Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Проект развития математического образования в школе. Повышение качества математического образования учебно-методический материал по математике на тему. Интернет-тесты готовности к продолжению математического образования

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Программа

повышение качества физико - математического образования в МБОУ «СОШ №12»

г.Братск - 2015

  1. Основания

Основанием для постановки проблемы качества физико - математического образования являются приоритеты, поставленные руководителями государства и руководителем региона. «Состояние физико - математического образования является важнейшим фактором, формирующим будущее страны». В Указе «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Президентом России в качестве одной из задач было сформулировано требование разработки на основе аналитических данных и утверждения в декабре 2013 года «Концепции развития математического образования в Российской Федерации».

Поставленная руководителями государства, региона и города задача в отношении повышения качества физико - математического образования является актуальной не только в аспекте наращивания профессионального (кадрового) потенциала для инновационной экономики, но и в аспекте индивидуального и личностного развития каждого школьника, поскольку изучение математики и развитие математической компетентности «станет одним из основных показателей интеллектуального уровня человека, неотъемлемым элементом культуры и воспитанности, будет естественно интегрироваться в общегуманитарную культуру».

Задача повышения качества физико- математического образования актуальна не только с позиции «потребностей будущего», но и с позиции актуального состояния физико- математического образования в школе.

В современном мире качественное освоение любой области человеческой деятельности неэффективно либо без владения конкретными математическими знаниями и методами, либо без интеллектуальных и личностных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание элементов современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является, прежде всего, математической деятельностью. С другой стороны, занятие математикой имеет большой общекультурный образовательный потенциал.

В последнее время серьезно изменяются представления о том, какой должна быть математическая подготовка в основной школе. Модернизация системы образования и появление новых образовательных ориентиров не могли не коснуться и школьного математического образования. На мировом уровне изучение математики в школе перестает концентрироваться вокруг задачи формирования предметных знаний и умений, теперь необходимо ориентироваться на образовательные результаты совершенно иного типа.

На первый план выходят задачи формирования интеллектуальной, исследовательской культуры школьников: способности учащегося самостоятельно мыслить, самому строить знание, опознавать ситуацию как требующую применения математики и эффективно действовать в ней, используя приобретенные знания в качестве личного ресурса. Важной целью является развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики, физики, информатики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности.

Анализ результатов мониторинга качества знаний учащихся показывают, что школьники хорошо решают стандартные задачи, требующие умения действовать по образцу или алгоритму, но испытывают большие трудности там, где требуется (необходимое в современной жизни) самостоятельное мышление и моделирование ситуации на математическом языке.

Это означает, что нужно менять подход к обучению математике со знаньевого (твердое и прочное усвоение образцов, методов и алгоритмов, основанное на запоминании) на деятельностный (освоение способов деятельности и мышления, позволяющих создавать, совершенствовать и применять методы и алгоритмы). Иными словами, учащиеся должны понимать, как создается математическое знание, откуда берутся теоремы и математические модели, иметь собственный опыт математической деятельности.

Математическая деятельность – это исследовательская деятельность, результатом которой является получение математического знания и способов его применения. В процессе исследовательской деятельности реализуются этапы, характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Занятия математикой развивают волевые качества, вырабатывают привычку к методичной работе, без которой немыслим ни один творческий процесс, а также способствуют воспитанию интеллектуальной честности, объективности, стремления к постижению истины, способности к эстетическому восприятию мира (постижение красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости творческого труда), воображения и интуиции.

Таким образом, при деятельностном подходе к организации учебного процесса школьное математическое образование может давать серьезный вклад в интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие всех учащихся, способствовать освоению ими исследовательской культуры, без которой в современном мире невозможно успешное осуществление любой профессиональной деятельности.

Именно поэтому математическое образование должно стать неотъемлемой частью общего школьного образования и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка. Кроме этого, сохраняются «традиционные» задачи математического образования:

Овладение конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования;

Формирование мировоззрения (понимание взаимосвязи математики и действительности, знакомство с математическими методами и особенностями их применения для решения научных и прикладных задач).

  1. Проблемное поле


В ходе разработки программы выделены следующие проблемы (противоречия), требующие преодоления:

    Противоречие между возможностью разных уровней математической подготовки учащихся и отсутствием единой концепции по работе с широким контингентом школьников при изучении предметов: математика, физика, информатика и ИКТ.

    Отсутствие системности в работе по повышению квалификации и профессиональному развитию педагогов – учителей математики, физики, информатики.

Отсутствует система в подготовке (переподготовке, повышении квалификации) педагогических и управленческих кадров к организации процесса выявления и сопровождения развития талантливых школьников, к организации профильного обучения.

    Дефицит учителей математики, физики, потребность в активном обновлении преподавательского состава учителей математики, физики и недостаточной готовностью будущих педагогов к практической работе с учениками в классе.

Таким образом, главная проблема связана с отсутствием системности в реализации математического образования и, как следствие, – со слабой управляемостью этим процессом.

  1. Цель программы:

Основной целью математического образования можно считать формирование гуманитарного математического мышления в условиях новых технологических вызовов, требующих математического знания. За последнее время резко упал уровень арифметического знания и арифметической культуры. Основная причина вполне объективна – широкая компьютеризация. Но, с другой стороны, многие современные (и даже суперсовременные) технологии основаны на глубоких арифметических законах. Следовательно, следует не только восстанавливать уровень арифметической подготовки школьников, но и повышать его по сравнению с прошлым и прежде всего не столько в направлении улучшения вычислительных навыков (устных или на бумажке), сколько в усилении роли теории арифметики, теории чисел.

    Основные задачи:

    объединение и систематизация имеющегося положительного опыта математического образования;

    организация курсов повышения квалификации и профессионального развития учителей математики с учетом профессионального уровня;

    обеспечить изучение предметов физико-математического цикла программы полного общего образования на достаточном уровне в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями, интересами и потребностями учащихся;

    содействовать формированию у школьников профессиональной ориентации и профессионального самоопределения в профессиях и сферах деятельности, связанных с физико-математическими знаниями;

    разработка и внедрение систем оценки качества образования для решения задач управления качеством математического образования на разных уровнях (учитель, школа, город).

