Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности м 1990. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности:: Пер. с англ. и фр. См. также в других словарях

12 Линн Уайт-мл. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990, С. 194-195.

С наступлением капиталистического способа производства, повлекшего за собой индустриализацию общества, происходит резкое изменение отношения человека к природе. Миллионы гектаров земли используются для строительства заводов и фабрик, огромных городов. Интенсивно разрабатываются, добываются и используются полезные ископаемые: нефть, газ, каменный уголь, медь и т.д. Французский ученый Ф. Сен-Марк пишет, что французское общество с точки зрения материального благополучия "высоко ценит природное пространство, производящее материальные богатства, которые в свою очередь ухудшают и разрушают его. Но оно мало ценит его, а часто и вовсе не ценит в качестве источника нематериальных благ, сохраняющих целостность пространства. Охранять природу почти невыгодно для ее владельца; разрушая ее, он получает огромную прибыль" .

13 Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. С. 35.

Современное общество переживает глубокий экологический кризис.

В связи с ростом эксплуатации природных ресурсов и дальнейшим загрязнением окружающей среды ресурсов возникла угроза гибели земной цивилизации. Тот же Ф. Сен-Марк пишет, что "четырехмоторный реактивный "Боинг", летающий по маршруту Париж - Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуковой "Конкорд" использует при взлете свыше 700 килограммов воздуха в секунду. Мировая коммерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два миллиарда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли" .

Человек неразумно вмешивается во все сферы природы, что приводит к резкому ухудшению ландшафта земли, многие животные либо совсем исчезли, либо находятся на грани исчезновения. Появление озоновых дыр свидетельствует о том, что может измениться не только биосфера, но и атмосфера Земли.

Большой ущерб природной среде наносится производством испытанием новых видов вооружений, прежде ядерного оружия. На само производство уходят десятки тысяч ценнейших полезных ископаемых, мирное использование которых дало бы огромную выгоду всем народам и государствам. А испытание ядерного оружия губительно сказывается на животном и растительном мире. "При взрыве ядерных боезарядов образуются вещества, обладающие высокой радиоактивностью. Сразу же после взрыва радиоактивные продукты устремляются вверх в виде раскаленных газов. По мере подъема они остывают и конденсируются. Их частицы оседают на капли влаги или пыль. Затем начинается процесс постепенного выпадения радиоактивных осадков на поверхность земли в виде дождя или снега... Через несколько недель или даже лет радиоактивные вещества, разносимые воздушными течениями, окажутся на тысячи километров от места их образования" . Словом, жизнь полностью погибает там, где испытывается ядерное оружие, и оказывается под угрозой в других точках земного шара. Не только ядерное, но и неядерное оружие наносит огромный ущерб природной среде.

14 Сен-Марк Ф. Социализация природы. С. 63.

15 Вавилов A.M. Экологические последствия гонки вооружений. М., 1984. С. 58.

Чернобыльская авария 1986 года свидетельствует о том, к каким разрушительным последствиям может привести распространение радиоактивных веществ. Они отравляют атмосферу, растения, животных, человека. Словом, жизнь полностью погибает там, где появляются радиоактивные отходы.

Мы живем в эпоху глобализации, охватившей все стороны общественной жизни - экономическую, социальную, политическую, духовную и т.д. Глобализация еще больше обостряет экологический кризис, поскольку она не признает политических границ. Транснациональные корпорации, например, работают везде, где есть возможность получать огромную прибыль. При этом они мало заботятся о сохранении окружающей природной среды.

Поскольку природа выступает как единое целое, нанесение ущерба ей в том или ином регионе земного шара сказывается на всей планете. Скажем, нарушение экологического равновесия в Африке очень губительно не только для Черного континента, но и для других континентов. Чернобыльская авария произошла на территории Украины, но ее последствия сказались в тех регионах, которые отдалены от Чернобыля тысячами километров.

Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы не задумываясь вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями.

Таким образом, современная эпоха переживает глубокий экологический кризис. Общество вошло в антагонистическое противоречие с природной средой. Есть ли выход из этого тупика? Одни, будучи пессимистами, на этот вопрос отвечают отрицательно. Другие же, придерживаясь оптимистических позиций, отвечают утвердительно.

