Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Сопоставительная характеристика челкаша и гаврилы. Сравнительная характеристика челкаша и гаврилы в рассказе челкаш горького. Общее дело. Истинное лицо каждого героя

Все сюжеты М. Горького можно логически разделить на несколько, примерно две, группы, в основе которых лежало деление использование сюжетов. Так, одни создавались писателем на основе легенд и преданий, а другие основывались на реальных фактах. Кстати, некоторые свои легенды Алексей Максимович придумывал самостоятельно. А если это были рассказы, основанные на реальных событиях, то чаще всего это реальность исходила из жизни босяков, людей, которые оказались на самом дне жизни, и она совсем перестала быть интересной.

Известно, что в основу своего необычного рассказа « » автор положил случай, который действительно в жизни произошел. Сам писатель утверждал, что у главного героя даже существовал прототип. Сам Максим Горький рассказывал, что с этим прототипом, с которого он и рисовал образ основного персонажа Челкаша, сам автор встретился и познакомился в большом городе.

Тогда он некоторое время жил в Николаеве, и когда увидел одного босяка, то был удивлен его веселостью и беззаботность. Также он рассказывал историю и писателю о парне, которого он нанял на работу, то тот поступил предательски. Но когда он вел свой рассказ, то Максим Горький обратил внимание на его лицо, выделяя губы, которые обнажали его белоснежные зубы.

В горьковском рассказе действуют два главных героя - это сам Челкаш и Гаврила. Они бедные люди, босяки, выходцы из деревни, поэтому прекрасно знали, как тяжел крестьянский труд, да и сами были приучены к труду. По сюжету читатель узнает, что познакомился он с Гаврилой случайно, в порту, куда он пришел к своему другу. Но тот находился в больнице, а Челкашу нужен был для «дела» напарник.

Челкашу он показался своим человеком, ведь у них одинаковые корни. Даже одежда у них была одинаковая: широкие штаны, лапти и какой-то картуз странного рыжеватого цвета. Гаврила по описанию писателя был плотным и крупным юношей. Сам автор обращал вниманием на интересные глаза деревенского парня: большие и голубые, очень доверчивые и немного добродушные.

Деревенский герой легко определяет профессию напарника Челкаша: он сети свои забрасывает по чужим сараям да амбарам. Гаврила является полной противоположностью Челкаша. И этот человек сначала просто презирал Гаврилу, а потом, уже после «дела», он просто его стал ненавидеть. И, по мнению Челкаша, его было за что ненавидеть. Например, за то, что Гаврила был молод и крепок, за то, что глаза его были чистые, а лицо загорелое и мускулистое, а руки крепкие.

Он имел свой домик в деревне и приехал в город, чтобы немного подзаработать и потом уже купить домик в деревне и жениться. Но все-таки главное, за что так ненавидел Челкаш Гаврилу - это за то, что этот молодой деревенский парень еще не узнал все жизни, не испортился. Он по-прежнему любил природу, свободу и жизнь.

Но когда между молодыми людьми начался конфликт и Гаврила посмел возразить, то Челкаш вскипел, а возражение от молодого человека он счел за оскорбления, который, по его мнению, ему взрослому и самостоятельному мужчине нанес какой-то молодой деревенский парень.

Но этот парень из деревни боялся того промысла, на который он пошел с Челкашом. Ведь он не сразу понял, что ему нужно будет делать. Это дело такого характера было для него новым, он в первый раз участвовал в подобных делах, поэтому так сильно волновался. Но совсем по-другому вел себя Челкаш: был спокойным и уравновешенным.

Страх напарника в какой-то степени даже веселил и забавлял его. Он испытывал и какое-то странное чувство, как наслаждение, от того, что он, простой деревенский парень, Челкаш для кого-то может быть грозным и суровым человеком, и это его возвышало в собственных глазах.