    Проблему повышения качества физико-математического образования школьников, интереса к изучению математики, физики необходимо решать через:

Работу над созданием образовательной среды, максимально способствующей раскрытию способностей и одаренности учащихся, охватывающая начальную, основную и старшую ступени школы.

Развитие системы дополнительного образования: спецкурсы, индивидуальные занятия;

Повышения квалификации учителей математики, физики;

Изменение форм и методов обучения на уроках, создание внеурочной образовательной среды и освоение учителями мониторинговых инструментов, позволяющих отслеживать в динамике формирование мышления и метапредметных умений учащихся;

- решение «нестандартных» математических задач «на сообразительность», позволяющих развивать живость ума, а не действовать по образцу.

Решение логических задач, требующих основательных рассуждений, а не просто ответа. Задачи на логику, как никакие другие, формируют мыслительные навыки, необходимые для изучения алгебры, геометрии, физики и многих других наук, а также в обыденной жизни.

Ииспользование на всех ступенях обучения математике цифровых и электронных образовательных ресурсов, локальных сетей, WIFI и др.

Применение ИКТ позволит:

повысить долю математических рассуждений в курсе математики;

больше внимания уделять связи математической модели с реальностью;

повысить самостоятельность и мотивацию учащихся;

увеличить область математических задач и задач математического моделирования, которые учащиеся смогут решать (с применением компьютера).

    Анализ ситуации с математическим образованием в МБОУ СОШ №12 выявил следующие проблемы:

Школа I ступени. Начинается математическое образование с «дошкольной математики»: в раннем возрасте формируются математические и логические представления и модели деятельности, по большей части – совсем не арифметические. В начальной школе очень важной является наглядная, материализованная среда объектов математики и информатики, благодаря которой дети смогут самостоятельно открывать свойства и законы этих объектов. В основной школе будет расти роль реальной математики, анализа данных. Именно начальная школа закладывает основу для формирования базовой грамотности и основных жизненных навыков человека – компетенций, которые становятся ключевым и неотъемлемым элементом человека в инновационной модели экономики. Поэтому принципиально важно увидеть в основной школе итоги обучения начальной школы на основе входного контроля в пятом классе, а также развитие культурных предметов способов (средств) действия начальной школы в следующих классах. Проведенный мониторинг в 4 классе показал, что процент четвероклассников, успешно выполнивших задания составил: для первого уровня (репродуктивный) – 86%, для второго уровня (рефлексивного) – 66% и для третьего уровня (продуктивного) – 30%.

В то время как, при проведении входного контроля в пятом классе процент пятиклассников, успешно выполнивших задания разного уровня, составил: для первого уровня – 77%, для второго уровня – 46% и для третьего уровня – 23%. Т.о., при переходе из школы I ступени в школу II ступени наблюдается динамика к снижению результатов: на первом уровне на 9%, на втором – на 20%, на третьем – на 7% 5 . Исходя из этого, основной проблемой школы I ступени является отсутствие преемственности при переходе из начальной школы в среднюю школу.

Школа II ступени . Одним из показателей качества освоения программы за курс основной школы и предпрофильной подготовки обучающихся выступают результаты Г(И)А по математике. Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех обучающихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; одновременного создания для части школьников условий, способствующих получению подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики в дальнейшем обучении, прежде всего, при изучении ее в старших классах на профильном уровне. В соответствии с этим работа состоит из двух частей. Часть 1 направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки. При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений. Анализ результатов Г(И)А показывает, что количество неудовлетворительных оценок, полученных участниками ГИА в 2014 году, составило 4 учащихся, что на 8 %больше, чем в 2013 году. Одной из причин данного факта можно назвать изменение структуры КИМ (деление на три модуля). При пересдаче экзамена все учащиеся получили удовлетворительный результат.

Часть 2 содержания КИМ направлена на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Основное ее назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки. Все задания этой части носят комплексный характер. Они позволяют проверить владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом, способность к интеграции Общим критерием достижения этого уровня является действие по формальному образцу, предполагающее умение опознать по внешним признакам проблемную ситуацию и реализовать соответствующий алгоритм (правило) действия. Второй уровень (рефлексивный) – опора на содержательное основание способа действия – понятие, фиксирующее существенное отношение данной предметной области. Индикатором второго уровня является выполнение заданий, в которых внешние характеристики описанной ситуации не обеспечивают ориентировку действия, а существенное отношение замаскировано: зашумлено посторонними деталями или структурой условий.

Третий уровень (продуктивный) – ориентация на поле возможностей способа действия. Задания этого уровня предполагают актуализацию «функционального поля», обеспечивающего свободное отношение к освоенному способу действия и возможность подключения к решению задачи других интеллектуальных ресурсов.. Из общего количества участников Г(И)А к решению части 2 не приступили 42 участника. Анализ результатов Г(И)А в разрезе заданий показывает, что обучающиеся хуже справились с заданиями на решение уравнений (5–8 класс) и неравенств (7–8 класс), преобразование алгебраических выражений (5–9 класс) и решение геометрических задач (4– 9 класс). Чаще всего вызывают затруднения задания на составление уравнения по условию текстовой задачи, т.к. большинство выпускников не умеют ясно, точно, логически мыслить. Средний балл по МБОУ СОШ №12 – 3, 3.

Невысокие результаты Г(И)А по математике являются следствием следующих проблем в математическом образовании на II ступени обучения:

1. Наличие пробелов в знаниях обучающихся по базовой программе курса с 5 класса.

2. Отсутствие эффективной системы закрепления и действенной системы повторения изученного материала на протяжении всех лет обучения в средней и старшей школе.

Школа III ступени . Одним из показателей качества освоения программы за курс старшей школы выступают результаты ЕГЭ по математике. Анализ результатов ЕГЭ по математике (в разрезе общероссийских показателей) показывает, что средний процент выполнения заданий выпускниками составляет 47,36%. Это говорит о том, что в школе есть возможность значительного повышения результатов ЕГЭ при условии, что будет спланирована работа с группами обучающихся на основе компетентностного подхода с учетом индивидуального развития каждого обучающегося.

Проблемы математического образовании в школе III ступени:

1. Отсутствие преемственности при переходе из школы I ступени в школу II ступени, из школы II ступени в школу III ступени.

2. Снижение мотивации обучающихся из-за однообразия форм и методов обучения, способов подготовки обучающихся к ЕГЭ.

3. Необходимость введения новых профилей обучения.

