Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Народные образы романе война и мир. Сочинение на тему Образ простого народа в романе «Война и мир. Мир крестьянства в произведении

Неотъемлемыми качествами русского
народа являются бодрость, смелость,
находчивость, трудолюбие, мудрость,
героизм в борьбе с иноземными
захватчиками.
В. Г. Белинский

«Война и мир» - одно из величайших произведений гениального русского писателя, по праву вошедшего в сокровищницу русской и мировой литературы. «Война и мир» -это не просто роман, а роман-эпопея. Толстой рисует в нем целую эпоху в жизни народа, объясняет ход истории, ее движущие силы, совмещает описание исторических событий с повествованием о судьбах главных героев романа, создает целостный образ русского народа, описывает жизнь народную и жизнь великосветскую. В романе показана широкая панорама русской жизни. Все это вместе и составило тот уникальный жанр, названный романом-эпопеей.

Образ народа... Несомненно народ играет очень большую роль в романе «Война и мир». Любовью к народу и пониманием его роли в ходе истории пронизана каждая страница произведения. Наиболее ярко образ народа представлен во время военных действий, Отечественной войны 1812 года.

Отечественная война 1812 года - истинно «народная война», ставшая таковой после вторжения французов на русскую землю. Во время этой войны наиболее ярко проявилась огромная нравственная сила русского народа, его стойкость и мужество. Пик Отечественной войны 1812 года - Бородинское сражение. Именно здесь проявилась моральная сила русского войска, которую так хорошо понимал Андрей Болконский. He случаен его ответ на вопрос Везухова о том, отчего зависит успех сражения: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Успех зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». И далее Болконский говорит: «Сражение зависит не от мастерства полководца, руководящего армией, а от воли самих солдат, составляющих эту армию. Если полководец понимает это, то он велик, и армия, им руководимая, победит».

Именно таким нарисовал Толстой образ Кутузова на страницах своего романа. Толстой подчеркивает негероичный облик Кутузова, возвеличивая тем самым его нравственные, моральные силы. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет «дух войска». «Дух войска» - это понимание солдатами и офицерами задач священной оборонительной войны. Поэтому Кутузов стремился поднять «дух войска», воодушевить русскую армию.

Нелегко далось Кутузову решение оставить Москву. Страшный вопрос встал перед ним в Филях: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал?» Ho все же он не поддался отчаянию. «Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки». Кутузов до конца сохраняет уверенность в победе над врагом и внушает это всем - от генерала до солдата. В Кутузове жило «народное чувство», роднившее его со всеми истинными защитниками Родины. Во всех поступках Кутузова лежало народное и потому истинно великое и непобедимое начало.

В своем романе Толстой создал картины народной партизанской войны и раскрыл ее истинный смысл и значение. Ведя партизанскую войну, русские люди «сделали все, что можно сделать для достижения достойной народа цели». Участники Отечественной войны 1812 года считали, что «мужики более, чем войска, победили французов». Кутузов считал, что победа была достигнута соединенными усилиями армии и народа.

Толстой показывает Бородинское сражение в основном глазами Пьера, невоенного, непредубежденного человека. Мне кажется не случайным то, что во время Бородинского сражения Пьер попадает на батарею Раевского, в самую гущу военных действий. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. „Наш барин" прозвали его и про него ласково смеялись между собой». Вот оно, единение простых солдат, народных героев, и дворянина Безухова, представителя высшего сословия. Безухов совершенно свободно чувствует себя среди солдат, в те мгновения он - один из них, он чувствует то же воодушевление, что и они, его волнуют те же проблемы, он испытывает те же чувства.