По мнению первых, длительная эволюция природы привела к возникновению разумной жизни на Земле, а теперь homo sapiens уничтожает своего родителя, но вместе с ним обрекает на погибель и себя. Вот что пишут Донелла Мидоуз, Деннис Мидоуз и Йорге,н Рандерс: "Если процессы демографического роста, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства продуктов питания и истощения природных ресурсов будут и в дальнейшем идти такими же темпами, планета достигнет предела своего репродуктивного потенциала примерно через сто лет. С большой вероятностью это приведет к внезапному неконтролируемому сокращению населения и снижению производственных мощностей" . Вторые же считают, что современная ситуация особых тревог не вызывает, что люди рано или поздно найдут выход из трудного положения, создадут новые виды энергии, искусственную природу и тем самым смогут продолжать производить материальные и духовные ценности, приумножать богатства цивилизации.

16 Донелла Мидоуз, Деннис Мидоуз, Йорген Рандерс. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее? // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под редакцией В.Л. Иноземцева, 1999. С. 576.

На мой взгляд, нельзя быть абсолютным пессимистом, ибо пессимизм приводит к бездействию и в конечном итоге к фатализму. Но нельзя быть и безудержным оптимистом, так как такой оптимизм может успокоить людей и тем самым помешать им принимать какие-то оптимальные решения. Прежде всего, надо быть реалистом, объективно оценивать сложившуюся ситуацию и в соответствии с ней действовать. При этом нужно исходить из того, что без постоянного и непрерывного контакта с природой, без взаимодействия с ней общество просто-напросто погибнет. Поэтому речь должна идти не о том, чтобы перестать пользоваться природными ресурсами, чтобы полностью разорвать отношения "общество - природа", а о том, чтобы установить такие отношения, которые не наносили бы вреда ни природе, ни обществу. Нужно отныне руководствоваться формулой: "природа - общество - природа". Это значит, что общество взаимодействует с природой и одновременно восстанавливает ее. Современная цивилизация в состоянии это делать. Каждый человек должен осознать и понять, что его жизнь и благополучие полностью зависят от витальности природной среды. В конце концов он должен чувствовать, как выразился Хиггинс, рациональный страх, то есть страх, связанный с пониманием надвигающейся опасности. Такой страх есть источник подлинной смелости и ничего общего не имеет с патологическим и истерическим страхом, обрекающим людей на бездействие.

Мировое сообщество, и в первую очередь политики развитых стран, наносящих наибольший ущерб природной среде, должно заботиться о том, чтобы каждый человек, каждое государство учитывали не только личные, но и международные интересы. Я не думаю, как это иногда предлагается, что можно было бы сформировать какое-то мировое правительство, которому могли бы подчиняться все национальные государства и которое решало бы все глобальные проблемы, включая экологические. Слишком велика сила эгоизма, отрицающая общие интересы и абсолютизирующая частные. Но под эгидой ООН многого можно добиться.

В формировании экологического сознания особая роль принадлежит средствам массовой информации. Они должны меньше заниматься политиканством и больше бить тревогу, постоянно напоминать людям об угрожающей их жизни экологической опасности. У человека должно быть сформулировано такое экологическое сознание, которое автоматически будет реагировать на любые нарушения экологического равновесия. Человек постоянно будет учитывать необходимость защиты окружающей природной среды.

Ученые всего мира могут и обязаны создавать экологически чистую технологию для производства материальных благ, для выпуска высококачественных и экономичных машин. А государства прежде всего должны ориентироваться не на высокую прибыль, а на такую прибыль, которая не губит природу, а способствует ее восстановлению. В свою очередь, мировому сообществу необходимо принимать строгие санкции против тех государств, которые наносят невосполнимый ущерб природе.

Можно возразить и сказать, что между должным и сущим огромная дистанция и что долженствование может остаться благим пожеланием. Это действительно так. Но важно показать, что возможно преодолеть экологический кризис. Если же мировая цивилизация проигнорирует эту возможность, то она погибнет и тем самым продемонстрирует свою неспособность к самосохранению и саморазвит


Жесток: "Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли".4 Целью данной работы является рассмотрение именно философских аспектов взаимоотношений человека и Природы в условиях надвигающейся экологической катастрофы, путей и возможностей формирования той новой системы ценностей, с помощью которой можно будет предотвратить сползание Человечества к собственной гибели. ...