4. Недостаточный уровень научно-теоретических знаний учителей в работе с одаренными и слабоуспевающими детьми.

5. В существующих государственных программах и учебниках имеется существенный недостаток: в большинстве из них отсутствуют современные математические идеи, слабо отражена (либо совсем отсутствует) вероятностно-статистическая линия. Мало уделяется внимание логическим методам, не создаётся представление о математике как о единой науке. Учебники в раскрытии тем чаще всего однозначны. В них почти всегда отсутствует проблемность, возможность выхода на новые задачи, обобщение известных задач.

Еще одна важная проблема, характерная для всех ступеней обучения, – формирование математического мировоззрения. Интересы эффективности обучения требуют, чтобы учитель знал не только, чему учить, не только как учить, но и зачем учить. Это связано с главной задачей школы – не только дать сумму знаний, но и воспитать человека.

7.Организация образовательного процесса.

Двумя основными составляющими учебного процесса в школе являются учебная и внеклассная работа. Интеграция школьных и внешкольных занятий (урочной и внеурочной деятельности) способствует созданию полноценных условий для совместной работы учителей и обучающихся, обеспечивает формирование у обучающихся творческого стиля жизнедеятельности, способствует саморазвитию личности. Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.

Для того чтобы процесс изучения математики и физики на всех ступенях обучения проходил осознанно, необходимо:

1) осуществлять введение новых понятий на основе личностно-деятельностного подхода;

2) в каждой изучаемой теме выделять базис в пространстве задач этой темы;

3) переходить к абстрактному от конкретного, прибегая к фактическому или воображаемому эксперименту, чтобы подготовить развитие теории примерами из реальной жизни;

4) отрабатывать умения и навыки только в том случае, когда теоретический материал усвоен обучающимися на должном уровне;

5) сводить к минимуму количество фактов, необходимых для запоминания, ограничиваясь фундаментальными, часто используемыми результатами;

6) по возможности избегать неподготовленных переходов к изучению новых тем при наличии пробелов в ранее изученных;

7) создавать проблемные ситуации, побуждая учащихся к самостоятельному открытию математических результатов;

8) при изучении затруднений обучающихся использовать допущенные ими ошибки в качестве средства обучения;

9) превращать контрольно-диагностическую процедуру в обучающую, осуществлять разработку обучающих тестов;

10) применять математическое моделирование при изучении смежных дисциплин: физика, информатика и ИКТ, химия;

8.Внеклассная работа по математике .

Неотъемлемой частью обучения является внеурочная (внеклассная) работа. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, обучающихся, их родителей. Внеклассная работа должна способствовать:

Развитию интереса к математике и повышению познавательной активности;

Своевременной ликвидации (и предупреждению) имеющихся у обучающихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики;

Оптимальному развитию математических способностей у обучающихся и привитие им определенных навыков научно-исследовательского характера;

Воспитанию высокой культуры математического мышления;

Установлению более тесных деловых контактов между учителем математики и обучающимися и на этой основе более глубокому изучению познавательных интересов и запросов школьников;

Созданию актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других обучающихся) и др.

9. Обновление профессиональной компетенции учителя.

Изменение взглядов на математическое образование, усиление его общеобразовательной роли, пополнение его содержания новыми современными идеями и методами неизбежно требуют и изменения роли учителя.

Проблемы, возникающие в связи с подготовкой и повышением квалификации учителей:

1) собственно математические проблемы (невладение тем или иным математическим материалом или методом);

2) проблемы переноса приобретённых в процессе изучения математики методов решения задач, способов мышления и т.п. на другие сферы деятельности;

3) проблемы педагогические (при личностно-деятельностном подходе к образованию обучающийся перестает быть объектом педагогического воздействия и становится субъектом своего собственного образования).

Для решения указанных проблем необходимо:

Организация обучения учителей начальных классов, математики, физики;

Включение в программу курсов повышения квалификации вариативных модулей по предметной области математики, педагогике и методике преподавания математики;

Разработка карт индивидуального развития учащихся и работа с ними;

Проведение мероприятий по усилению кадрового потенциала;

10. ИКТ в математическом образовании (Инструменты математической деятельности) .

Математические инструменты, используемые в повседневной жизни и профессиональной деятельности, всегда составляли важный элемент математического образования. В свое время это были счеты, затем арифмометр, логарифмическая линейка и таблицы логарифмов, затем электронные калькуляторы, ЭВМ и т.п. Использование математических инструментов на всех уровнях образования также становится насущной необходимостью.

Основными элементами роли компьютера и других инструментов ИКТ в школьном математическом образовании являются следующие:

1. Экранное представление математических объектов и процессов, их свойств и операций над ними (например, на экране может идти математическая игра нескольких детей, наиболее очевидный пример – график функции).

2. Автоматизация выполнения действий с математическими объектами (например, алгебраических преобразований, визуализации собранных данных).

3. Создание и отладка программ (например, построение графиков функции, графическое решение системы уравнений с параметрами).

4. Постановка и проведение эксперимента, результаты которого могут быть визуально представлены. Эксперимент может идти как с абстрактными математическими объектами, так и с математическими объектами, моделирующими реальный мир.

5. Автоматическая реакция на действия обучающегося (например, проверка правильности полученного ответа) и т.п.

6. Использование на всех ступенях обучения математике цифровых и электронных образовательных ресурсов, локальных сетей, WIFI и др.

11. Группы показателей качества математического образования.

Выделим показатели, изменение которых будет характеризовать изменения, происходящие в математическом образовании.

