаны и обработаны сотни мелодий, вошедших в золотой фонд репертуара Рязанского народного хора. Звучание хора неповторимо и своеобразно. Для него характерны теплота, задушевность и проникновенная лирика, так свойственные русской душе. И столь же неповторимы его песни – часть музыкальной сокровищницы России, песни, что сложены в «стране берёзового ситца». Бережно сохраняются хоровые и танцевальные традиции родной стороны. Рязанский фольклор лежит в основе плясок и вокально-хореографических картин.

Косилкина Ирина Ивановна, уроженка села Большая Журавинка, музыкант-самоучка, женщина с большой творческой волей и организационными способностями, возглавила Журавинский хор, а затем и Рязанский народный хор

Неблизкие уже 30-е годы, рязанская глубинка. И вот здесь, в селе Большая Журавинка Ряжского района, местные крестьяне собираются на спевки. Да не на завалинке. Не за околицей в хороводе. Не на посиделках, а в хор. Время так предопределило – не смолкла тогда песня русская. Справедливости ради стоит сказать, пожалуй, что в ту пору в Ряжском районе существовало немало других сельских хоровых коллективов: Фофановский, к примеру, Еголдаевский... Но наибольший успех выпал на долю журавинцев – их ценили за особую манеру пения – со звонким, «полётным» звуком, с красочными подголосками и неповторимым репертуаром – от «своего села».
В те годы в хоре «играло» (во многих рязанских и русских сёлах до сих пор говорят не «петь», а «играть») небольшое число певцов-самородков, уроженцев села. А первое публичное выступление журавинцев состоялось в 1932 году и вызвало самый живой интерес.
И с 30-х годов этот самобытный коллектив возглавила Ирина Ивановна Косилкина, известная в селе певунья и сочинительница частушек. Она и определила дальнейшую его судьбу. Все довоенные годы хор был заметен (и отмечался неоднократно) на различных областных смотрах, часто приглашали его в Москву на творческие олимпиады (были такие раньше), где журавинцы, представляя рязанскую землю, показывали своё глубинно-русское народное исполнительское искусство.
А назывались журавинцы тогда безыскусно – «хором колхоза имени Карла Маркса».
В те годы основой репертуара хора были любимые песни села Большая Журавинка: «Ой, да закатилось красное солнышко», «Посеяли девки лён», «Рябина-рябинушка». Охотно пели и авторские песни тех лет, как бы сейчас сказали, периода колхозного строительства: таков был быт...
В годы Великой Отечественной войны певицы журавинского хора Горбунова и Королькова с баянистом Летаевым в составе концертной бригады немало проехали по фронтовым дорогам, несколько месяцев выступали перед бойцами Красной Армии в непростых зачастую условиях, с риском для жизни...
...И вот год 46-й, который можно назвать судьбоносным (не побоюсь этого слова) в жизни хора! 27 октября 1946 года по решению областного Совета Журавинский хор русской песни был «переведён» в число профессиональных, став Государственным Рязанским русским народным хором. И первым его профессиональным художественным руководителем стала Ирина Ивановна Косилкина. Для неё теперь встала трудная и ответственная задача: вести коллектив по незнакомой прежде стезе – профессионального исполнительства.
С первых дней она за основное взяла самое бережное отношение к местным певческим традициям. Однако этого в новой для неё роли, конечно же, говоря откровенно, было мало. Трудно было ей освоить музыкальную грамоту, но она, понимая необходимость этого в работе, была настойчива и неутомима. Едет в Тульскую область, в город Венёв, учится там на курсах музыкального образования...
Ирина Ивановна много в это время ездит по сёлам, собирает песни, подлинные народные костюмы рязанского края – всё для становления родного хора. Тогда же ею записаны народные русские песни, которые мы сейчас знаем и исполняем, такие, как «Ой, да по край леснику», «Ой, гуляйте, девки, время», «Сидит дрёма», «Под-за крышей воробей» и многие, многие другие: хороводные, свадебные, шуточные, плясовые! И вот уж 90 лет, оказывается, со дня её рождения. А у меня на рабочем столе в кабинете до сих пор лежат «настольными книгами» полевые записки Ирины Ивановны – тетрадки с нотными записями рязанских песен, которые делала она во время своих поездок.
Не могу не упомянуть, как своеобразно работала Ирина Ивановна Косилкина с хором, по принципам народной импровизации. На занятиях просила певцов «искать свои голоса». Это характерно для традиционного народного исполнения песен.
Продолжены, не забыты были (и это особенно важно) традиции собирания песенного фольклора, начатые Ириной Ивановной Косилкиной. В первые годы своей творческой работы в хоре Евгений Григорьевич Попов неизменно обращался к фольклорному материалу, собранному Ириной Ивановной. Она в то время, оставаясь в коллективе консультантом по фольклору, всячески поддерживала его интерес к истокам народного исполнительства. И те её тетради, которые теперь в культурном багаже нашего хора, постоянно им перелистывались.