Одна из основных смысловых частей романа - это общение в плену Пьера Безухова с Платоном Каратаевым, простым русским мужиком. Почему же в плен попадает именно Пьер, а, к примеру, не Андрей Болконский? Мне кажется, что князь Андрей не понял бы всего того, что вынес из общения с Каратаевым Пьер. Князь Андрей - аристократ, и он не смог бы так сблизиться с Платоном, он был бы выше его. Пьер же в тех обстоятельствах абсолютно равен с Каратаевым. Пьер познает простую русскую душу. Главное, что покоряет его в Каратаеве, - это любовное отношение к миру. Каратаев оказывает исцеляющее влияние на душу Пьера, израненную зрелищем расстрела. Влияние это скрыто в особом даре любви. Для Пьера Каратаев «был непостижимым, крупным и вечным олицетворением духа простоты и правды». Именно общение с Платоном Каратаевым приводит Пьера к более глубокому пониманию смысла жизни. Пьер познает истину, а вместе с ней чувство гармонии и счастья. Знаменательно, что истину эту ему открыл народ в лице Платона Каратаева, который внес успокоение в его душу.

Линия влияния народа на характер героев романа проходит через все произведение Толстого. Как потряс Наташу отказ маменьки взять с собой раненых во время отъезда из Москвы! Наташа не может понять, как можно бросить раненых в оставленной французам Москве, но увезти с собой ковры, перины и безделушки. Она понимает, какой великий подвиг совершили эти люди, вставшие на защиту России, и поэтому она преклоняется перед ними и перед всем русским народом.

Более века прошло с тех пор, как впервые вышел в свет роман «Война и мир», но людей всего мира до сих пор восхищает нравственная красота и сила русского народа, изображенного Толстым на страницах своего романа. Л.Н. Толстой показал величие русского духа, русской культуры, русского самопожертвования. Все это помогло нашему народу победить Наполеона в 1812 году, это делает роман великим. И в заключение я бы хотел привести слова Максима Горького, сказанные о великом русском писателе Льве Николаевиче Толстом, авторе бессмертного романа «Война и мир»: «He сирота я на земле, пока этот человек есть на ней».

Рассмотрим то, как изобразил народ в романе "Война и мир" Л. Н. Толстой. Автор закончил работу над своим произведением в 1867 году. Говоря о нем, он признавался, что любил в своем романе "мысль народную".

Мир крестьянства в произведении

Народ в романе "Война и мир" представлен широко. Крестьянство описано автором подробно. В изображении Толстого мир крестьянства самодостаточен и гармоничен. Писатель не считал, что его представители нуждаются в интеллектуальном воздействии. Герои-дворяне и не думают о том, что нужно "развивать" крестьян. Напротив, именно последние часто оказываются ближе к пониманию смысла жизни. Лев Николаевич изображает сложный духовный мир представителей дворянства и безыскусную одухотворенность русского крестьянина как различные, но вместе с тем взаимодополняющие начала бытия нашей страны. Способность устанавливать с народом контакт является показателем нравственного здоровья дворян в романе.

Зыбкость границ между сословиями

Неоднократно Толстой подчеркивает зыбкость границ между сословиями. Человеческое, общее делает их "прозрачными". Народ в романе "Война и мир" часто сближается, взаимодействует с высшими слоями общества. Ловчий Данило, например, исполнен "презрения ко всему" и "самостоятельности". Этот охотник позволяет себе смотреть на барина Николая Ростова "презрительно". Однако это не было оскорбительно для Николая. Он понимал, что этот человек все-таки принадлежал ему. Все равны во время охоты, все подчиняются порядку, заведенному однажды. Лишь в пылу охоты Данило может Илью Андреевича, который упустил волка, обругать, даже на него замахнуться арапником. Такое поведение крепостного в обычных условиях невозможно по отношению к барину.

Приведем другой пример того, как взаимодействует дворянство и народ в романе "Война и мир". Важным этапом духовной жизни одного из главных героев, Пьера Безухова, стала встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым. Утерянную веру в жизнь ему вернул именно этот солдат-крестьянин. Основным нравственным критерием в эпилоге романа становится для Пьера возможное отношение к его деятельности Каратаева. И он делает вывод, что тот, вероятно, его общественной деятельности не понял бы, однако одобрил бы наверняка поскольку любил во всем "благообразие".