I группа показателей – количественные:

Проектные, творческие исследовательские работы и др.;

Доля обучающихся 5–11 классов, принявших участие в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике;

Доля обучающихся 5–11 классов, приявших участие в очных олимпиадах для школьников (кроме Всероссийской олимпиады школьников), проводимых сторонними организациями и учреждениями;

Доля обучающихся 5–11 классов, приявших участие в дистанционных олимпиадах, проводимых сторонними организациями и учреждениями;

Доля выпускников 9 классов, получивших аттестат об основном общем образовании;

Доля выпускников 11 классов, поступивших в учреждения профессионального образования по информационно-технологическому профилю обучения на старшей ступени общего образования;

II группа показателей – качественные:

доля учащихся начальных классов, занявших призовые места в олимпиадах проводимых для обучающихся 2–4 классов на разных уровнях (школьном, муниципальном, региональном, Всероссийском);

доля выпускников 9 классов, получивших по результатам Г(И)А более 16 баллов;

доля выпускников 9 классов, получивших по результатам Г(И)А более 22 баллов;

доля выпускников 11 классов, получивших по результатам ЕГЭ по математике более 55 баллов;

доля выпускников 11 классов, получивших по результатам ЕГЭ по математике более 70 баллов;

количество призовых мест, занятых обучающимися 5–11 классов в очных олимпиадах для школьников (кроме Всероссийской олимпиады школьников), проводимых сторонними организациями и учреждениями;

количество призовых мест, занятых обучающимися 5–11 классов в дистанционных олимпиадах, проводимых сторонними организациями и учреждениями;

доля выпускников (9-х и 11-х) классов, демонстрирующих широкую базовую математическую грамотность по результатам экзаменов и анализу текущей аттестации;

количество математически подготовленных выпускников школ, поступающих на специальности, требующие математики, физики;

12. Направления действий по повышению качества математического образования (дорожная карта).

Решение «нестандартных» математических задач «на сообразительность», позволяющих развивать живость ума, а не действовать по образцу.

Решение логических задач, требующих основательных рассуждений, а не просто ответа. Задачи на логику, как никакие другие, формируют мыслительные навыки, необходимые для изучения алгебры, геометрии, физики и многих других наук, а также в обыденной жизни. Методика проведения занятий основана на создании обучающей ситуации, в которой математические идеи и факты вырабатываются самими ребятами в процессе решения и совместного обсуждения разнообразных задач. Основное внимание уделяется наглядным приёмам решения, искусству упорядоченного перебора вариантов и построения алгоритмов, принципам проведения математических доказательств. Чтобы ребята учились не только у преподавателя, но и друг у друга, используются разнообразные формы парной и групповой работы.

13.Организационно - методическая деятельность.

Организационно-текущая работа

Содержание работы

Сроки

Оснащение УВП учебниками и дидактическими материалами.

Август, сентябрь

Проверка наличия у членов МО рабочих программ.

сентябрь

Проведение входных контрольных работ в 5 -11 класс

сентябрь

Организация школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (5-11 классы).

сентябрь

октябрь,

Собеседование с педагогами по итогам выполнения программ.

январь, июнь

Проведение пробного экзамена в 9, 11 классах по математике

декабрь

март

Организация и проведение всероссийской игры по математике «Кенгуру».

март

Организация и проведение научно-практической конференции учащихся.

Февраль

Проведение репетиционного экзамена по математике в форме ОГЭ для учащихся 9 класса и в форме ЕГЭ в 11 классе

апрель

Анализ результатов административных контрольных итоговых работ.

Декабрь,

май

Анализ результатов педагогической деятельности членов ШМС учителей математики, физики.

май, июнь

Оказание индивидуальной методической помощи членам ШМС в ходе подготовки к открытым урокам.

в течение учебного года

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта членов ШМС.

в течение учебного года

Организация исследовательской работы учащихся.

в течение учебного года

Заседания методического объединения

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Рассмотрение рабочих программ по предметам, рабочих программ по спецкурсам.

Рассмотрение годового плана работы ШМС на учебный год.

Организация и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Члены ШМС

Октябрь

Анализ входных контрольных работ.

Выявление наиболее способных к различным видам деятельности детей.

Проведение школьных олимпиад по предметам

Члены ШМС,

Ноябрь-Декабрь

Анализ участия учащихся в школьных олимпиадах

Подготовка учащихся к проведению муниципального этапа олимпиады по математике и физике.

Члены ШМС

Январь-Февраль

Итоги муниципального этапа олимпиад

Проверка состояния рабочих кабинетов. Состояние ученических тетрадей в 5-11 кл.

Уголки «В помощь выпускнику»

Члены ШМС

Апрель

Анализ пробного экзамена по ГИА в 9 классе, в 11 классе

Подведение итогов исследовательской деятельности. Презентация проектов

Члены ШМС

Феодосова Т.Н.

Цыганкова Л.А.

Май

Изучение инструкций по проведению экзамена по математике в 9-ых и 11 классах в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Отчет о работе ШМС.

Цыганкова Л.А.

Феодосова Т.Н.

Попова Е.И.

Инструктивно-методическая работа по аттестации учителей

Сроки

Направления работы

сентябрь

Обеспеченность учебниками, учебным оборудованием.

ноябрь

Взаимопроверка контрольных и рабочих тетрадей.

декабрь

Муниципальные олимпиады

февраль

Неделя науки

март

Пробный экзамен по математике.

май

Динамика устного счета за год.

в течение года

Работа по школьной оценке качества образования (по четвертям и за год).

Внеклассная работа по предметам

Сроки

Мероприятия

Ответственный

сентябрь

Подготовка кабинетов математики и физики к учебному году.

Организационная работа по набору учащихся на спецкурсы

Подготовка детей к школьной и муниципальной олимпиадам.

Члены ШМС

октябрь

Оформление стендов в кабинете информатики, физики и математики.

Проведение школьных олимпиад

Члены ШМС

ноябрь-декабрь

Подготовка к муниципальным олимпиадам по физике, информатике, математике.

Участие в творческих конкурсах разного уровня, в дистанционных предметных олимпиадах.

Члены ШМС

ноябрь-январь

Оформление наглядного материала по ГИА и ЕГЭ

в течение года

Изготовление математической и физической наглядности с привлечением учащихся.

Члены ШМС

в течение года

Дополнительные занятия со слабоуспевающими учащимися.

Члены ШМС

в течение года

Планирование спецкурсов по физике, математике.

Члены ШМС

в течение года

Индивидуальные консультации для учащихся, сдающих ОГЭ и ЕГЭ

Учителя предметники

в течение года

Подготовка дополнительного материала по математике по ОГЭ и ЕГЭ

Учителя предметники

в течение года

Поиск и оформление копилки заданий для одаренных учащихся.

Учителя предметники

Подготовка к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ

Мероприятия

Сроки

Анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, выпускных экзаменов при поступлении выпускников в ВУЗы и другие учебные заведения.

октябрь

Ознакомление с нормативно - правовыми и инструктивными документами по организации ОГЭ и ЕГЭ

февраль

Сообщение учителей с курсов и семинаров по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

апрель

Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

В течение года

Участие в пробном экзамене в форме ОГЭ и ЕГЭ. Анализ результатов.