Когда молодые люди отправились на дело, то Челкаш даже здесь вел себя спокойно и ровно. Так он веслами греб ровно в отличие от Гаврилы, который, понимая, что дело-то непростое, греб нервно и очень быстро. Конечно же, Гаврила - это новичок в этом странном «деле», поэтому так тяжело было молодому человеку. И совсем другое дело Челкаш, который такой поход воспринимает как самое обычное дело. И вот тут он выступает, как отрицательный персонаж. Так, он не пытается понять молодого парня, он кричит на него, осуждает и даже запугивает.

Но, возвращаясь, дороге между молодыми людьми возникает разговор, где тот пытается узнать у вора, как он живет без земли, без труда. Эти вопросы молодого парня заставляют его задуматься, вспомнить свое простое деревенское детство. Но эта было в прошлом, еще та, в которой не было воровства. И это заставило Челкаша почувствовать себя по-другому. Ему стало одиноко и грустно.

Кульминацией в горьковском рассказе является драка, которая начинается из-за денег. Молодой человек Гаврила, который был на протяжении всего сюжета так симпатичен читателю, начинает требовать все деньги. И здесь Челкаш оказывается более благородным: он все-таки отдает ему все, хотя тот его обидел даже словами, обозвав ненужным и даже лишним человеком.

Гаврила является одним из центральных героев рассказа М.А. Горького «Челкаш». Повествование построено на противопоставлении Челкаша (опытного и ловкого вора и пьяницы со стажем) и Гаврилы (молодого безработного крестьянина). Остановимся подробнее на анализе образа последнего.

Гаврила – коренастый деревенский юноша. Он потерпел крах, пытаясь заработать в городе, чтобы прокормить себя и свою мать. Теперь ему оставалось только возвращаться домой, жениться на состоятельной невесте и стать батраком. Челкаш сразу же невзлюбил его за силу и здоровье, которые излучал молодой человек: «...возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки...», при этом главного героя с первого взгляда привлекло добродушие и доверчивость крестьянина.

При этом Гаврила труслив – соглашаясь на дело с вором-контрабандистом, он предстает перед читателем трусом. Ему страшно до слёз, он не хочет доводить дело до конца и хочет, чтобы Челкаш отпустил его. Уже здесь видно противопоставление бесстрашного и, главное, свободного пьяницы-авантюриста запуганному невольнику своей жизни. Челкаш убеждает довести дело до конца, но далее сущность героя раскрывается для читателя в новом свете.

Гаврила получает малую часть от всей выручки и в его душе просыпается алчность. Бедного крестьянина охватывает бесконтрольное чувство жадности, при этом он ощущает себя слабее своего напарника, падая на колени и вымаливая у него деньги. Он зависим, в отличии от Челкаша, зависим от своего состояния, зависим от своих страстей (от жадности), зависим от едва ему знакомого пьяницы. Эмоции, которые возникают у несчастного человека, толкают его на необдуманный поступок – он бросает камень в Челкаша. Его метания – он то убегает, то возвращается и горько раскаивается в соделанном – вновь свидетельствуют нам о слабости его личности. Он и здесь не может быть последователен. Пугливость, трусость – вот немощь его человеческой души.

Важно сказать о том, как сам Челкаш видит своего напарника. Он не понимает, как можно так измучить себя ради денег, жалость к бедному человеку сочетается с отвращением к подобному видению мира. Челкаш чувствует своё превосходство над Гаврилой, он называет его "молоденьким теленком" и "дитятком". Он отдаёт деньги крестьянину, понимая, что такую душу уже ничто не исправит. Именно в сравнении Челкаша и Гаврилы мы понимаем всю мелочность и подлость второго.

Отсутствие собственного достоинства, стойкости характера и моральных ценностей, пугливость и жадность Гаврилы – вот те качества, которые подчеркиваются М. Горьким. У него отсутствует та жажда свободы, которая присуща Челкашу, поэтому, несмотря на то, что в конце большая часть денег остается у Гаврилы, именно Челкаш выходит из маленькой драмы на берегу моря победителем.

