Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Некрасов заунывный ветер. «Перед дождем» Н. Некрасов. «Перед дождем» Николай Некрасов

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 53, с исправлением в ст. 16.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

Беловые автографы - 1) в альбоме Н. В. Гербеля (ГПВ, ф. 179, ед. хр. 12, л. 292 об.) с датой записи: "21 дек. 1853" и 2) ГБЛ (Солд. тетр., л. 21 об.).

В прижизненных изданиях и автографах ст. 16 читался: "Ямщику денщик кричит...". Лично знавший Некрасова библиограф П. А. Ефремов многократно указывал, что в свободном от цензурного искажения тексте вместо "денщик" было "жандарм"; см.: Докл. РБО, вып. 1. СПб., 1908, с. 7; Экз. Ефремова ПА (факсимиле- в кн.: Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. Альбом. М., 1955, с. 51); Экз. Ефремова 1859 (см.: Некр. по мат. ПД, с. 155); Экз. Ефремова 1861 (см.: ЛН, т. 25-26. М., 1936, с. 589). М. К. Азадовский, обнаруживший аналогичную поправку в Экз. Гербеля, отмечал, что чтение "денщик" было вынужденной цензурной заменой: денщик не мог сидеть рядом с офицером, - он должен был находиться на запятках или рядом с ямщиком, следовательно, он не мог привстать, угрожая ямщику нагайкой; Это мог сделать жандарм, место которого было в коляске рядом с арестантом (см.: Азадовский М. К. Несколько новых строф и вариантов Некрасова. - НБ, 1947, No 16-17, с. 13-14).

В стихотворении говорится о жандарме, перевозящем политического заключенного. Ср. написанные на ту же тему более поздние стихотворения Некрасова "Благодарение господу богу..." и "Еще тройка".

Положено на музыку (В. И. Ребиков, 1902; М. В. Коваль, 1935; Э. С. Иванников, 1938; Г, К. Смирнова, 1939; Р, С, Бунин, 1961; Т, Н. Хренников, 1971).

За листком летит листок
С лёгкостью беспечной:
Вот он, творчества исток,
Неизбывный, вечный.
Как за ним ты не спеши
Серебристым, алым,
Сколько строк ни напиши -
Всё же будет мало.
Как строка ни хороша -
Пусть их будет тыща!-
Но опять твоя душа
Новое отыщет
В красоте листов густых,
Что встречал нередко:
Заблестит и этот стих
Их живой расцветкой;
Но, над словом властелин,
Жизни глядя в очи,
Вновь создашь ты не один
Стих... прекрасней прочих!
Тем-то жизнь и хороша:
В незаметном вроде
Беспокойная душа
Красоту находит.
И потом из года в год,
Видя силу в этом
О красе земли поёт
И зимой и летом!

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем», созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе. Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно бы умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

«Перед дождем» Николай Некрасов

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» - привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

3

Ниже приведены два стихотворения, написанных в середине XIX века. Их авторы – поэты А.Фет и Н.Некрасов. Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чем основные различия между ними. Определите автора каждого стихотворения и аргументируйте свой ответ.

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится.
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

Перед дождем

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

«Ласточки пропали…» – стихотворение А.Фета, «Перед дождем» – Н.Некрасова.

Многие участники конкурса красиво и точно сформулировали, чем похожи рассматриваемые стихотворения.

Темы обоих стихотворений схожи. Неприглядная осенняя погода, дождливая, навевающая тоску, создает общее настроение и определяет их одинаковый мрачноватый колорит. Ключевые слова – ветер (у Некрасова заунывный, у Фета – злой); сухой лист, грачи, галки и вороны, журавли создают наглядную картину, графическое оформление стихотворений. Звуковой фон – стоны и шепот, стук ветра, шорох листа и крики птиц. И даже конечная безысходность и опустошенность – в одном и другом стихотворениях. Одинаково количество строф, схожи эпитеты и олицетворения, природа не только оживает, но принимает реальные зловещие черты.

Полина Богачева,
11-й класс, СУНЦ МГУ, г. Москва

Стихотворения одинаково движутся: в обоих сначала взгляд обращается в небо («А вчера зарей // Все грачи летали // Да как сеть мелькали // Вон над той горой» – «Заунывный ветер гонит // Стаю туч на край небес»); затем опускается ниже – вторая строфа в обоих стихотворениях описывает падающие листья и холодный ветер. Затем снова вверх («Журавли летят» – «С криком в воздухе кружится // Стая галок и ворон»). Последняя строфа – взгляд вперед и скорее всего вдаль: лирический герой одного стихотворения смотрит на поле, другой – на проезжую таратайку.