Изображение бунта крестьян

Тема народа в романе "Война и мир" разнопланова. Толстой, изображая бунт богучаровских крестьян, выразил свое собственное отношение к консервативным слоям патриархально-общинного мира, привыкшего сопротивляться любым переменам. В Богучарове стихийность народной жизни намного заметнее, чем в остальных местностях, поскольку здесь очень мало было помещиков, грамотных и дворовых. Небольшой замкнутой общностью живут здесь крестьяне. Они являются фактически изолированными от всего мира. Крестьяне без видимых причин вдруг начинают движение в некотором направлении, повинуясь непонятным законам бытия. Толстой подчеркивает, что в жизни крестьян из Богучарово были сильнее и заметнее, чем в других местностях, таинственные струи жизни русского народа, значение и причины которых бывают для современников необъяснимы. Через изображение бунта раскрывается с новой стороны тема народа в романе "Война и мир".

Причина бунта крестьян

Общее настроение, стихия бунта подчиняет себе полностью каждого крестьянина. Общим порывом был захвачен даже староста Дрон. Неудачей закончилась попытка княжны Марьи господский хлеб раздать крестьянам. Лишь "неразумная животная злоба" Ростова, его "неблагоразумный поступок" могли отрезвить эту возмущенную толпу. Грубой силе мужики подчинились беспрекословно, признавшись, что "по глупости" бунтовали. Лев Николаевич в произведении показал не только внешние причины бунта ("сношения с французами" и слухи о "воле", которую отняли господа). Скрытая глубинная общественно-историческая причина данного события заключалась во внутренней "силе", которая накопилась постепенно и, подобно лаве, вырвалась из кипящего вулкана. Именно поэтому восстал простой народ в романе "Война и мир".

Образ Тихона Щербатого

Образ является важной деталью фрески о народной войне, которую создал Толстой. Тихон нападал на французов единственный из всей своей деревни. Он примкнул по собственной инициативе к "партии" Денисова и стал в ней вскоре одним из самых необходимых людей, проявив большую способность и охоту к Через его образ также анализируется простой народ в романе "Война и мир".

Тихон в партизанском отряде занимал особенное место. Он выполнял всю черную работу, был самым храбрым и полезным человеком. Тихон, кроме того, играл роль шута и охотно поддавался сам этому чину. В его поведении и внешнем облике писатель заострил черты юродивого. У Щербатого было лицо, изрытое морщинами и оспой, с узкими маленькими глазами.

Отношение Тихона к убийству французов

Тихон - это хладнокровный беспощадный воин. Он подчиняется, убивая французов, лишь инстинкту истребления врага, и относится к ним практически как к неодушевленным предметам. Тихон напоминает своей жестокостью хищника. Автор не случайно его сравнивает с волком: Щербатый топором владел так, как волк - зубами.

Образ Платона Каратаева

Одним из ключевых образов произведения является Он особенно важен при раскрытии темы: "Народ в романе "Война и мир". Сочинение на эту тему невозможно написать, не упомянув этого персонажа. который оказался оторван от привычного уклада жизни и помещен в новые условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко. Герой живет в гармонии со всем миром. Он относится с любовью ко всем людям. Платон глубоко чувствует жизнь, непосредственно и живо воспринимает людей. В изображении Толстого Каратаев - образец "естественного" человека, вышедшего из народа, воплощение народной нравственности, во многом инстинктивной.

Этот герой, олицетворяющий русский народ в романе "Война и мир", показан в произведении главным образом через восприятие его Безуховым. Пьер отмечает, что само присутствие в бараке этого человека создавало для пленных ощущение уюта. Безухова заинтересовало, как Платон разувался и устраивался в своем углу, поскольку что-то "круглое", "успокоительное" и "приятное" чувствовалось даже в этом.

