Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Введение в теорию журналистики. Тема: Журналистика и ее функции Функции журналистики Эффективность журналистской деятельности


Действенность - это результативность выполнения непосредственно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в массово-информационном обеспечении решения задач социального развития, которое проявляется в принятии конкретных мер.
Важность для журналиста правильного видения и действенного выполнения непосредственно-организаторских функций определяется тем, что эта деятельность как практическая реализация результатов анализа явлений действительности неотрывна от усилий по социальной ориентации аудитории. Ведь предлагаемые выводы и практические предложения журналистов, важные, разумеется, для выработки определенных представлений в аудитории, не должны «пропадать» для социальной практики. Их использование (не всегда полная реализация, но обязательно тщательный анализ) лицами и организациями,«принимающими решения», - прямое продолжение обращения к массовой аудитории и (если аудитория приняла высказанные в СМИ идеи и рекомендации) апелляция от имени общественности к тем, кто отвечает за положение дел в рассматриваемой области жизни (в правительстве и на заводе, в вузе и администрации области и т.д.). Без действенного участия в принятии решений деятельность журналистики остается односторонней и как бы незавершенной, так как невостребованные, нереализованные практические наработки журналистов как соци
альных аналитиков и общественных деятелей - «неэкономное» распоряжение добытого их трудом, а порой и прямые материальные убытки, не говоря уж об издержках социально-политического плана, в том числе о снижении авторитета СМИ и доверия к ним.
Действенность и ее повышение требуют от журналистов соблюдения ряда условий.
Прежде всего это необходимость для журналиста при анализе конкретных ситуаций постоянно «задаваться вопросом»: что именно и кто может и должен предпринять, чтобы улучшилось положение дел, активнее и целенаправленнее было движение в отвечающем нуждам общества направлении? При этом предложения по поддержке позитивных начинаний, прогрессивных форм деятельности, по исправлению недостатков, преодолению трудностей, решению назревших проблем формулируются лишь после анализа, четко показывающего, можно ли вообще их реализовать и в какие именно сроки. Это касается даже обоснованных предложений, если они в данных условиях невыполнимы (прожектерство, «добрые пожелания», вызывающие иронию у здравомыслящих людей). Иное дело определение перспектив и путей постепенного, «шаг за шагом» движения по намеченным линиям. Тут важно различать задачи сегодняшнего дня, ближайшего будущего и на более отдаленную перспективу.
Выдвигаемые журналистикой предложения с опорой на результаты специфического в зависимости от особенностей ситуации анализа (экономический - для ситуации в сфере экономики, пра- воведческий - в сфере применения права, эстетический - по отношению к явлениям искусства и т.д.) обязательно имеют, кроме того, общеполитический аспект, ибо, как уже отмечалось, журналистика по своей природе «обречена» любые явления жизни видеть в их общесоциальном, связанном с принятием политических решений смысле. Отсюда и характер предлагаемых решений, их соотнесенность с масштабным видением ситуации конкретной сферы, с жизнью общества в целом, и возможная, а часто и необходимая предположительность характера конкретного решения, выдвижения различных его вариантов. Но конечная цель - чего же добиваться? - задана принципиальным подходом к жизни, связанным с социальной позицией СМИ.
Таким образом, фоном и вместе с тем главным смыслом выступления журналиста оказывается принципиальное политическое решение по поводу перспектив движения. Такой подход, с одной стороны, «оберегает» его от слишком детального проникновения в специальную область, где первое слово принадлежит, разумеется, профессионалам, а с другой - позволяет активно вмешивать-
ся в жизнь с позиций и в связи с важнейшими социальными интересами массовой аудитории, с точки зрения интересов всего общественного развития. Именно это позволяет журналистике «удержаться» в рамках своей специфики как области массово-информа- ционной деятельности и не переходить в сферу специальной информации, реализуя характерный для СМИ подход к явлениям жизни под углом зрения нужд массового сознания общественности (мира в целом или страны, области или района). Благодаря этому и специалисты получают возможность с помощью журналистики увидеть состояние дел и требующие решения проблемы с общесоциальных позиций - то, что без «подсказки» журналиста часто оказывается за пределами их внимания, сосредоточенного на узкоспециальных вопросах.
Так что широкий социальный контекст рассмотрения конкретных ситуаций в тех или иных особых областях общественного организма важен и полезен со многих точек зрения, определяя характер и тон выступлений журналистики по практическим вопросам.
Поскольку решение проблем, поднятых в журналистике, и рассмотрение (если не прямая реализация) предложений, ею выдвинутых, зависят от тех или иных социальных институтов общества и должностных лиц (правительства, хозяйственных организаций, правоохранительных органов, общественных объединений, творческих союзов и т.д.), в практике работы редакций оказывается существенно важным налаживание контактов с этими институтами и официальными лицами.