Но и широких слоев населения. В связи с этим разрабатываются возможные сценарии и концепции глобального развития цивилизации, которые будут рассмотрены позднее. Глава 2. Аспекты экологического кризиса У современного человека все более проявляется ощущение временной ограниченности жизни и сознание пространственной ограниченности нашей среды обитания, хотя последствия человеческой деятельности...

Отрицательные последствия, ощутимые сейчас (например, загрязнение природной среды, эрозия почвы и т.д.) и потенциальные опасности (исчерпание ресурсов, тех­ногенные катастрофы и др.). Современные экологические катастрофы То, что современный экологический кризис является обратной сто­роной НТР, подтверждает тот факт, что именно те достижения науч­но-технического прогресса, которые послужили...

Именно это обстоятельство и позволяет говорить о наличии глобального экологического кризиса и угрозе экологической катастрофы. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм её преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых...

1. Смысл истории как философская проблема.

2. Анализ исторического процесса: формационный и цивилизационный принци­пы. Утопия и антиутопия.

3. Судьба технологической цивилизации. Философия экологии.

4. Современный гуманизм: идеалы и рациональность. Философия ненасилия.

Основная литература:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1986.

2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сб. ст./ Сост. Л. И. Васи­ленко. М., 1990.

3. Маркузе Г. Человек в индустриальном мире. М., 1991.

4. Новая технократическая волна на Западе /Сост. П.С.Гуревич. М., 1996.

5. Сорокин И.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

6. Тоффлер О. О волнах цивилизации // Социологические исследования. 1994. № 5.

7. Философия науки в ФРГ /Сост. Ц.Г.Арзаканян. М., 1989.

8. Хелбронер Р. Закат цивилизации. Бизнес. Природа и логика капитализма. М., 1991.

9. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

10. Дубной А.П. Глобалистика. Новосибирск, 1992.

11. Коголанов Б.В., Гончаренко А.Н. XXI век в зеркале футурологии. М., 1986.

12. Красная книга культуры: Сб. ст./ Сост. В.А.Рабинович. М., 1990.

13. Кууси П. Наш человеческий мир. М., 1988.

14. Научно-технический прогресс и человек / Сост. П. И. Головаха. Киев, 1988.

15. Панарин А.С. Введение в политологию. М., 1994.

16. Петров М. К. Человек и культура в НТP // Вопросы философии. 1990. № 5.

17. Попов Ю., Зиглер Ж. Год 2000: гибель человечества? М., 1986.

18. Ракитов А. И. Философия компьютерной цивилизации. М., 1991.

19. Скиннер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? М., 1989.

20. Человек. Культура. Природа: Сб. ст. / Под ред. И.Филипповского. М., 1991.

21. Штемпель Д. Население мира в 2000 году. М., 1988.

Литература к докладам

ЧЕЛОВЕК, ТЕХНИКА, ОБЩЕСТВО В ХХI ВЕКЕ

1. Белл Д. Грядущее индустриальное общество. М., 1986.

2. Воронин А.А. Техника как коммуникационная стратегия //Вопросы философии. 1997. № 5.

3. Новая технократическая волна на Западе /Сост. П.С.Гуревич. М., 1996.

4. Маркузе Г. Человек в индустриальном мире. М., 1991.

5.Кутырев В.А. Естественное и позитивное: борьба миров. Н.Новгород, 1994.

6.Философия техники в ФРГ/ Cocт. Ц.Г.Арзаканян. М., 1989.

7.Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному. Западная социология об изменении социальной роли труда. М., 1999.

8.Звегинцев В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи // Вопросы фило­софии. 1987. № 4.

9.Тоффлер Э. На пороге будущего // Американская модель с будущим в конфликте. М., 1984.

10.Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

11.Иконникова Г.И. «Технологические» фальсификации общественного прогресса. М., 1980.



12. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990.

13.Суркова Л.В. Парадигма техницизма в цивилизационном процессе. М., 1998.

ИДЕЯ НООСФЕРЫ И НОВОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

3. Олейников Ю.Н. В.И.Вернадский и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. 1988. № 3.

4. Кузнецов М.А. Учение В.И.Вернадского о ноосфере, перспективы развития человечества //Вопросы философии. 1988. № 3.

5. Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология //Вопросы философии. 1991. № 7.

6. Червинскин А.С. Биотехносфера Понятие и рациональность. Минск, 1992.

7. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск, 1991.

8. Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск, 1989.

9. Моисеев А.И. Человек и ноосфера. М., 1991.

10. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

11. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. М., 1988.

12. Моисеев Н.Н. Оправдание единства // Вопросы философии. 1988. № 4.

13. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. М., 1990.

14. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

1. Гульчинский К.Л. Российская интенция свободы // Вопросы философии. 1997.

2. Коган Л.А. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. № 5.

3. Ноговицын О.М. Сознание свободы: логико-исторический анализ категорий свободы. Л., 1990.

4. Ярмолина Г.К. Личность, равенство, свобода. М., 1990.

ЭТИКА НЕНАСИЛИЯ

1. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. № 3.

2. Гжегорчик А. Духовная ситуация в свете идеала ненасилия // Вопросы филосо­фии. 1992. № 3.

3. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3.

4. Мариманова И. Ненасилие: движение и организация // Вопросы философии. 1992. № 3.

5. Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. 1992.

6. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1969.

7. Принцип ненасилия. Классическое наследие / Отв. ред. В. И. Иванова. М., 1991.

8. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 1992.

9. Этика ненасилия /Ред. А.А.Гусейнов. М., 1991.

ИМЕЕТ ЛИ ИСТОРИЯ СМЫСЛ?

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

2. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.

3. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы фило­софии. 1991. № 3.

4. Фукучма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

5. Хайск Ф.Я. Путь к рабству // Новый мир. 1991. № 7-8.

6. Клейне Б.И. Социальная причинность, ее природа и специфика. М., 1991.

7. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8-10.

8. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М., 1991.

Тема 13

Проблема человека в философии. О ценностях человеческой жизни.

Тема 12.

1. Понятие человека. Проблема антропосоциогенеза.

2. Человек как высшая ценность. Свобода и ответственность личности.

3. Человек и отчуждение: причины, сущность, исторические формы.

4. Проблема смысла человеческого существования. Экзистенциальный вакуум
и пути его преодоления.

5. О ценностях творчества, отношения и внутреннего переживания.

6. Ценности жизни и культуры:

Что такое ценности и какую роль они играют в жизни человека. Роль нравственных ценностей в жизни общества. О современных этических концепциях в философии. Эстетические ценности в жизни человека. Творчество. Религия в жизни человека. О причинах обострения религиозных противоречий в современном обществе. Религиозный фундаментализм и его причины. Возможно ли формирование единой религии человечества. Ценность права. Современные концепции прав и свобод человека. Взаимосвязь ценностей права и морали. Что необходимо для строительства правового государства и гражданского общества. О трудностях становления правового государства в Казахстане и их причинах.

Вопрос для самостоятельного размышления:

Почему современное человечество погрязло в материальных ценностях?

Как далеко ушли мы в нравственном развитии от пещерного человека?

Литература:

1. Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., 1983, с. 190-211.

2. Хейзинга И. Homo Ludens. В кн.: Самосознание Европейской культуры,с. 69-92.

3. Дубинин Н.П. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982, с. 11-28.

4. Скворцов Л.В. Культура самосознания. М., 1989, с. 226-237.

5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985, с. 63-87.

6. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990, с. 24-51.

7. О человеческом в человеке. М., 1991, с. 24-52.

8. Проблема человека в западной философии. М., 1988, с. 34-65.

9. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с. 112-143.

10. Маритен Ж. Субъект. Мир философии. ч. 2, М., 1991, с. 271-275.

11. П.Т. де Шарден. Феномен человека. М.,1989, с.210-223.

12. А. Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

13. Евангелие Л.Толстого. М., 1992.

14. О.Г. Дробницкий. Проблемы нравственности. М., 1977

15. А.И. Титаренко. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

16. И.А. Крывелев. История религии в 2-х т. М., 1976.

17. Э. Фромм. Иметь или быть? М..1990

18. Ю. Борев. Эстетика. М.,1975.

19. Рьюиз М. Эволюционная этика. Ж. № 3, Вопросы философии, 1989.

20. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

21. Ж.П. Сартр. Экзистенциализи - это гуманизм. М., 1989.



22. Теяр де Шарден. Феномен человека. М.,1987.

1. Научный прогноз и утопия.

2. Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Литература:

1. Араб-Оглы. Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.1993 г.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.1990.