Мария Шапиро,
11-й класс, школа № 57, г. Москва

Иногда начинает казаться, что они видят одну и ту же картину: «Лист сухой валится» – «За листком летит листок», «На дворе темно» – «Полумрак на все ложится», «Ночью ветер злится» – «Заунывный ветер гонит». Да, образы, казалось бы, одни и те же, но герои видят их по-разному.

Павел Говоров,
10-й класс, лицей № 1, г. Брянск

Но, наверное, еще интереснее различия. Юные авторы справедливо увидели разницу прежде всего в движении настроения. Другое отмеченное многими различие – в том, что стихи Фета кажутся более субъективными, чем некрасовские.

Главное различие состоит в том, что стихотворение Некрасова более взрослое и мрачное, чем стихотворение Фета.

Фет открыто говорит нам о своих чувствах – грусти, отчаянии, душевной тяжести, – и мы соглашаемся с ним, но, созерцая его печаль, не испытываем столь же сильных чувств. Некрасов же сразу рисует унылую, холодную картину – заунывный ветер, надломленную ель, крик воронья, бессердечный голос жандарма. Сам же автор прячется, скрывается, одновременно как бы подталкивая нас к тому, что он хотел показать.

Ольга Федотова,
8-й класс, школа № 654, г. Москва

Фет: описание природы, одноминутные, мгновенные впечатления: «Смотришь – через поле…». Главная тема – человек наедине с природой, взаимоотношения личных человеческих переживаний и состояния мира в этот момент. Некрасов: язык жестче, немного грубее, резче. Описывается все та же природа, но со стороны, нет отношения автора к происходящему. Появляются другие персонажи (ямщик и жандарм), чего у Фета быть не может, т.к. пропадет личное, индивидуальное единение с природой.

Вера Байковская,
10-й класс, школа № 1199, г. Москва

У Некрасова стихотворение живое, даже если начало грустноватое, скучное, использованы слова заунывный, надломленная, стонет, глухо и темный, то ко второму четверостишию оно начинает меняться, еле заметно, но уже проглядываются слова пестрый и рябой. Это четверостишие заканчивается оксюмороном сухой струей и набором довольно «прохладных» прилагательных и существительных. Дальше стихотворение только разовьется в «прохладную», «темную» сторону. «Полумрак на все ложится», «со всех сторон» в воздухе кружатся только крикливые сороки, галки да вороны, и только в последнем четверостишии появляется слабый всплеск эмоций – это крик жандарма ямщику.

В стихотворении Фета в 1-м пятистишии идут воспоминания, автору грустно без ласточек, грачей и солнечных дней.

Екатерина Нестерова,
7-й класс, школа № 1564, г. Москва

В 3-й строфе у Фета появляется надежда: «Лучше б снег да вьюгу // Встретить грудью рад!». Но заканчивается оно антитезой к этим строкам, и от этого безысходность в нем страшнее, чем в некрасовском.

Полина Богачева

Чувство безысходности создает глагол кружится, будто бессмысленно метаться по кругу, не находя выхода. Автор первого стихотворения использует метонимию: «Лист сухой валится». Лирическому герою тяжело сознавать, что от жизнерадостной, яркой зелени деревьев остался только ворох мертвых листьев. Лирический герой второго стихотворения также видит осенние листья, но они вызывают у него ощущение не только грусти, но и красоты: «На ручей, рябой и пестрый, // За листком летит листок..». Противоречивость душевного состояния героя подчеркнута аллитерацией: повторением р и мягкого л.

Лилия Айрапетян,
11-й класс, школа № 654, г. Москва

Некрасов узнается очень легко – только у него, никак уж не у Фета, пейзаж может закончиться упоминанием жандарма с нагайкой.