В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности, в которой сочетается одиночество и свобода, вызов обществу и его законам, конфликт главного героя и героя-антагониста – эти черты романтизма находят своё отражение и в рассказе «Челкаш».

Вариант 2

В своем произведении (Челкаш) Максим Горький уделяет особое внимание личности и внутренней оболочки человека, раскрывает перед читателем то, насколько внешняя оболочка бывает обманчива. Главная тема романа – противостояние двух героев, Челкаша (вора и пьяницы) и безработного обычного крестьянина Гаврилы.

Гаврила – это крепкий, здоровый парень, с русыми волосами и широкими плечами. Заработать на Кубани не получилось, и он снова был вынужден вернуться к себе обратно в деревню. После смерти своего отца, Гаврила был вынужден пойти работать батраком, чтобы прокормить себя и мать. У юноши добрый нрав, красивая внешность и открытый взгляд. Именно за это и он был неприятен Челкашу. Хотя, с другой стороны, ему нравилась простота и добрая душа Гаврилы.

Их встреча произошла совершенно случайно. Спор между ними о ловкости и смелости привел к тому, что молодой юноша соглашается пойти на «темное дело» с вором-контрабандистом. Именно этот случай полностью обнажает всю сущность и натуру Гаврилы. Он оказывается обычным трусом.

Гаврила испытывает панический страх и всячески пытается избежать происходящего. Но Челкаш убеждает Гаврилу довести задуманное до конца. Получив небольшую сумму, молодого человека захватывает чувство жадности и алчности. Он падает перед Челкашом на колени и начинает умолять дать ему еще денег. Этот момент показывает всю внутреннюю сущность Гаврилы, он зависим от обстоятельств и собственной жадности.

Юношу так сильно терзают вспыхнувшие эмоции, что он от безысходности, не задумываясь, бросает камень в Челкаша. Слабость личности заключается в постоянном смятении и собственной слабости. Молодой парень то трусит и убегает, то вновь возвращается и раскаивается в содеянном. У Челкаша же возникают двоякие чувства к Гавриле. С одной стороны это жалость и непонимание, как можно ради денег так терзать себя. С другой стороны, ему противно это состояние человеческой души. В конце концов он отдает большую часть денег Гавриле. Челкаш понимает всю мелочность и подлость натуры молодого человека.

Образ Гаврилы – это сущность мелочного, подлого и жадного человека, у которого отсутствует чувство собственного достоинства и моральных ценностей. Он полностью зависим от собственных желаний и обстоятельств. Трусость и слабость, вот главные черты Гаврилы.

Сочинение про Гаврилу из произведения Челкаш

Рассказ Максима Горького «Челкаш» повествует о воре. Григорий Челкаш хорошо знаком людям, которые живут на побережье. Все его знают как заядлого пьяницу и смелого вора.

Гаврила, обычный крестьянский мужик. В рассказе Горького он предстаёт перед читателем, как славный парень, который трудится для того, чтобы содержать маму и дом.

Такие два разных человека встречаются совершенно случайно. Между ними разыгрывается спор, кто лучше и ловчее. Челкаш решает взять Гаврилу на дело. Для этого он угощает парня в таверне и тем самым входит в доверие к нему. Челкаш для Гаврилы становится кем-то вроде хозяина. Он чувствует в Григории силу, начинает доверять ему и Гаврила проникается к нему некоторым чувством благодарности и подчинения.

Во время того, когда мужчины плывут воровать, Гаврилу много раз охватывает страх. Здесь читатель понимает, что этот «славный парень», простой крестьянин, на самом деле трус. Гаврила просит у Челкаша отпустить его. Из-за чего в лодке возникает шум и их чуть не настигают хранители порядка. Но все обходится успешно, дело завершается, и мужчины плывут сбывать свою добычу.

Гаврила, который трусил и робел перед морем, увидев сколько денег получил Челкаш за ворованную вещь, начинает размышлять о том, сколько бы он смог сделать на своей земле, будь у него столько денег. Тут в «славном парне» просыпается самый страшный человеческий порок – жадность. Автор рассказа описывает возникшее чувство в Гавриле как очень будоражащее, возбуждающее и раскрывающее в человеке все самое ужасное, что только может быть.