апрель-май

Информация учителей о ходе подготовки к ГИА

май

Проведение и анализ полугодовых и годовых контрольных работ.

в течение года

Тема: "Повышение качества математического образования в школе: проблемы и перспективы"(слайд 1)

“Образование – величайшее из земных благ,

Если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно”

Редьярд Киплинг

(слайд 2)

Сегодня я хотела бы поднять проблему качества математического образования, которая является актуальной и на государственном уровне.

1. Вступление.

В Концепции развития математического образования, которая была принята 24 декабря 2013 года, отмечено: «Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин ».(слайд 3)

В Концепции развития российского математического образования обозначены три уровня требований к результатам математической подготовки школьников: (слайд 4)

Для успешной жизни в современном обществе

Для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности

Для подготовки к продолжению образования и творческой работе в математике и смежных с ней научных областях.

Уверена, что каждый согласится, что ученики успешные в математике, как правило, успешны и в других школьных дисциплинах.

(слайд 5)

Поставленная руководителем государства В.В.Путиным задача в отношении повышения качества математического образования является актуальной, поскольку изучение математики и развитие математической компетентности «станет одним из основных показателей интеллектуального уровня человека, неотъемлемым элементом культуры и воспитанности, будет естественно интегрироваться в общегуманитарную культуру».

(слайд 6)

На первый план выходят задачи формирования интеллектуальной, исследовательской культуры школьников: способности учащегося самостоятельно мыслить, самому строить знание, опознавать ситуацию, требующую применения математики и эффективно действовать в ней, используя приобретенные знания в качестве личного ресурса. Иными словами, учащиеся должны понимать, как создается математическое знание, откуда берутся теоремы и математические модели, иметь собственный опыт математической деятельности.

(слайд 7) Таким образом, при деятельностном подходе к организации учебного процесса, заявленным ФГОС, школьное математическое образование может давать серьезный вклад в интеллектуальное и эмоциональноволевое развитие всех учащихся, способствовать освоению ими исследовательской культуры, без которой в современном мире невозможно успешное осуществление любой профессиональной деятельности.

2. Проблемы.

Анализ ситуации с математическим образованием в МБОУ СОШ №30 выявил следующие проблемы. (слайд 8)

Первый уровень образования . В начальной школе очень важной является наглядная, инновационная среда объектов математики и информатики. Именно начальная школа закладывает основу для формирования базовой грамотности и основных жизненных навыков человека. Поэтому принципиально важно увидеть в основной школе итоги обучения начальной школы на основе стартовой диагностики в пятом классе. Проведенный поэлементный мониторинг в 2017 г показал, что процент четвероклассников, успешно выполнивших задания работы составил от 70% (вычитание чисел) до 88 % (умение определять площадь); от 69% (умение решать текстовые задачи) до 87% (умения выполнять числовые вычисления в несколько действий). В то время как при проведении стартовой диагностики в пятом классе процент пятиклассников, успешно выполнивших подобные задания составил от 52% до 65% , и от 43% до 51%. Таким образом, при переходе из начальной школы в среднюю школу наблюдается динамика к снижению результатов.

Исходя из этого, основной проблемой первого уровня образования является отсутствие преемственности при переходе из начальной школы в среднюю школу, а так же проблемы с контрольно-оценочной деятельностью учащихся.

(слайд9)

Второй уровень образования . Одним из показателей качества освоения программы за курс основной школы и предпрофильной подготовки обучающихся выступают результаты ОГЭ по математике. Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в основной школе. Анализ результатов ОГЭ в разрезе заданий показывает, что учащиеся хуже справились с заданиями на преобразование алгебраических выражений и решение геометрических задач. Чаще всего вызывают затруднения задания на составление уравнения по условию текстовой задачи, так как большинство выпускников не умеют ясно, точно, логически мыслить.

(слайд10)

Невысокие результаты ОГЭ по математике являются следствием следующих проблем в математическом образовании второго уровня:

1. Наличие пробелов в знаниях учащихся по базовой программе курса в начальной школе и как следствие появление неуспешных детей в обучении математике.

2. Снижение мотивации обучающихся из-за однообразия форм и методов обучения. 3.Отсутствие практической направленности при изучении математики и информатики.

4. Отсутствие системного мониторинга поэлементного усвоения учебного материала каждым учеником и как следствие отсутствие эффективной системы закрепления и действенной системы повторения изученного материала.

(слайд 11)

Третий уровень образования

Одним из показателей качества освоения программы за курс старшей школы и профильной подготовки обучающихся выступают результаты ЕГЭ по математике. Анализ результатов ЕГЭ по математике (в разрезе муниципальных показателей) показывает, что средний балл выполнения

заданий выпускниками МБОУ СОШ № 30 в 2017 составляет 45,91 баллов

Это говорит о том, что в школе есть возможность значительного повышения результатов ЕГЭ при условии, что будет спланирована работа с группами обучающихся с учетом индивидуального развития каждого обучающегося.

(слайд 12)

Все это является результатом наличия в математическом образовании третьего уровня следующих проблем:

1. Снижение мотивации обучающихся из-за однообразия форм и методов обучения, способов подготовки к ЕГЭ. Желание с помощью репродуктивного способа деятельности получить высокие результаты.

2. Отсутствие своевременного прогнозирования конечного результата каждого ученика на ЕГЭ по математике и как следствие недостаточно эффективная система коррекции усвоения учебного материала при подготовке к ЕГЭ.

3. Мало уделяется внимание логическим методам, не создаётся представление о математике как о единой науке.

3. Пути решения проблем (слайд 13)

Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ и ВПР по математике свидетельствует о том, что школьники успешно справляются с заданиями репродуктивного характера, отражающими овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в нестандартной форме гораздо ниже. Задача учителя- спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы.

(слайд 14)

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является деятельность общения, а не учебная деятельность. Значит, формы организации учебного процесса должны согласовываться с этой возрастной психологической особенностью подростков, например, за счет использования групповых методов работы, проведения исследований, выполнения проектов. Эти методы позволяют ребятам работать в коллективе, где они могут проявить свои личностные качества и индивидуальные способности.