Очень моложаво выглядел Каратаев, хотя ему было за 50 лет. Он казался здоровым и физически крепким человеком. В особенности в глаза бросалось "молодое" Платона, которое имело вид "юности" и "невинности". Каратаев все время занимался чем-то, что, вероятно, вошло у этого героя в привычку. Попав в плен, он будто не ощущал, что такое болезнь и усталость, чувствовал себя в бараке так же, как дома.

Возвращение Каратаева к крестьянской жизни в непривычных условиях

Вне привычных условий, вне всего, что на него давило, Каратаев естественно и незаметно вернулся к крепостному укладу жизни. Он отбросил все чуждое, которое навязывалось ему насильно извне. Для Платона, представляющего народ в романе Толстого "Война и мир", особенно привлекательна крестьянская жизнь: дорогие воспоминания, а также представления о благообразии, связаны с ней. Поэтому он говорил в основном о событиях "христианского" быта, как он его называл.

Платон умер естественно, испытывая умиление и "тихий восторг" перед таинством смерти. Он воспринимал ее не как муку или наказание, поэтому не было страдания на его лице: оно было озарено выражением "тихой торжественности".

Образ Платона Каратаева является образом праведника из крестьян, который не только жил с людьми и со всем миром в ладу, восхищаясь проявлениями жизни, но и смог воскресить Пьера Безухова, зашедшего в духовный тупик. Для Пьера он навсегда остался олицетворением "простоты и правды".

"Мысль народная" в романе

"Мысль народная" - основная идея произведения "Война и мир". Лев Николаевич знал о том, что простая жизнь русского народа с ее "частными" интересами, судьбами, радостями, протекает независимо от встреч с Александром Наполеона, государственных планов Сперанского или дипломатической игры. Лишь те события истории, которые приводят народные массы в движение, касаются национальных судеб, способны изменить, всегда благотворно, хоть и драматически, отдельного человека. Именно патриотизм народа (в романе "Война и мир" Толстой описывает и его патриотические чувства) привел к победе русских над французами.

Народ в романе «Война и мир»

Считается, что войны выигрывают и проигрывают полководцы и императоры, но в любой войне полководец без войска – это все равно, что иголка без нитки. Ведь именно солдаты, офицеры, генералы – люди, служащие в армии и принимающие участие в сражениях и битвах, становятся той самой ниткой, при помощи которой вышивается история. Если попытаться шить только одной иглой – ткань проколется, возможно, даже останутся следы, но результата работы не будет. Так и полководец без своих полков – просто одинокая иголка, которая легко теряется в стогах, образуемых временем, если за ним нет нитки его войск. Воюют не государи, воюет народ. Государи и полководцы только иголки. Толстой показывает, что тема народа в романе «Война и мир» – это главная тема всего произведения. Народ России – это люди разных сословий, и высший свет и те, кто составляет средний класс, и простые люди. Все они любят свою Родину и готовы отдать за нее жизнь.

Образ народа в романе

Две основные сюжетные линии романа раскрывают перед читателями то, как формируются характеры и складываются судьбы двух семей – Ростовых и Болконских. На этих примерах Толстой показывает, как развивалась интеллигенция в России, некоторые ее представители пришли к событиям декабря 1825 года, когда произошло восстание декабристов.

Русский народ в «Войне и мире» представлен разными персонажами. Толстой словно собрал черты, присущие простым людям, и создал несколько собирательных образов, воплотив их в конкретных персонажей.

В Платоне Каратаеве, встреченном Пьером в плену, воплотились характерные черты крепостных крестьян. Добрый, спокойный, работящий Платон, рассуждающий о жизни, но не задумывающийся о ней: «Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет…». В романе Платон – воплощение части русского народа того времени, мудрого, покорного судьбе и царю, любящего свою Родину, но шедшего воевать за нее только потому, что поймали и «отдали в солдаты». Его естественная доброта и мудрость возрождают «барина» Пьера, который все время ищет смысл жизни и никак не может найти и постичь его.