Челкаш хоть и вор, но слово свое сдержал и дал Гавриле денег. Но герою этого показалось мало. Тогда Гаврила решил выпросить у Челкаша все деньги. Драма, которая разыгралась на берегу моря между двумя людьми, показывает читателю последствия жадности. В данном рассказе Гаврила готов был убить человека, только бы получить все деньги за украденную вещь.

В начале рассказа Максима Горького «Челкаш» Гаврила предстаёт обычным крестьянином, который занимается землей и работает, чтобы прокормить семью. Но впоследствии автор открывает в этом герое самые низкие и ужасные человеческие качества такие, как трусость, жадность и злость.

Данный рассказ учит читателя тому, что человек должен быть честным, уметь жить по средствам и находить хорошие стороны в своей жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение описание по картине Репки Водитель Валя

    Передо мной интересная задача – рассмотреть картину «Водитель Валя». Конечно, легко обмануться – подумать, что Валя – мужчина, раз водитель.

  • Тема любви в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Нет в мире более загадочного и прекрасного чувства, чем любовь. Она воспета в бесчисленных произведениях русской и зарубежной литературы. Именно она даёт человеку возможность жить и преодолевать любые преграды

  • Анализ рассказа Чехова Палата № 6 10 класс

    Своим потрясающим талантом писать удивительные истории, способные задеть за живое, Антон Павлович Чехов поражает умы читателей. Зачастую бывшего врача волновали мысли, связанные с духовным развитием человека

  • Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная. Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание с честью.

  • Аустерлицкое сражение в романе Война и мир Толстого (анализ)

    Битва при Аустерлице была проигрышна изначально. Военные это понимали. Князь Багратион демонстративно не пришёл на военный совет. Он заранее знал исход этой битвы. Остальные генералы

Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности, которые по-своему смотрят на окружающий мир. Так и у наших двух главных героев возник конфликт, из-за того что каждый по своему воспринимал мир.

Писатель показывает нам Челкашина как человека, который не имеет за плечами ничего, он любит алкоголь, одет грязно, одежда порвана, обуви нет. От него неприятно пахнет и ведет он себя не адекватно. У мужчины был острый нос, хищный взгляд, темные усы и печальные глаза.

Второго главного героя автор показывает нам с совершенно другой стороны. Это молодой юноша, в небесно-голубой рубашке, в простых штанишках. Его головной убор уже совсем износился, но он с гордостью несет его на своей голове. Парень очень массивный, у него сильные плечи и руки, русые волосы, загорелое тело. Его глаза светло-голубого цвета наполнены добротой. Это два совершено противоположных персонажа.

Один раз Гаврила пошел в трактир, там он изрядно выпил. В тот момент в этом помещении находился Челкашин, он долго и вдумчиво смотрел на него и думал, что именно он сможет изменить судьбу Гаврилы на свое усмотрение. Что он не повторит тех ужасных ошибок, которые сделала Челкашин. Челкашин видит молодого парня, он смотрел и его грызла совесть, что он уже довольно стар, а парень совсем юн и у него все впереди. Здесь автор описал нам Челкашина как человека, который может страдать, вдумываться в свои поступки.

Когда эти двое мужчин шли на преступление, в голове у каждого была мысль о деньгах. Гаврила охвачен страхом, А Челкашиным завладело зло, он злится на всю работу, на своего напарника, на лодки, которые расположены поблизости. Там находились сторожа. Напарники делят свою добычу – украденные деньги, но Челкашин решает отдать свою долю в количестве 540 рублей. А Гавриле поначалу кажется, что слишком мало они украли, ему мало даже своей части и он просит у напарника еще и вдруг он решается признаться о мыслях, в которых хочет убить Челкашина, тот забирает деньги себе. И Гаврила кидается в бой со своим противником, они дерутся за деньги.