4. Мир философии. М.Прогресс,1991.ч.2 с.497-585.

5. Глобальная экологическая проблема. М.1988.

6. Новый человек и школа будущего. М.1989.

7. Печчеи А.Человеческие качества. М.1990.

8. Торффлер О. Столкновение с будущим. /Иностранная литература. 1972. № 3/

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.Политиздат. 1992.

10. Фролов И. Новый гуманизм //Свободная мысль. 1997. № 4.

11. Чумаков А.Философия глобальных проблем. М.1994 г.

12. Утопия и утопическое мышление. М.1991.



Задание №2. Каковы особенности казахской культуры в современных условиях.

Задание №.3Какое влияние на религиозную ситуацию в Казахстане оказали глобальные проблемы современности?

Задание №4. Назовите источники экологических проблем в Казахстане, и каковы возможные пути их разрешения?

Задание№5. Одной из значимых глобальных проблем является диспропорция в экономическом развитии стран, как вы видите возможные пути разрешения данного вопроса?

БЛИЦ-ТЕСТ:

1.Переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире называют:

А) регионализация б) изоляция в) глобальные проблемы современности г) вытеснение

Д)обособление

2. Процесс, который создает транснациональные связи и пространства, способствуя взаимозависимости мирового сообщества:

А) регионализация б) изоляция в) индустриализация г)глобализация д) модернизация

3. Передача и обмен информацией в обществе посредством знаков, символов и образов:

А) коммуникация б) изоляция в) стагнация г)глобализация д) агрегация

4. Проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации:

А) глобальные проблемы современности б) аналитические в) социальные г) повседневные д)обыденные

5. Деградация почв, обезлесение, нехватка воды для ирригации и бытовых нужд, загрязнение воздушного пространства, относятся к проблемам:

А)экологическим б)ядерного разоружения в) идеологических г)социальных д)продовольствным

Тема № 10 Массовая коммуникация и культура

Задание № 1. Назовите механизмы и каналы формирования общественного мнения. Какие функции СМИ вы бы выделили?

Задание № 2. Каково значение содержание стереотипов в функционировании массового сознания?

Задание № 3. Чем отличаются публика и толпа?Какова роль публики и толпы в массовом обществе? Как влияет глобализация массовых коммуникаций на современные процессы?

Задание № 4.Почему многие ученые оценивали феномен массовой культуры отрицательно? Как, на ваш взгляд, массовая культура влияет на поведение и сознание индивида?

Задание №5. Назовите формы процессов культурного взаимодействия в современном казахстанском обществе. Отражают ли они тенденции современного мира, если да, в каких формах они проявляются?

Задание№6. Воздействие средств массовой информации, и в частности Интернета, на социализацию детей сегодня вызывает тревогу, что не согласуется с выводами теорией подкрепления Дж. Клаппера. Как вы думаете, почему, и какова ваша точка зрения на данный вопрос?

БЛИЦ-ТЕСТ

1. Система знаков и символов, служащая средством человеческого общения, мышления и самовыражения: а. искусство б. труд в. кодирование г. этноним д. артефакт

2. Какая отрасль социологии изучает молодёжь как своеобразную социальную группу, её социально-демографические характеристики, процессы социализации молодёжи, формирования ценностных ориентаций, характер и направленность её социальной мобильности, выполнение социальных ролей молодёжью:

А) экономическая б)молодежи в)образования Г) труда д) спорта

3. Отрасль социологии, которая изучает роль и место коммуникации в жизни общества, её влияние на поведение и сознание индивидов:

А) экономическая б)коммуникации в)образования Г) труда д) спорта

4. Кем были выделены в социологии, базовые функции коммуника­ции: наблюдение за окружающей средой, корреляция различных частей общества в ответ на среду, передача культурного наследия:

5. Организационно-технические средства, позволяющие распространять информацию среди численно большей аудитории:

А) идеологии б)язык в) Средства массовой информации г) наука д)труд

6. Согласно какой теории, развитие средств коммуникации определяет общий характер культуры и смену исторических эпох:

А) общей теории коммуникации Г. Маклуэна б) социометрии в) теории массовой коммуникации Ч. Р. Миллса г) теории подкрепления Дж.Клаппера д)теории игр