(слайд 15)

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды. Чрезвычайно важной задачей является освоение учителем различных образовательных технологий . От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников. Наиболее востребованными в нашей школе являются такие современные образовательные технологии, как технологии развития критического мышления, проектной деятельности, проблемного обучения, которые эффективны при реализации системнодеятельностного подхода. Бурное развитие информационных технологий требует более интерактивных и поисковых форм обучения. Основным способом реализации данных возможностей на уроке математики является использование специализированного программного обеспечения:

УМК "Живая математика"(виртуальная математическая лаборатория)

Виртуальные крнструкторы АвтоГраф

программа GeoGebra (для создания динамических чертежей)

(слайд16)

Повышению эффективности образовательного процесса и качества математического образования способствует организация профильного обучения на уровне среднего общего образования. Изучение предметов на профильном уровне, в том числе и математики, элективные курсы имеет свои результаты.

(слайд 17)

Рост числа участников базового экзамена на ЕГЭ говорит о более осознанном отношении участников экзамена к формированию своих образовательных запросов в области математики, более осознанном выборе дальнейшей траектории образования.

(слайд 18)

Сокращение количества участников профильного экзамена в сочетании с ростом числа набравших 50 и более баллов говорят об эффективности модели экзамена.

Для реализации индивидуализированного подхода к обучению в старшей школе организовано участие по подготовке к ЕГЭ с использованием сайтов «Решу ЕГЭ» (htt:\\reshuege,ru), «Сдам ЕГЭ» (htt:\\sdamgia.ru), «Официальный портал ЕГЭ» (htt:\\test.tgt.edu.ru), сайт А.А.Ларина (htt:\\alexlarin.net\ege15html)

(слайд 19)

Не менее важно начинать работу по подготовке к обучению в старшей школе с 5-6 класса, а, точнее – с начальной школы. И в учебном процессе должна отводиться большая роль не только уроку, но и организации неаудиторной занятости. Так, эффективной формой является работа групп дополнительного образования по математике.

(слайд 20)

Мы должны понимать, что качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. На сегодняшний день крайне остро встает проблема работы с детьми с низкой учебной мотивацией. И здесь также выход в грамотном использовании индивидуальных форм обучения и построения индивидуальных образовательных маршрутов как для учащихся с высоким уровнем познавательных потребностей, так и для учащихся, испытывающих трудности в обучении, где использование индивидуальных форм работы является необходимостью.

(слайд 21) И привлекать к работе с такими учащимися следует педагогов с большим опытом и высоким методическим уровнем. В практике педагогов нашей школы достаточно богатый опыт реализации индивидуальных форм обучения и построения индивидуальных образовательных маршрутов для разных категорий учащихся.

(слайд 22) И еще хотелось бы обратить внимание на один вопрос. Чтобы вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности, учитель вкладывает огромный труд, в результате которого рождаются юные исследователи и участники олимпиадного движения. А это в первую очередь огромные затраты личного времени учителя. Не случайно, что в наших школах очень невелика доля молодых педагогов.

(слайд 23) Учителю необходимо соответствовать ученикам, а значит, решать и еще раз решать - повышать свой образовательный уровень: самим участвовать в олимпиадах для учителей, обучаться на дистанционных курсах, посещать марафоны, вебинары… и снова решать! Согласитесь, труд, в результате которого мы получаем результаты, должен быть отмечен достойно, и не только в школе.

4.Заключение

(слайд 24) В заключение хотелось бы вернуться к нашему эпиграфу, к словам английского писателя Редьярда Киплинга: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Действительно, качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь - это итог деятельности каждой школы, то есть нашей с вами работы.


Повышение качества математического образования: пути формирования ключевых компетентностей педагогов

Васина Дамира Амировна , учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№38» Ново-Савиновского района г.Казани Республики Татарстан (опубликована на сайте Электронного научно-методического журнала “KAZANOBR.RU”, 2014 г. и в сборнике материалов VШ республиканской научно-методической конференции педагогов общеобразовательных учреждений, преподавателей учреждений среднего и высшего профессионального образования «Интеграция школы и вуза как эффективный инструмент формирования актуальных компетенций учащихся»,

Казань. 2015 г.)

Аннотация

«Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом ".

Современное российское общество понимает важность математического образования подрастающего поколения, признает его необходимость. Математика является обязательным предметом на всех этапах школьного обучения с 1-го по 11-й класс, причем на старшей ступени – независимо от выбранного профиля. Кроме того, экзамен по математике входит в число обязательных.

В Концепции развития российского математического образования обозначены три уровня требований к результатам математической подготовки школьников:

    для успешной жизни в современном обществе

    для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности

    для подготовки к продолжению образования и творческой работе в математике и смежных с ней научных областях.

Необходимо предоставить каждому учащемуся, независимо от места и условий проживания, возможность достижения любого из уровней математического образования в соответствии с его индивидуальными потребностями и способностями.

Новые требования к результатам образовательной деятельности требуют решения накопившихся за годы проблем:

    несоответствие объема содержания учебному времени, отводимому на его изучение (сокращение времени на изучение математики происходит на фоне увеличения учебного материала, н-р, введение в школьную математику элементов теории вероятностей и математической статистики);

    перегрузка программ техническими элементами и устаревшим содержанием, оторванным от жизни;

    нехватка квалифицированных учителей математики, которые могли бы качественно преподавать математику;

    недостаточная эффективность системы дополнительного профессионального образования преподавателей и др.

Математика - объективно трудный предмет, ее изучение всегда строится с опорой на пройденное ранее, а если это пройденное не осознано, не усвоено, то и дальнейшее изучение математики становится в принципе невозможным.

Выход из этого «кризиса» состоит в оптимизации образовательного процесса в школе за счет грамотного сочетания традиционных, хорошо зарекомендовавших себя технологий обучения и современных педагогических технологий, образовательных ресурсов.

Анализ результатов ГИА по математике свидетельствует о том, что школьники успешно справляются с заданиями репродуктивного характера, отражающими овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в нестандартной форме, гораздо ниже. Обучающиеся показывают значительно более низкие результаты при выполнении заданий, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать гипотезы и выводы, использовать классификацию и сравнение. Достижения компетентностного подхода, проблемно ориентированного, личностно ориентированного, развивающего образования смогут обеспечить понимание и усвоение учащимися большого объема информации без потери интереса к предмету.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является деятельность общения, а не учебная деятельность. Следовательно, формы организации учебного процесса должны согласовываться с этой возрастной психологической особенностью подростков, например, за счет активного использования групповых методов работы, проведения учебных исследований, выполнения проектов. Эти методы позволяют ребятам работать в коллективе, где они могут проявить свои личностные качества и индивидуальные способности.