Но в то же время «Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад». Все эти поиски и метания чужды и непонятны Каратаеву, он умеет принимать жизнь такой, какая она есть в это самое мгновенье, и смерть он принимает смиренно и без ропота.

Купец Ферапонтов, знакомый Алпатыча, типичный представитель купечества, с одной стороны скупой и хитрый, но, в то же время сжигающий свое добро, чтобы оно не досталось неприятелю. И верить, что Смоленск сдадут, он не хочет, и жену даже свою колотит за ее просьбы уехать из города.

И в том, что Ферапонтов и другие купцы сами поджигают свои лавки и дома, есть проявление патриотизма и любви к России, и уже понятно становится – Наполеон не сможет победить народ, готовый на все ради спасения своей Родины.

Собирательный образ народа в романе «Война и мир» создается многими персонажами. Это и партизаны вроде Тихона Щербатого, которые воевали с французами по-своему, и, словно играючи, уничтожали небольшие отряды. Это и странники, смиренные и религиозные, такие как Пелагеюшка, ходившая по святым местам. Мужики-ополченцы, одетые в простые белые рубахи, «чтобы приготовиться к смерти», «с громким говором и хохотом» роющие траншеи на Бородинском поле перед сражением.

В тяжелые времена, когда над страной нависла опасность быть завоеванной Наполеоном на передний план у всех этих людей вышла одна главная цель – спасение России. Перед ней оказались мелочными и неважными все остальные дела. В такие моменты люди с потрясающей четкостью проявляют свое истинное лицо, и в «Войне и мире» Толстой показывает разницу между простым народом, готовым умирать за свою страну и другими людьми, карьеристами и приспособленцами.

Особенно хорошо это проявляется в описании подготовки к битве на Бородинском поле. Простой солдат со словами: «Всем народом навалиться хотят…», некоторые офицеры, для которых главное то, что «за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди», солдаты, молящиеся перед иконой Смоленской Божией матери, Долохов, просящий прощения у Пьера – все это мазки общей картины, вставшей перед Пьером после разговора с Болконским. «Он понял ту скрытую … теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти» – так описывает Толстой общее состояние людей перед Бородинским сражением.

Но автор вовсе не идеализирует русский народ, в эпизоде, где богучаровские мужики, стремясь сохранить нажитое добро, не выпускают княжну Марью из Богучарова, он явственно показывает подлость и низость этих людей. В описании этой сцены Толстой показывает поведение крестьян, как чуждое русскому патриотизму.

Заключение

В сочинении на тему «Русский народ в романе «Война и мир» мне хотелось показать отношение Льва Николаевича Толстова к русскому народу как к «целому и единому» организму. И закончить сочинение я хочу цитатой Толстова: «…причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, … характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…»

Тест по произведению

«Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры Тушин и Тимохин, и представители привилегированного класса - Болконские, Пьер Безухов, Ростовы, и Василий Денисов, и фельдмаршал Кутузов, то есть те русские люди, для которых судьба России не была безразлична. Народу противопоставлена кучка придворных аристократов да «мордатый» купец, волнующийся за свой товар перед взятием французами Москвы, то есть те люди, которые с полным равнодушием относятся к судьбе страны.

В романе-эпопее более пятисот персонажей, дается описание двух войн, события разворачиваются в Европе и России, но, как цемент, скрепляет все элементы романа «мысль народная» и «самобытное нравственное отношение автора к предмету». По мысли Л. Н. Толстого, отдельный человек ценен лишь тогда, когда он - неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Его герой - целая страна, борющаяся с нашествием врага» - писал В. Г. Короленко. Начинается роман с описания кампании 1805 года, которая не затронула сердца народа. Толстой не скрывает, что солдаты не только не понимали целей этой войны, но даже смутно представляли себе, кто союзник России. Толстого не интересует внешняя политика Александра I, его внимание обращено на жизнелюбие, скромность, храбрость, выносливость, самоотверженность русского народа. Основная задача Толстого - показать решающую роль народных масс в исторических событиях, показать величие и красоту подвига русских людей в условиях смертельной опасности, когда психологически человек раскрывается наиболее полно.