Но при этом у Фета есть лирический герой, наблюдающий природу, испытывающий грусть из-за прихода осени, т.е. человек наедине с природой – и больше ничего. Почти все действие стихотворения происходит над землей: «ласточки пропали» (т.е. пропали в небе), «грачи летали // Да как сеть мелькали // вон над той горой», «Лист сухой валится» (это тоже движение сверху вниз), «Ночью ветер злится», «Журавли летят», «Перекати-поле // Прыгает как мяч». Из-за такого обилия движения возникает чувство быстрых перемен – и действительно, ведь стихотворение о приходе осени, причем сначала есть напоминание о лете («Ласточки пропали» – значит, были), а затем – желание зимы: «Лучше б снег да вьюгу // Встретить грудью рад», т.е. есть начальная и конечная точки этого движения. Лирическому герою «тяжело – хоть плачь!» – и эта грусть передается всему видимому: журавли летят «словно как с испугу», «ветер злится». Все куда-то быстро уходит: а герой как будто остается на месте и провожает, смотрит вслед – «с вечера все спится», но если даже «выйдешь» – увидишь прыгающее прочь перекати-поле (и это ведь тоже примета осени). И хочется, чтобы уже скорее кончился этот переход: «Лучше б снег да вьюгу…» – т.е. стабильное состояние, зиму.

Стихотворение Некрасова с самого начала настраивает на другое – своим названием «Перед дождем». «Перед дождем» – значит не процесс, не движение времени, но зарисовка конкретного момента. Действительно, пейзаж Некрасова более образный, заставляет нарисовать вполне определенную картинку: «Ель надломленная стонет», «На ручей, рябой и пестрый, // За листком летит листок», не просто холодает или «ветер злится» – а «струей сухой и острой набегает холодок». Нет лирического героя, оценивающего происходящее, – есть беспристрастный наблюдатель, который видит к тому же не только природу и, очевидно, интересуется не столько ею, сколько сценкой, происходящей на ее фоне: «И “пошел!”» – привстав с нагайкой, // Ямщику жандарм кричит…». Сценка поставлена в сильное место – последнее четверостишие стихотворения. В принципе пейзажи в стихотворениях Некрасова никогда не встречаются сами по себе, но всегда связаны с размышлениями о народе и каких-либо социальных проблемах.

Виктория Данилова

Некрасов вводит в стихотворение просторечные выражения («таратайкой», «перед»), сближая поэзию с простым народным языком. Некрасов таким образом пытается найти и воссоздать поэзию в непоэтичную эпоху, поэтично описать «непоэтичный» «материал» («стая галок», «ямщику жандарм кричит»).

Антон Скулачев,

В первом стихотворении гораздо больше образов и сравнений («как сеть мелькали», «словно как с испугу», «прыгает как мяч»). Скорее всего это связано с тем, что все описанное в стихотворении мы видим глазами лирического героя. Перед нами субъективная картина. Поэтому и больше эмоциональная наполненность… Это лирический герой сравнивает стаю грачей с сетью, это он видит гору, благодаря ему возникают олицетворения вроде «ветер злится»; «с вечера все спится» – тоже его ощущения, и в его окно стучит ветер. Получается, что в целом стихотворение посвящено человеку, его чувствам и ожиданиям, а природа показана через его восприятие. Это позволяет предположить, что стихотворение принадлежит Фету, в лирике которого на первом месте стоит впечатление – оно чаще всего и является предметом изображения.

В стихотворении «Перед дождем» картина в высшей степени объективна. Правда, здесь есть некоторые олицетворения (ель стонет, лес шепчет), но они, как и эпитеты (темный лес), воспринимаются как постоянные.

Мария Шапиро

Участники конкурса не ограничились передачей впечатлений, в их работах есть серьезные наблюдения и над лексикой, и над синтаксисом, и над ритмикой и строфической организацией стихотворений.

В стихотворении Фета первая и вторая строфы отличаются относительно ровной и спокойной интонацией, отсутствуют восклицательные предложения и резкие синтаксические переносы (анжабеманы). Во второй части мы сталкиваемся с резкими анжабеманами («Словно как с испугу // Раскричавшись…»; «Выйдешь – поневоле // Тяжело…»; «Перекати-поле // Прыгает как мяч»). Все это – в совокупности с использованием синтаксического параллелизма («Выйдешь…», «Смотришь…»), а также повтора, нарочитость которого подчеркнута и усилена рифмой («поле» – «перекати-поле»), делает концовку исключительно выразительной. В образе перекати-поля воплощено переживание жизни как бесконечного и бесцельного блуждания по земле. Перекати-поле, как и лист, – это мертвые подобия птиц. Свободному, стремительному полету, символом которого является слово ласточки, противопоставляется пародия полета: «Прыгает как мяч». За образами снега и вьюги встает образ погибели, смерти: жизнь кажется неволей, принуждением, освобождение от которого чается в смерти, причем смерти добровольной.