Бурное развитие коммуникационных и информационных технологий требует более интерактивных и поисковых форм обучения, а ускоряющиеся темпы изменений особо подчеркивают актуальность принципа "Век живи - век учись". Основным способом реализации данных возможностей на уроке математики является использование специализированного программного обеспечения, н-р:


Любому человеку в ходе практической деятельности приходится совершать операции над количественными данными, которые осуществляются в соответствии с математическими законами. Поэтому для человека, который не свяжет дальнейшую жизнь с математикой, наиболее важным является практический аспект математики. В настоящее время специалист, даже хорошо знающий математику, но не умеющий применять математические методы на компьютере, не может считаться специалистом современного уровня. Компьютерный математический анализ данных предполагает некоторое математическое преобразование данных с помощью определенных программных средств. Существует значительное количество специализированных математических пакетов, таких как MatLab, MatbCad, Math, Mathematica, Maple и др. Освоение этих пакетов самостоятельно - д
остаточно трудоемкая задача. Поэтому представляется оправданным реализовать в старших классах подход, основанный на применении математических методов с помощью пакета Excel. Конечно, Excel сильно уступает специализированным математическим пакетам. Тем не менее большое количество математических задач может быть решено с его помощью.

Чтобы безболезненно работать по новым ФГОС и добиваться хороших результатов учителю математики необходимо повышать собственную профессиональную компетентность.

Для формирования профессиональной компетентности можно выделить следующие этапы: самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка.

Для самоанализа своей деятельности по определенной методической теме или инновации, учитель может воспользоваться SWOT-анализом и устаовить исходную точку отсчета. После проведения повторного SWOT-анализа он сможет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. Например, данный SWOT-анализ составлен для определения уровня работы учителя над повышением учебной мотивации:

П
ри построении индивидуальной программы развития педагогом главным критерием, определяющим цели, задачи, структуру и временную перспективу программы, являются потребности и мотивы самого педагога, работающего в условиях инновационной деятельности. Результатом реализации индивидуальной программы развития является осмысление педагогом своей профессиональной позиции и выстраивание собственной траектории профессионального развития в условиях инновационной деятельности.

Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Необходимо создать те условия, в которых учитель самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Отдельным направлением должно стать математическое просвещение и популяризация математики. Требуется обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности. «Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества". «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом "(Концепция развития российского математического образования).

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития математического образования в Российской Федерации.

2. Минобрнауки России утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев


Прим. ред.: текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2013.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

I. Значение математики в современном мире и в России

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.


II. Проблемы развития математического образования

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы.

1. Проблемы мотивационного характера

Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.


2. Проблемы содержательного характера

Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся. Математическое образование в образовательных организациях высшего образования оторвано от современной науки и практики, его уровень падает, что обусловлено отсутствием механизма своевременного обновления содержания математического образования, недостаточной интегрированностью российской науки в мировую.


3. Кадровые проблемы

В Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний. Подготовка, получаемая подавляющим большинством студентов по направлениям математических и педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях. Преподаватели образовательных организаций высшего образования в большинстве своем оторваны как от современных направлений математических исследований, включая прикладные, так и от применений математики в научных исследованиях и прикладных разработках своей образовательной организации высшего образования. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования.


III. Цели и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:

Модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;

Обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;

Обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;

Повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;

Поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;

Обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

Популяризация математических знаний и математического образования.


IV. Основные направления реализации Концепции

1. Дошкольное и начальное общее образование

Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить:

В дошкольном образовании - условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни;

В начальном общем образовании - широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики.

2. Основное общее и среднее общее образование

Математическое образование должно:

Предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;

Обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;

Обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.

Необходимо предоставить каждому учащемуся независимо от места и условий проживания возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей. Возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных общеобразовательных организаций и специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области математики, системы математических соревнований (олимпиад и др.). Соответствующие программы могут реализовываться и организациями высшего образования (в том числе в рамках существующих и создаваемых специализированных учебно-научных центров университетов, а также сетевых форм реализации образовательных программ).

Достижение какого-либо из уровней подготовки не должно препятствовать индивидуализации обучения и закрывать возможности продолжения образования на более высоком уровне или изменения профиля.

Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.

Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться в первую очередь за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов на базе лидерских практик математического образования, сформировавшихся в общеобразовательных организациях.


3. Профессиональное образование

Система профессионального образования должна обеспечивать необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд математической науки, экономики, научно-технического прогресса, безопасности и медицины. Для этого необходимо разработать современные программы, включить основные математические направления в соответствующие приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики.

Студенты, изучающие математику, включая информационные технологии, и их преподаватели должны участвовать в математических исследованиях и проектах. Преподавателям математических факультетов классических университетов необходимо вести признаваемые профессиональным сообществом фундаментальные исследования, а их студенты должны уделять значительно больше времени, чем в настоящее время, решению творческих учебных и исследовательских задач. Преподаватели математических кафедр технических университетов должны вести исследования в фундаментальной математике или в прикладных профильных областях, выполнять работы по заказу организаций, в которых принимают участие и студенты (аналогично для экономических и других образовательных организаций высшего образования), преподаватели математических кафедр педагогических вузов должны работать со школьниками, участвовать в разработке аттестационных материалов, учебных пособий для школьников. Студентам (в том числе готовящимся стать учителями и воспитателями в организациях, осуществляющих образовательную деятельность) необходимо решать задачи элементарной математики в зоне своего ближайшего развития, в существенно большем объеме, чем сегодня, проходить практику в школе, используя эту деятельность как основу и мотивирующий фактор для получения психолого-педагогических знаний.

Взаимодействие органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций должно быть ориентировано на поддержку прихода в школу лучших выпускников математических факультетов педагогических образовательных организаций высшего образования, выпускников профильных специальностей классических университетов. Необходимо обеспечить лучшим выпускникам, обучавшимся по программам математической направленности образовательных организаций высшего образования и имеющим склонности и способности к педагогической работе, возможность преподавать в образовательной организации высшего образования.