Основой сюжета романа является Отечественная война 1812 года. Война внесла решительные перемены в жизнь всего русского народа. Все привычные условия жизни сместились, все теперь оценивалось в свете той опасности, которая нависла над Россией. Николай Ростов возвращается в армию, добровольцем уходит на войну Петя, старый князь Болконский формирует из своих крестьян отряд ополченцев, Андрей Болконский решает служить не в штабе, а непосредственно командовать полком. Пьер Безухов отдал часть своих денег на снаряжение ополченцев. Смоленский купец Ферапонтов, в сознании которого зародилась тревожная мысль о «погибели» России, когда узнал, что город сдают, не стремится спасать имущество, а призывает солдат тащить все из лавки, чтобы ничего не досталось «дьяволам».

Война 1812 года больше представлена массовыми сценами. Народ начинает осознавать опасность при приближении врага к Смоленску. Пожар и сдача Смоленска, смерть старого князя Болконского в момент смотра крестьянского ополчения, гибель урожая, отступление русской армии - все это усиливает трагизм событий. Вместе с тем Толстой показывает, что в этой тяжелой обстановке рождалось то новое, что должно было погубить французов. В росте настроений решимости и озлобления против врага Толстой видит источник приближающегося перелома в ходе войны. Исход войны определился задолго до ее окончания «духом» войска и народа. Этим решающим «духом» был патриотизм русского народа, который проявлялся просто и естественно: народ оставлял города и деревни, захваченные французами; отказывался продавать продовольствие и сено врагам; в тылу врага сколачивались партизанские отряды.

Бородинское сражение - кульминация романа. Пьер Безухов, наблюдающий за солдатами, испытывает ощущение ужаса смерти и страданий, которые несет война, с другой стороны - сознание «торжественности и значительности предстоящей минуты», которое внушает ему народ. Пьер убедился в том, как глубоко, всем сердцем, понимают русские люди смысл совершающегося. Солдат, назвавший его «землячком», говорит ему доверительно: «Всем народом навалиться хотят; одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Только что пришедшие из глубины России ополченцы в соответствии с обычаем надевают чистые рубахи, сознавая, что придется умирать. Старые солдаты отказываются пить водку - «не такой день, говорят».

В этих простых, связанных с народными понятиями и обычаями формах проявилась высокая нравственная сила русского народа. Высокий патриотический дух и нравственная сила народа принесли победу России в войне 1812 года.

Народ в романе "Война и мир".