Тут мы видим, как на глазах меняется отношение к герою. Челкашин на самом деле не плохой человек, он очень добрый и мягкосердечный в душе, самое главное, что он чувствует свободу. А Гаврила проявил себя как подлый, злой парень, за деньги он готов даже на убийство. Он будет унижаться лишь для того что бы иметь в руках богатство.

Подводя итог можно сказать, что нельзя судить людей, глядя на внешность и описание. Главная черта человека - это его поступки. Челкашин остался человеком даже и при таких обстоятельствах, а настоящая сущность Гаврила проявилась, как только разговор зашел за деньги.

Сочинение Челкаш и Гаврила

"Челкаш" - произведение Максима Горького, которое было создано в 1895 году. Книга была написана в стиле реализма с небольшими нотками романтизма. Все персонажи рассказа жили в гармонии с окружающим миром и природой. Каждый персонаж, созданный Горьким, имеет своё, уникальное мировоззрение. Наши 2 героя - Челкаш и Гаврила, имели свои взгляды на окружающий мир, из-за чего и произошел их конфликт.

Челкашин - человек, которого не интересовало ничего кроме выпивки. У него не было ничего, только порванная, грязная одежда и обувь. Выглядел он неопрятно и имел неприятный запах. Челкаш был алкоголиком и вел себя неадекватно. Он имел взгляд настоящего хищника, темные усы и острый нос.

Второй персонаж - Гаврила, полная противоположность Челкаша. Это был крепкий и сильный юноша, глаза и внешний вид которого излучали доброту. Одет он был поопрятнее чем Челкаш, носил светло-голубую рубашку и изношенный головной убор.

Однажды, когда Гаврила пришел в трактир и напился там, его увидел Челкаш. Тот увидев молодого юношу, начал задумываться о своем возрасте. Он с сожалением и угрызением совести думал о том, что в своем старом возрасте не имеет за спиной ничего. Он хотел попытаться изменить судьбу Гаврила, чтобы не допустить того, чтобы юноша превратился в такого-же старого пьяницу как и он. В этой сцене автор преподносит Челкаша как человека, который способен обдумывать свои поступки и умеет сожалеть.

Челкашин очень любил находиться возле море. Когда рядом с ним огромная, свободная и наполненная силой синева, он мог почувствовать себя свободным ото всех невзгод. Гаврила же, не любил свободу, она вызывала у него чувство страха.

Во время преступления, на которые пошли наши герои, у них возник конфликт. Молодой юноша был охвачен страхом, а Челкаш озлобился на всех. Ему не нравилось всё, напарник, лодки, то как все происходило. Челкашин решил отдать свою часть украденного - 540 рублей, но Гаврилой завладела сильная жадность. Он думал, что украденных денег ему будет мало, затем он признается Челкашу в том, что хочет убить его и забрать все деньги себе. Услышав это, Челкаш забирает деньги себе, в следствии чего, у них начинается схватка за украденное добро.

В этой сцене автор показывает нам истинные характеры героев. Оказывается, Челкаш не такой уж и плохой, он был очень добр и мягкосердечен, ему было не так важно богатство, как получение полной свободы. Гаврила же, оказался жадным и подлым преступником, который готов пойти на всё, даже на убийство, ради того, чтобы получить деньги. Этот человек был готов пойти на любое преступление, пусть даже самое подлое, ради того, чтобы разбогатеть.

Мораль этого рассказа довольно проста - нельзя судить о человеке по внешности и первому впечатлению. Грязный и неухоженный старик Челкаш оказался добрым и в какой-то мере честным человеком. А Гаврила, который выглядел как прекрасный молодой юноша, оказался последним подлецом.

Вариант 3

Как и во многих рассказах, в произведении «Челкаш» Горький отражает тему человеческих взаимоотношений и описывает природные красоты, углубляясь в момент, как природа взаимосвязана с душевным состоянием своих персонажей.