Записал Николай Реунов, «Рязанские ведомости», 22.05.2001 г.
(Из интервью с А.А. Козыревым)

«Куплеты из главной песни Арины Косилкиной» – документальный фильм о жизни и творческом пути Ирины Ивановны Косилкиной. Фильм впервые представлен в рамках Седьмых Гаретовских чтений и посвящён предстоящему 100-летнему юбилею Ирины Косилкиной.

Евгений Григорьевич Попов – хоровой дирижёр, композитор, народный артист РСФСР, ученик К.Б. Птицы, художественный руководитель Рязанского народного хора

Его судьбе можно позавидовать. В селе Гулынки, на Рязанщине, где в семье сельского фельдшера Григория Аристарховича Попова он родился, песня была в чести. Пели в доме, пели в зимнюю пору на посиделках в соседней избе, пели у околицы в весенние и летние ночи. Если судить по семейным воспоминаниям, виновником всего был сосед – плотник, первый на селе плясун и музыкант. В знак глубокого почтения к местному фельдшеру он смастерил для его четырёхлетнего сына балалайку в три струны. Родители удивились не по детски серьёзному отношению маленького Жени к новой игрушке. Но, замечая, как повзрослев, мальчик всё больше тянется к музыкальным инструментам, часами может слушать пение деревенских женщин, родители поняли: их сын навсегда потерян для медицины, техники, науки и многих других сфер человеческой деятельности. Это была счастливая потеря: от неё выиграла песня.
Радостное открытие русского песенного богатства сопровождало Е. Попова и в родном селе, и в Рязанском музыкальном училище, и в Московской государственной консерватории. Но не всё было легко и радостно. В тот самый день, когда на вступительных экзаменах в консерваторию Е. Попов сдавал сольфеджио и гармонию, в аудиторию вбежала девушка и выдохнула: «Война…»
И Попов надел солдатскую шинель. Он служил на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией. А, демобилизовавшись из части, на следующий же день явился в консерваторию. Ему резонно заметили: «На улице февраль, занятия начались в сентябре, так что приезжайте на следующий год». Помогла счастливая случайность. В учебную часть зашёл заместитель декана дирижёрско-хорового факультета: «Попов? Прекрасно помню Вас по довоенным вступительным экзаменам. Разыщите-ка в архиве свой старый экзаменационный лист. Но курс занимается уже пять месяцев. Сумеете догнать?»
Попов сумел. Занимался по 14 часов в сутки. Практику проходил в Большом театре, который стал для него настоящей школой русской певческой культуры.
Получив диплом с отличием, талантливый дирижер, молодой композитор Е. Попов отказывается от лестного предложения заняться педагогической деятельностью в Саратовской консерватории и с радостью соглашается возглавить никому не известный в те годы Рязанский русский народный хор. Хор в то время переживал тяжёлый период: не было помещений для репетиций, жилья, не хватало основ музыкальной грамоты. Коллектив базировался в селе Журавинка Ряжского района, а в Рязань приезжал словно на гастроли. Хор таял. К приезду Е. Попова в нём осталось 14 человек. Благодаря организаторскому умению Е. Попова через неделю хор получил общежитие в Рязани, сцену одного из заводских клубов для занятий. В короткое время коллектив был укомплектован. Стали заниматься нотной грамотой, историей музыки.
Одна за другой следуют организованные Поповым фольклорные экспедиции.

Евгений Григорьевич собрал около 300 песен Рязанского края. Более 100 песен обработаны композитором и исполняются Рязанским хором, вызывая восхищение слушателей. И сегодня звучат «Ты рябина ли», «Ой, да закатилось красное солнышко», «Рябина-рябинушка»...
В 2001 году Государственный академический Рязанский русский народный хор удостаивается имени своего легендарного художественного руководителя – Евгения Попова. Евгений Попов навсегда вошёл в историю русской музыкальной культуры.

«Счастлив тот человек, который однажды завернёт с большака на просёлок, увидит заросший пруд у родной околицы, почерневший от непогоды дом, где знаком каждый сучок в добела отмытых половицах, и вдруг почувствует, поймёт сердцем, что нельзя послужить России, не послужив родным местам» – говорил Е.Г. Попов.