Елена Ерзунова,
11-й класс, гимназия № 2, г. Саров

Стихотворения написаны одним размером – хореем, а строфическая организация у них разная: четверостишия у Некрасова и пятистишия у Фета. У Фета само звучание более музыкально: «через поле // перекати-поле // прыгает как мяч» – аллитерация, обилие п создает ощущение прыгающего мяча.

Виктория Данилова

В основном использованы простые глагольные рифмы, однако заметно, что в первом интереснее строфика – строфа содержит 5 строк, что создает необычное звучание. Мы ожидаем перекрестной рифмы, кажется, что окончание четвертой строфы совпадет со второй, и каждый раз этого не происходит. Можно предположить, что таким образом передано напряженное ожидание зимы, которая никак не наступает («Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад…») – через создание этого напряжения у читателя. .

Мария Шапиро

Жесткий, почти маршевый некрасовский хорей, четкие, правильные строфы – и фетовский смешанный, сложный размер со спондеями и нарушениями ритма.

Вера Байковская

Художественное пространство стихотворения Некрасова, несмотря на его законченность и цельность, открыто – в сердце читателя, в огромное пространство огромной страны, в перспективу судеб жандарма и ямщика, что выражено многоточием, венчающим стихотворение.

Стихотворение Фета «заражает» читателя своим настроением – и также оставляет перспективу и, несмотря на, казалось бы, четкую и законченную обрисовку чувств лирического героя, – музыкальную перспективу в его сердце.

Антон Скулачев,
11-й класс, школа № 1514, г. Москва

Продолжение следует

Н.А. ШАПИРО,
школа № 57
г. Москва

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

Анализ стихотворения «Перед дождем» Некрасова

Н. Некрасов очень редко прибегал к чистой пейзажной лирике, считая этот жанр недостойным для настоящего поэта. Описания природы он применял либо для создания контраста с человеческой жизнью, либо для подтверждения собственных мыслей. Примером этого служит стихотворение «Перед дождем» (1846 г.).

С самых первых строчек поэт нагнетает атмосферу, возникает ощущение приближения какой-то беды. Вся окружающая природа уподобляется человеку, предчувствующему надвигающуюся катастрофу («ель… стонет», «глухо шепчет… лес»). Облетающая листва и внезапное похолодание подчеркивают самые мрачные предчувствия. «Стая галок и ворон» панически мечется в сгустившемся полумраке.

В последней строфе Некрасов напрямую переходит к волнующей его теме. Появляется человек в образе жандарма, проезжающий по лесу в «таратайке». Он также чувствует страх от резкой перемены в природе. Судя по всему, ожидается сильный ливень с грозой и молниями. Даже в русском образованном обществе в эпоху Некрасову гроза считалась божьей карой за человеческие грехи. От нее стремились как можно быстрее укрыться. Жандарм сразу же находит невольного виновника своего страха и с гневом на него обрушивается. «Привстав с нагайкой», суровый блюститель закона кричит на бедного ямщика: «Пошел!».

За незамысловатым сюжетом у Некрасова, как обычно, скрывается боль за тяжелую судьбу русского крестьянства. Ямщик всю жизнь вынужден терпеть любую непогоду. Он не виноват в том, что во время поездки они вместе попали под дождь. Но в глазах жандарма именно ямщик не смог правильно рассчитать маршрут, поэтому он готов подвергнуть его наказанию. Физическая расправа была настолько обычным явлением, что даже не вызывала никаких эмоций у большинства дворян.

Еще одна проблема русского общества заключалась в том, что высший класс, несмотря на презрительное отношение к простому народу, видел в нем бесплатную даровую силу, которая с рождения обязана избавлять своих господ от любой опасности (очень убедительный пример — сказка Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»).

В стихотворении «Перед дождем» Некрасов умело использует жанр пейзажной лирики для усиления эмоционального эффекта. Убедительная картина внезапно «помрачневшей» природы вплотную подводит читателя к настоящей (с точки зрения автора) проблеме — отношению власть имущих к безвинному простому человеку в минуту опасности.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...