Перед нами предстают два героя - Челкаш и Гаврила, которые отличаются друг от друга. Они встречаются в порту. И если Челкаш показан бродягой без места жительства и привыкший, воровать, то Гаврила попал в это место после неудачных усилий найти работу. Гришка был заметен своим телосложением, которое было похоже на ястребиное. Усы у него постоянно вздрагивали, а руки он постоянно закладывал назад, потирая нервно ладони. Когда Челкашу удалось что-то своровать, то он удачно продавал вещь. Выручку же от продажи тут же пропивал.

А история у Гаврилы была совсем иная. Ему не повезло с заработками на Кубани, и поэтому, возвращаясь, домой, он понимал, что теперь ему была одна дорога - наняться в батраки. Челкаш обратил внимание на него в тот момент, когда он шел и раздумывал, где бы найти напарника, который пошел с ним воровать. Постепенно, беседуя с ним, мы видим, как Челкаш, выслушав рассказ парня, вначале хотел поругать его и даже ударить, но в последнюю минуту у него появилась некая жалость к Гавриле. Гришка, когда имевший дом, семью и родных, стал в одночасье заядлым алкоголиком и вором, но не законченным человеком. Он показан нам как сильная и гордая натура, так как ко всем имеет особый подход, и с каждым может договориться. Ему нравилось море, такое могучее и свободное, как он сам.

Но, Гаврила, казавшийся вначале безобидным парнем, показывает нам, что это подлый человек. Когда дело завершилось с успехом, и перед его глазами появились огромные деньги, тут его прорвало. Мы увидели, насколько он алчный. Тут же у нас пропадает всякая жалость к этому сельскому парню. Особенно он выглядит жалким рабом, когда упав перед Челкашом, умоляет отдать ему все деньги. Челкаш, же, преисполненный чувством жалости и злости к нему, бросил добычу. Именно тогда он понял, что поступает, как герой, так как точно знал, что не будет таким, как этот парень. Но, когда Гаврила, сказал ему, что хотел его ликвидировать, Челкаш сильно разозлился. Забрав деньги, он пошел своей дорогой. Однако, парень,бросил в него камень, а когда понял, что у него не получилось убить Челкаша, стал опять просить у него прощения. И тут мы видим, как Гришка оказался на высоте. Он оставил этому подлому человеку деньги и ушел. Здесь отчетливо видно, что писатель отдал предпочтение Человеку, который показал себя человеком с высокими моральными качествами, не терявшему собственного достоинства ни при какой ситуации.

Небольшой по размерам рассказ Ивана Сергеевича Тергенева «Муму» тревожит русских и зарубежных читателей и по сей день. Несмотря на то, что данная проблема была актуальна в середине девятнадцатого века, современные люди также читают

  • Сочинение Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя

    В поэме «Мертвые души» рассказывается о молодом чиновнике Павле Чичикове, который проводил сделки с помещиками, покупая у них души умерших крестьян. Каждый помещик, у которого побывал Чичиков, отражал пороки общества

  • Сочинение К чему ведет конфликт отцов и детей? 11 класс

    Гармония в семье возможна только при отсутствии конфликта между отцами и детьми. Казалось бы, о чем могут спорить любящие и близкие друг другу люди, но как часто дочь, не соглашаясь с матерью

  • Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

    литературы в 8 классе

    Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.

    (по произведению М.Горького «Челкаш»)

    Предметная тема : Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.

    Метапредметная тема : СВОБОДА

    Писатель изображает босяков людьми

    смелыми, сильными душой. Главное

    для них – это свобода, которую они,

    как и все мы, понимаем по-своему…

    А.А.Волков

    Цели урока:

    Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

    Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

    Метапредметная: формирование представлений об истинной свободе и мнимой свобод.

    Задачи:

    -проследить за мыслями, чувствами и поступками Челкаша и Гаврилы, попытаться понять, кто же из них по-настоящему свободен;

    -совершенствовать навыки теоретического анализа.

    Ход урока.

    1. Оргмомент .

    - Сегодня мы будем говорить о рассказе М.Горького «Челкаш».

    -Что вы знаете о Горьком, какие его произведения читали?