Жемчужиной репертуара Рязанского хора, визитной карточкой не только хора, но и всего Рязанского края стала песня Евгения Попова на стихи Сергея Есенина «Над окошком месяц»

В репертуаре хора особое место занимают песни на стихи Сергея Есенина, музыку к которым написал Е. Попов. Вот что он говорил: «Сергей Есенин для нас не только великий русский поэт, но и дорогой, близкий земляк. Неповторимо воспета им наша рязанская природа. В стихах его масса наших рязанских слов, оборотов, выражений, а самое главное – в поэзии Есенина живёт душа народа, любовью к родному краю пронизана каждая строчка его стихов».
И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле.
От проникновенных стихов о «стране березового ситца», шири её степных раздолий, сини озёр, шуме зелёных дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.
Есенин знал русскую поэзию, особенно ценил стихи, ставшие народными песнями, мечтал, чтобы и его поэзия «впитывалась в плоть народа». Множество композиторов обращались и обращаются к поэзии Есенина.
Значительную часть репертуара Рязанского хора составляют песни на стихи Сергея Есенина – это не только дань великому земляку, но и неисчерпаемый источник вдохновения для композиторов, исполнителей и слушателей.
Первая песня Е. Попова на стихи С. Есенина «Берёза» появилась в 1956 году. Композитор вспоминает: «Это одно из ранних произведений поэта, созданное им в 15-летнем возрасте. В нём рисуется русская природа, я бы сказал даже рязанская природа: зимний пейзаж в очень светлых, мягких тонах… И музыку я стремился написать тоже светлую, лирическую, так, чтобы и берёза-то была наша, рязанская не только по стихам, но и по музыке».
Песни на стихи Сергея Есенина – это и дань Рязанского хора великому земляку и неисчерпаемый источник вдохновения.
«Одно из поэтичнейших чудес С. Есенина, – говорит композитор, – это уже зрелая поэзия человека, много повидавшего, побывавшего далеко от Родины, но сохранившего в душе живую и трепетную любовь к родному краю. Создавая песню на эти стихи, я стремился бережно сохранить всё их очарование, богатый поэтический подтекст».
Воспетая великим русским поэтом красота «страны березового ситца», её прекрасные люди обрели вторую музыкальную, сценическую жизнь в искусстве Рязанского русского народного хора. Это традиционные народные песни Рязанского края в превосходных музыкальных обработках легендарных руководителей хора – Е.Г. Попова и А.А. Козырева. Великолепная песенная лирика на стихи Сергея Есенина композиторов рязанской земли - Евгения Попова, Александра Ермакова, Георгия Галахова, ярчайшее музыкальное наследие нашего земляка, композитора Александра Аверкина.
Хор исполняет все песни, написанные нашим русским поэтом из Рязанской области Сергеем Есениным. Хор из Рязани поёт песни своих великих земляков! А ещё рядом с Рязанью находится село Константиново, где родился и вырос Сергей Есенин.

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» – доносится из приёмника песня. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём». Излив нахлынувшие на него с песней чувства, автор заключил свою исповедь словами: «Шапки долой, Россия! Есенина поют!» (Виктор Астафьев)

Государственный академический Рязанский русский народный хор имени Е. Попова является жемчужиной русской культуры

Сегодня коллектив представляет собой синтез трёх направлений народно-сценического искусства: вокально-хоровое, танцевальное и инструментальное, где каждый исполнитель является профессиональным артистом и имеет специальную подготовку и образование.
Творческое кредо хора – сохранение, развитие и возрождение на сцене богатейшего наследия фольклорных традиций и современной авторской музыки в жанре народного исполнительства.
Большая творческая деятельность в статусе государственного народного хора направлена на сохранение местной оригинальной манеры пения, запись и обработку рязанского фольклора и поиск новых произведений, соответствующих критериям подлинного искусства.
Среди новых номеров – «Рязанская праздничная», песня Сараевского района «Боченька». Динамики и задора добавили вокально-хореографические картины на темы рязанских ремёсел, подготовленные к фестивалю «Славянский хоровод». В постановках предстали бондари, кузнецы, плотники, михайловские кружевницы… Больше всего поразил, пожалуй, номер «Гончары». Глина, гончарный круг, процесс рождения под руками мастера произведения искусства – удивительно, что всё это можно показать через танец. Композиция когда-то уже покоряла сердца зрителей и теперь вновь вернулась на сцену. Постоянный поиск новых выразительных средств, привёл к созданию композиций на основе элементов народных промыслов: «Михайловское кружево», «Скопинские гончары».

Певец другого края Владимир Солоухин писал: «Можно принять за трели соловья песнь иной пичужки, пока вдруг не услышишь истинного певца русского леса. Ошибиться тут невозможно. Настолько трели совершенны и неповторимы».

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...