В "Войне и мире" Толстой поднял вопрос о роли личности и народа в истории.
Перед Толстым стояла задача - осмыслить художественно и философски войну 1812 г.
"Правда этой войны в том, что она выиграна народом".
Увлекшись мыслью о народном характере войны, Толстой не смог решить вопроса о роли личности и народа в истории; в 3 части 3-го тома Толстой вступает в спор с историками, утверждающими, что ход всей войны зависит от "великих людей".
Толстой старается убедить, что судьба человека зависит не от их воли.
Изображая Наполеона и Кутузова, писатель, почти никогда не показывает их в сфере государственной деятельности. Он сосредоточивает свое внимание на тех свойствах, которые характеризуют его как руководителя масс.
Толстой считает, что не гениальный человек руководит событиями, а события руководят им. Толстой рисует совет в Филях как совет, не имеющий смысла, ведь Кутузов уже решил, что Москва должна быть оставлена: "Властью, врученной мне государем и отечеством, - приказ отступать". Конечно, это не так, никакой власти у него нет. Уход из Москвы предрешен. Не во власти отдельных лиц решать, куда повернется история.
Но Кутузов сумел понять эту историческую неизбежность. Эту фразу говорит не он, его устами говорит судьба. Толстому так важно убедить читателя в правильности своих взглядов на роль личности и народных масс в истории, что он считает необходимым прокомментировать каждый эпизод войны с позиции этих взглядов. Мысль не развивается, а иллюстрируется новыми фактами в истории войны. Любое историческое событие являлось следствием взаимодействия тысяч человеческих воль. Один человек не может предотвратить то, что должно совершиться из стечения множества обстоятельств. Наступление стало необходимостью по множеству причин, сумма которых привела к Тарутинскому сражению.
Главная причина - дух армии, дух народа, который оказал решающее значение на течение событий.
Толстой хочет самыми разнообразными сравнениями подчеркнуть, что великие люди уверены, будто судьба человечества в их руках, что простые люди не говорят и не думают о своей миссии, а делают свое дело.
Личность бессильна что-либо изменить.
История встречи Пьера с Каратаевым есть история встречи с народом, образное выражение Толстого. Толстой вдруг увидел, что истина - в народе, а потому-то познал ее, сблизившись с крестьянами. Пьер должен прийти к этому итогу с помощью Каратаева.
Толстой решил это на последнем этапе романа.
Роль народа в войне 1812 года - главная тема третьей части. Народ - главная сила, определяющая судьбу войны. Но народ и не понимает и не признает игры в войну. Война ставит перед ним вопрос о жизни и смерти.
Толстой - историк, мыслитель, приветствует партизанскую войну. Заканчивая роман, он воспевает "дубину народной воли", считая народную войну выражением справедливой ненависти к врагу.
В "Войне и мире" Кутузов показан не в штабе, не при дворе, а в суровых условиях войны. Он производит смотр, ласково говорит с офицерами, солдатами. Кутузов большой стратег, он использует все средства, чтобы спасти армию. Посылает отряд во главе с Багратионом, запутывает французов в сетях их собственной хитрости, приняв предложение о перемирии, энергично продвигает армию на соединение с войсками из России.
Во время сражения он не был просто созерцателем, а выполнял свой долг.
Русские и австрийские войска потерпели поражение. Кутузов был прав - но осознание этого не смягчило его скорби. На вопрос: "Вы ранены?" - он ответил: "Рана не здесь, а вот где!" - и указал на бегущих солдат. Для Кутузова это поражение было тяжелой душевной раной. Приняв командование армией, когда началась война 1812 г., Кутузов первой своей задачей поставил поднять дух армии. Он любит своих солдат.
Бородинское сражение показывает Кутузова как активного, исключительно волевого человека. Своими смелыми решениями он влияет на ход событий. Несмотря на победу русских при Бородино, Кутузов видел, что защищать Москву нет никакой возможности. Вся последняя тактика Кутузова определена была двумя задачами: первая - уничтожение врага; вторая - сохранение русских войск, ибо его цель - не личная слава, а выполнение воли народа, спасение России.
Кутузов показан в различных ситуациях жизни. Своеобразна портретная характеристика Кутузова - "огромный нос", единственный зрячий глаз, в котором светились мысль и забота. Толстой неоднократно отмечает старческую тучность, физическую слабость Кутузова. А это свидетельствует не только о его возрасте, но и о тяжелых воинских трудах, долгой боевой жизни.
Выражение лица Кутузова передает сложность внутреннего мира. На лице лежит печать озабоченности перед решающими делами.
Необычайно богата речевая характеристика Кутузова.
С солдатами он говорит простым языком, изысканными фразами - с австрийским генералом.
Характер Кутузова раскрывается через высказывания солдат и офицеров.
Всю эту многогранную систему приемов построения образа Толстой как бы подытоживает прямой характеристикой Кутузова как носителя лучших черт русского народа.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...