7. Масс-медиа в основном усиливают (не изменяют) существующие установки и шаблоны поведения людей, согласно теории: А) общей теории коммуникации Г. Маклуэна б) социометрии в) теории массовой коммуникации Ч. Р. Миллса г) теории подкрепления Дж.Клаппера д)теории игр

8. Появление "нового племенного человека" в эпоху НТР возвестил:

А) Джозеф Клаппер б)Г. Лассуэл в)Р. Миллс г) Г. Маклуэн д)Р. Мертон

9. Сообщение с высокой степенью предположительности и бездоказательностии проявить агрессию по отношению к кому-либо или чему-либо:

А)слух б)миф в)стереотип г)символ д)факт

10. Анализ коммуникационной структуры СМИ дал:

А) Джозеф Клаппер б)Г. Лассуэл в)Р. Миллс г) Г. Маклуэн д)Р. Мертон

Тема № 11 . ТСУ: Социология образования. Экономическая социология

Задание №1: Заполните таблицу «Функции образовательной системы»

Задание №2. Неоконсерваторы отстаивают элитарную модель образования, выступая против его демократизации, считая, что приведет к снижению качества образовательных стандартов и девальвации ценности образования; другие социологи и философы выступают за либерализацию систем образования, для смягчения классового и расового неравноправия, обеспечения «выравнивания шансов» для всех, что необходимо для развития научно-технического и социального прогресса. Образование в современном информационном обществе должно быть доступным для широких масс или нет?

Задание №3. К проблемам современной образовательной системы социологи относят:

«пассивное потребление»

Воспроизводство социального неравенства

Коммерциализация

Обеспечение автономности и нейтрализация экономическо-политической коньюктуры, идеологии;

Соответствия уровня образования производительности труда.

Прокомментируйте данные положения.

Задание №4. Т Парсонс предложил изучать образование как институт социализации и исследовать учебные учреждения (школы, классы, неформальные группы учащихся) как социальные системы, связь образования и стратификации. Объясните данные идеи Т. Парсонса.

Задание №5. К. Мангейм, выступая за критическое осмысление научного знания, писал: «Образование может быть правильно понято только тогда, когда мы будем рассматривать его один из способов воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля». Какие социальные явления выражает данная идея?

Задание №6. Структуралисты П. Бурдье, Б. Бернстайн, Ш. Хиф считают, что код знания выступает основополагающим принципом, который формирует различия в мировоззрениях, социальной идентификации и воссоздают социальные значения, а институты образования кодируют культуру. Прокомментируйте эти идеи.

Задание №7. Критическая социология в лице М. Янга утверждает, что образование – это сложный социокультурный процесс, который не ограничивается системой формального образования. К тенденциям современного образования он относит:

· Коммерциализацию;

· Акцент в контексте непрерывного образования на знаниях, необходимых базовой профессии, и на обучении, приближенным к практике жизни, все формы которого берутся организациями формального образования извне.

Объясните, почему выделены данные проблемы в развитии образовательной системы, как они связаны с современным развитием общества?

Задание №8. В чем заключается специфика социологического изучения экономических процессов? Дайте характеристику понятию «экономическое действие» в контексте теории социального действия.

Задание №9. Как влияют на потенциал рынка труда следующие показатели:

а) численность населения

б) самодеятельность населения

в) занятое население

г) экономически активное население

Задание№ 10. Какие пути повышения занятости трудоспособного населения можете назвать? Назовите внешние источники найма рабочей силы? Какие проблемы в данном вопросе существуют в настоящее время в нашем обществе?

Задание №11. Каковы социальные функции предпринимательства? Какова его роль в кризисное время?

Задание №12.Как влияют социальные нормы на трудовое поведение? Какие типы социального контроля встречаются в сфере труда?

БЛИЦ-ТЕСТ

1.Совокупность профессиональных знаний, навыков, норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения хозяйственных ролей:

а) экономические отношения б)хозяйственная организация

в)хозяйственная система г) хозяйственная культура д)хозяйственная власть

2.Совокупность социальных норм, санкционирующих экономические действия:

а) рыночный обмен б)экономический институт в)класс

г) собственность д)денежный обмен

3.Способ установления социальных связей, в котором экономический расчет сочетается с борьбой за социальное признание: а) труд б) рыночный обмен

в) денежный обмен г) богатство д) стратификация

4.Осуществление организационной инновации с целью извлечения прибыли:

а) корпорация б)рынок труда в)занятость г) предпринимательство д)собственность

5.Несоответствие группы стандарту благополучия – критерий бедности:

а) первичной б)абсолютной в) относительной г)вторичной д)экономической

6.Совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний:

А)труд б)образование в)экономика г)политика д)власть

7. Кто рассматривает образование как способ воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля: а) Т Парсонс б)К. Маннгейм в)М. Вебер

Г)Э.Дюркгейм д) П. Бурдье

8.Кто подчеркивал инновационный характер предпринимательства, формирование им новых факторов производства:

9. Кто из социологов дал анализ капитализма как явления, порожденного влиянием культурного фактора – этическими требованиями протестантской религии

А)М. Вебер б)К.Маркс в)Й.Шумпетер г)В.Зомбарт д)О.Конт

10. Профиль социальной стратификации показывает степень:

а) Стабильности общества б) Развития явлений в) социальных изменений г) динамику культуры д) влияния власти


Содержание

Введение

Понятие «общечеловеческое» чаще всего выступает как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей: класса, социальной группы, партии, государства или отдельной личности, а как то, что имеет значение для всего человечества. К таким ценностям и объектам можно отнести весь тот круг проблем, решение которых обеспечивает выживание человечества. Этот круг проблем получил название глобальных проблем современности. Глобальные проблемы включают в себя осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы, вынуждают человечество преодолеть узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поискам ценностей общечеловеческих. К этому побуждает человечество не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность человека в органической связи с другими. Эта потребность стала ныне более осознанной и настоятельной, что выражается в таком еще мало исследованном явлении, как рост элементов планетарного сознания. На неизмеримо более высоком уровне, при сохранении индивидуального самовыражения человечество как бы обращается ко времени, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени, общины, но и представителя всего человечества.
Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он носит приземленный характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением, термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий мировоззренческий характер. Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные, выходящие за пределы наличного бытия. Трансцендентные ценности понимаются как предельные, исторически не локализуемые, они в той или иной мере присущи всем народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Трансцендентные ценности обусловлены особенностями культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозными традициями, типом цивилизации, особенностями менталитета народа, его устремленности к чему-то, включающему в себя непроясненный элемент и требующему особого почтения, пиетета.
Устремленность человечества к некой иной, высшей действительности есть важнейшая и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс активности, развития, творчества, без которых невозможны никакие великие свершения. «Величайшая красота, которая достигалась в этом мире, - писал Н. Бердяев, - была связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно ставило себе цели за пределами этого мира. Тот порыв, который влек человечество в мир иной, в этом мире воплощался в единственно возможной, высшей для него красоте, которая всегда имеет природу символическую, а не реалистическую».
Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивная идея, и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой - за ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его протекции и устремления. Современная эпоха не только высветила роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями и о разнородности в системе этих ценностей. И все же противоречивость общечеловеческих ценностей не вела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала.
Из всего сказанного следует вывод о том, что одной из самых важных задач в современном мире является утверждение во всепланетарном масштабе идеи приоритета в нем гуманистического начала, а значит, и той формы освоения действительности, в которой это гуманистическое начало отражается наиболее естественно и целостно. Формула Достоевского «Красота спасет мир!» - афористична и символична, как всякое прорицание, но никакого парадокса в ней нет. Мир сегодня, действительно, на грани, и возможность его спасения зависит прежде всего от того, успеет ли развитие художественной культуры и заключенной в ней духовности опередить развитие негативных процессов, ведущих к распаду всего, концу истории. Вот почему нам представляется исключительно важным сегодня говорить именно об общечеловеческих ценностях.