4. Дополнительное профессиональное образование, подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука

Для успешных преподавателей должна быть обеспечена возможность их профессионального роста в форме научной и прикладной работы, дополнительного профессионального образования, включая стажировку в организациях - лидерах фундаментальных и прикладных исследований в области математики и математического образования.

Важной является поддержка в России мировых организаций, решающих задачу подготовки исследователей и преподавателей высшего уровня, в том числе создание научно-образовательных центров мирового уровня, приглашающих ученых для проведения исследовательской работы и участия в разработке образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования и научные центры должны обеспечить передовой уровень фундаментальных и прикладных исследований в области математики и их использование в математическом образовании. Необходимо усилить интеграцию российских математических исследований в мировую науку, обеспечить достижение математическими факультетами ведущих российских университетов высоких позиций в мировых рейтингах, а также рост качества, количества и цитируемости работ российских математиков, привлекательность российского математического образования для лучших иностранных студентов и профессоров. Должна повыситься мобильность студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук, должно развиваться сотрудничество между образовательными организациями высшего образования и исследовательскими институтами.

Для решения задач настоящей Концепции предусматривается доработать систему оценки труда с учетом специфики деятельности и международной практики оценки труда преподавателей математики, научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, занятых по профилю математики.

Образовательные организации высшего образования и исследовательские центры должны участвовать в работе по математическому просвещению и популяризации математических знаний среди населения России.

5. Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование

Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается:

Обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения;

Создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российских ученых;

Обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой. Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества.


V. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике.

Реализация настоящей Концепции будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях.

Математическая подготовка. Уровни математической подготовки

«Подготовка - запас знаний, навыков, полученный кем-нибудь». Понятие подготовки можно рассматривать как:

1. «готовить кого-то», в нашем случае школьников, «делать годным, готовым для использования, для какой-нибудь цели»;

2. «работать над выполнением, осуществлением чего-нибудь» .

Говоря о математической подготовке, за основу будем принимать запас знаний, навыков по математике полученный кем-нибудь.

Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения на двух уровнях: уровне обязательной подготовки и повышенном уровне.

Психолого-педагогические исследования показывают, что в школьной практике знания и умения учащихся оценивают на следующих уровнях:

1 уровень - репродуктивный, уровень осознанного воспринятого и зафиксированного в памяти конкретного знания;

2 уровень - реконструктивный, ученик готов применить знания в знакомой ситуации, по образцу;

3 уровень - творческий - ученик переносит знания в незнакомую ситуацию;

4 уровень - вариативный, в котором ученик сам выводит способы решения.

В.П. Беспалько различает четыре уровня: I - уровень знакомства, II - уровень «репродукции», III - уровень умений, IV - уровень трансформации.

Епишевой О.Б. выделены уровни сформированности знаний учащихся при изучении линии «Уравнения и неравенства», которую мы и возьмем за основу для нашего исследования.

Таблица 1. Уровни сформированности учебной деятельности

I уровень

II уровень

III уровень

Ученик знает

Общие и специальные термины, процесс решения, формулы и алгоритмы решения простейших уравнений

Определения видов уравнений, формулировки их общих и различных свойств, приемы решения и проверки, решение текстовых задач методом уравнений.

Обоснование методов и приемов решения уравнений, искусственные приемы их решения, решение задач методом уравнений, приемы их переноса.

Ученик понимает

Правильно воспроизводит термины, формулировки формул, правил, алгоритмов, выполняет простейшие иллюстрации к задачам, приводит примеры.

Интерпретирует методы и приемы решения уравнений, используя блок-схемы, графики, числовую ось, подводит уравнение под прием решения, выделяет главное в частных и специальных приемах их решения

Имеет представление об уравнениях как моделях разнообразных задач, выделяет идеи обобщенных методов решения и связи между ними, выводит следствия, находит новые приемы решения

Ученик умеет

Решает простейшие уравнения по данным формулам, алгоритмам, по образцу, проверяет решение подстановкой, находит в учебнике ответы.

Решает типовые и прикладные задачи в стандартных ситуациях, самостоятельно выбирая и используя формулы, алгоритмы, составляет простейшие задачи, выделяет главное в учебном тексте

Решает уравнения с параметрами, типовые задачи методом уравнений в нестандартных ситуациях, самостоятельно используя обобщенные и искусственные приемы решения, проверки и переноса.

В дальнейшем, при проведении эксперимента мы будем опираться на данную классификацию уровней сформированности знаний.

§5. Влияние средств систематизации на уровни математической подготовки школьников

Математическая подготовка важна, т.к. ее уровень постоянно оценивается в школах при промежуточных и итоговых аттестациях, а также при сдаче единого государственного экзамена в конце 11 класса по математике. Сдача единого государственного экзамена по математике является обязательной программой для получения аттестата о полном среднем образовании. А для подготовки к экзамену необходимо повторять и систематизировать учебный материал с учащимися. Таким образом, использование элементов систематизации в учебном процессе оказывают огромное влияние при подготовки учащихся к единому государственному экзамену.

Гусев В.А. отмечает, что «фундаментом во всем многообразии» классификаций параметров математических способностей «являются мыслительные процессы, это выдвигает на первый план процессы формирования приемов мыслительной деятельности». Процесс обучения систематизации целиком опирается на закономерности мыслительной деятельности и направлен, прежде всего, на выработку умений выполнять такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстрагирование и конкретизация, классификация и систематизация, - следовательно, способствует развитию мышления, а значит и повышению математической подготовки.

Математический объект не может быть правильно понят, если рассматривать его в изолированном виде вне его связи с другими объектами. Практика показывает, что там, где этот принцип нарушается, понимания материала не получается. Очень важно научить ученика выводить некоторые следствия из изучаемого факта. Именно процесс получения таких следствий обеспечивает понимание самого факта .

При использовании средств систематизации учебного материала у учащихся формируются обобщенные и систематизированные знания данного раздела, что существенно влияет на ход и эффективность мыслительных операций.

Вам также будет интересно:

Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...
Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах
Овен – это, несомненно, одно из самых знаменитых зодиакальных созвездий, несмотря на то,...
Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации
Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и...
Внеклассное мероприятие
Слово старого речения - новой речи украшение.Горькие слова Сладких слов полезней - горькая...