    2. Слово о писателе . Индивидуальный ответ.

    3.Работа с текстом (беседа)

    Вопросы и задания учащимся для аналитической беседы:

    - Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

    - Зачитаем вступление рассказа. На какие звуки и почему «инструментовано» описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвоЗящих груз, металлический вопль желеЗных листов... дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?

    - Что своеобразного в следующем описании: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам...»?

    - В чем композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа?

    В какой степени море является своеобразным действующим лицом в рассказе?

    - И почему отношение к морю оказывается показателем духовного уровня героев рассказа?

    - Имеют ли значение такие характеристики этой стихии, данные автором: бескрайняя, свободная, мощная?

    4. Словарная работа.

    Что такое свобода?

    « Истинная свобода – свобода от греха». - С.В.Дрозд «Учение о христианской свободе».

    Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять выбор. – Большой энциклопедический словарь.

    « Свобода – возможность поступать, как хочется». – Краткая философская энциклопедия.

    5. --- Как представляют свободу Челкаш и Гаврила? Свободны ли они на самом деле? На эти вопросы мы ответим в ходе урока.

    Составление таблицы

    ЧЕЛКАШ

    ГАВРИЛА

    портрет

    Смятое, острое, хищное лицо; хищная худоба; горбатый,хищный нос; обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом

    Ребячьи глаза смотрят доверчиво и добродушно; движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то шлёпает губами

    Отношение к деньгам

    Бросил в Гаврилу бумажки;

    «Разве из-за денег можно себя так истязать?»

    Посмотрел на деньги,зажатые в ладони…,спрятал их за пазуху…

    « Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешь» (о 2 радужных бумажках)

    Отношение к морю

    Он, вор, любил море…Оно…очищало его от житейской скверны.

    «Ничего! Только боязно.»

    Понимание свободы

    Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе… У тебя есть лицо…Ты можешь от всякого требовать уважения к себе.

    Сам себе хозяин, пошёл- куда хошь, делай- что хошь…Гуляй знай как хошь, Бога только помни.

    - Что вам показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша? Почему Челкаш чувствует себя лучшим рядом с морской стихией? Почему М.Горький, описывая эту стихию, использует такие эпитеты: бескрайняя, свободная, мощная?

    - Сопоставьте портрет Челкаша с портретом деревенского парня Гаврилы.

    - Случайно ли, что их первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила? (смотри текст, таблица + обратиться к КФЭ, к эпиграфу).

    ВЫВОД: их свобода - МНИМАЯ СВОБОДА (привести пример: наркоман свободен от всех, но не свободен от зависимости)

    - Определить отношение автора к Челкашу. (См. таблицу, Горький симпатизирует босяку, но, говоря, что Челкаш свободен от денег, утверждает, что его персонаж не свободен от желания управлять людьми. Это и придаёт смысл его жизни)

    - Какими художественными средствами Горький выражает свое отношение к Гавриле?

    («Я теперь... богач!» - визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху... Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя.)

    6.Подведение итогов урока. К каким выводам вы пришли?

    -Что же такое истинная свобода? Обладают ли ею персонажи рассказа Горького? Согласны ли вы с мнением С.В.Дрозда о том, что истинная свобода – это свобода от греха? (Грех ли это:

    -желание управлять людьми?

    - желание иметь много денег, чтобы быть свободным от всего и всех, но при этом можно ли помнить о БОГЕ?)

    Таким образом , Истинная свобода - это разумное поведение, направленное к истинному благу, а освобождение человека- это постепенный процесс, совершаемый самим человеком, человек сам виноват в своём рабстве на внутреннем уровне. Даже народная мудрость гласит: « Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу».

    Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».

    Челкаш – представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником – «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.

    Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.

    Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег – придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.

    Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя».

    Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.

    Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.

    Вам также будет интересно:

    Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
    Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
    Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
    Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
    Тушеная капуста - калорийность
    Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
    Снежнянский городской методический кабинет
    Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
    Для чего нужны синонимы в жизни
    Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...