1. Сущность глобальных проблем

К концу 60-х годов в головах ученых стала вырисовываться угроза роду Homo sapiens. Она связана начавшейся в мире НТР и также грозит изменить всю биосферу Земли, сделав её непригодной для существования людей.
Появившаяся в XVIII веке «машинная цивилизация» перевернула весь уклад жизни в развитых странах. Она расширила связь человека со средой его обитания, нанесла и наносит ей колоссальный ущерб, загрязняя сушу и реки, моря и океаны, вызывая опасные изменение климата на планете, истончения высших слоёв атмосферы, отравляя химическими отходами промышленные зоны, а поля – пестицидами.
В настоящее время все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.
Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально–культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмерно возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.
Всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенность современного технологического переворота, связанного с информацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в целом, и к отдельной личности.
Чем выше уровень технического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой, отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями.
Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т.п. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д. Философы же концентрируют внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на передний план выходит экологическая проблема. В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельности человечества и стабильностью природной среды его обитания.
Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной и, прежде всего, производительной деятельности человека. Расчеты ученых показывают, что техномасса, производимая человечеством за один год, превышает биомассу, производимую на суше в 10 раз. Из этих расчетов следует, что уже сейчас человечество создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивней естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее и это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством, экологической проблемы.
В этой связи особую остроту для людей приобретает проблема повсеместного распространения в окружающей среде производств и продукций, в первую очередь, радиационных и токсичных видов. В атмосферу попадает более 200 миллионов тонн токсинов. И это уже в обозримом будущем может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за этим, повышение уровня морей и затопление значительных участков суши. В результате сотни миллионов людей рискуют превратиться в «экологических беженцев».
Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.
Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. Для ее решения требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений.
Однако на пути разоружения стоят многочисленные трудности: огромная инерционность гонки вооружений, высокий уровень военных расходов; крупные масштабы международной торговли оружием; существенные геополитические амбиции.
Экологическая проблема в ее современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Последствия нарушения газовой оболочки Земли могут быть катастрофическими в связи с так называемым «парниковым эффектом» и обусловленным им потеплением климата на Земле. Будет нанесен колоссальный ущерб промышленности, с/х, рыбному и лесному хозяйству, природным экосистемам в целом.
Мировое сообщество, озабоченное данной проблемой, приступило к разработке мер по её совместному разрешению. В 1985 году подписана Венская конвенция об охране озонового слоя, 1987 году – Монреальский протокол по веществам, разрушающий озоновый слой.
Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. Сейчас население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12.

2. Трансформация ценностей в условиях глобальных проблем

То, что сегодня происходит на уровне цивилизации, представляет собой своеобразный переходный период. В его основе лежит глубинная смена парадигмы общественного развития. Обострение глобальных проблем и многогранная интеграция мира ведут к необходимости формирования глобального сознания, как отражения новой реальности. Объективные закономерности развития цивилизации поставили под вопрос рациональность многих ориентаций, выступавших в качестве приоритетных направлений развития. Достаточно очевидно проявились негативные черты превалирующей ориентации на силу, господство, «иметь», непосредственную выгоду и т.д. Многочисленные войны и конфликты, разобщенность и противостояние народов, поляризация мира, деградация природной среды - далеко не полное перечисление глобальных проблем, порожденных самим человеком.
Предвиденье системного кризиса цивилизации, страх по потере собственного бессмертия заставляют пересмотреть господствующие ценности. Это осознание происходит вслед за первыми попытками поиска выхода из обозначившейся ситуации через реформирование сложившейся системы отношений, производственной деятельности, но достаточно быстро возникает вопрос о ведущей роли внутренних человеческих качеств. Любое общественное переустройство означает прежде всего кризис ценностей по тем или иным причинам, теряющим свою значимость. Сегодня «речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека».
В общем виде на смену старых ценностей приходит мир, консенсус и ненасилие, демократизация и гуманизация отношений, недопущение развития за счет разрушения окружающей среды, творческая самореализация, разум.
Центральным звеном при этом выступает сам человек, его жизнь и развитие, человек, способный предвидеть последствия своих действий и не допускающий отклонения от сбалансированного развития системы «Человек - Общество - Природа».
Можно ли решить глобальные проблемы как таковые всецело положась на НТП? Очевидно, что за рамками достижений науки, создания ресурсо- и энергосберегающих технологий, перехода на альтернативные варианты сырья и энергии, развития микроэлектроники и информационных технологий, даже технологий, способных восстанавливать в какой-то мере природную среду, остается широкий пласт вопросов, решение которых лежит в области духовного мира человека. Развитие науки и техники в конце концов не гарантирует, что все достижения будут использованы во благо в истинном смысле этого слова.
и т.д.................

Вам также будет интересно:

Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...
Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах
Овен – это, несомненно, одно из самых знаменитых зодиакальных созвездий, несмотря на то,...
Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации
Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и...
Внеклассное мероприятие
Слово старого речения - новой речи украшение.Горькие слова Сладких слов полезней - горькая...