Прежде всего необходимо донести до них выступления СМИ - ведь не все институты располагают пресс-центрами, собирающими и обобщающими выступления СМИ по касающимся их деятельности вопросам. Но даже если соответствующие материалы и оказываются в руках инстанций, от которых зависит решение, ими далеко не всегда принимаются адекватные меры, особенно по критическим выступлениям. Поэтому важно удостовериться, что выступление СМИ «дошло до адресата» и тем самым (а может быть, и «прямым текстом») заявлено о желательности получения ответа на выдвинутые замечания и предложения. Если реакции на «первичное» обращение нет, полезно через некоторое время напомнить о позиции издания или программы, а также приложить дополнительную информацию (поступившую новую или имеющуюся в редакции, но не опубликованную ранее).
Тем самым редакция последовательно вмешивается в рассмотрение поставленного ею вопроса, занимает активную позицию в стремлении к действенности. Многое в этой работе (напоминания, посылка дополнительных материалов, закрытых обзоров, от
кликов из аудитории и различных институтов и т.д.) «не выходит» на газетную полосу или в выпуск телепрограммы, как бы оставаясь «за кадром». Иногда редакции организуют по опубликованным материалам «круглые столы» с участием специалистов и затем знакомят аудиторию с результатами обсуждения тех или иных вопросов.
Однако усилий редакций часто оказывается недостаточно, чтобы выступления СМИ оказывались действенными. Пренебрежение к деятельности журналистов, нежелание считаться с ними, связанные с высокомерным отношением профессионалов к «вмешательству» СМИ в область их компетенции, к сожалению, подкрепляются отсутствием достаточной юридической базы, которой регулировались бы отношения «журналистика - социальные институты».
К сожалению, общеконституционная норма, в соответствии с которой граждане страны вправе участвовать в управлении делами государства, а их заявления, предложения и жалобы должны рассматриваться соответствующими институтами, носит общепринципиальный характер и не подкреплена конкретизирующими нормами права. Что же касается определяющего правовую базу функционирования журналистики Закона РФ о средствах массовой информации, то в нем нет положений, затрагивающих эти вопросы деятельности СМИ, кроме регламентации права на ответ. Однако это право не обязывает социальные институты отвечать на выступления СМИ, но подразумевает требование к журналистам опубликовать ответ, если тот, кого касаются эти выступления, захочет дать опровержение или сделать заявление по затронутой теме.
Частично проблема «закрыта» Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной власти», согласно которому материалы СМИ, в которых говорится о «нарушении или неисполнении федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов», должны быть рассмотрены соответствующими госорганами в течение трех дней, а не позднее двух недель сведения о мерах должны быть сообщены в Главное контрольное управление Президента. Легко заметить, что речь идет о нормировании действенности далеко не всех выступлений СМИ.
Недостаточность обязывающих обе стороны в отношениях «журналистика - социальные институты» правовых норм затрудняет реализацию непосредственно-организаторских функций журналистики, ослабляет возможности действенного участия СМИ как «четвертой власти» в общественно-политической, социально-экономической, культурной и других сферах жизни. Вместе с тем не следует забывать об опосредованном воздействии СМИ на принятие решений, связанном с давлением общественного мнения, с
требованиями общественности, выработанными под влиянием журналистики. Да и на представителей социальных институтов СМИ так или иначе, но оказывают влияние.
Однако зафиксировать такую опосредованную действенность журналистики и дать отчет о ней аудитории со страниц газет, по радио или телевидению практически невозможно. Кроме того, следствием подобного положения вещей оказывается и некоторая дезориентированность самих журналистов - ведь не имея «обратной связи» по поводу наличия реакции на выступления, не зная ее характера, трудно продолжать и развивать данное проблемно-тематическое направление.
Тем не менее, несмотря на все трудности и нерешенные проблемы в области действенности выступлений журналистики (а может быть, и в силу этого), журналисты в своей практической деятельности не только не могут игнорировать возможности своего непосредственно-организаторского участия в жизни общества, но способны и должны стремиться к максимальной результативности выступлений. А также и сообщать аудитории о реакции на свои выступления, принятых и непринятых мерах в материалах типа «По следам наших выступлений», «Газета выступила - что сделано».

Понятия действенности и эффективности как составные части результативности журналистики Каждое СМИ в своей работе стремится к выполнению поставленных перед ним задач, реализация которых соединяется в едином понятии – результат. Конечным результатом деятельности журналиста является воздействие на социальную ситуацию, изменение общественного мнения, сознания общества. Степень влияния СМИ на аудиторию различна вследствие многообразия тематики и проблематики выступлений, а также уровня их журналистского освещения.


Цели деятельности средств массовой информации, обусловленные особенностями определенного периода, конкретной ситуацией заставляют дифференцировать типы результатов. Составными частями, видами результативности являются действенность и эффективность. Первоэлементом результативности прессы является ЭФФЕКТ.


«Обычно под эффектом понимают социальный эффект - те сдвиги, которые произошли в обществе под влиянием журналистской системы и лежат за ее пределами» /2/. Однако ЭФФЕКТИВНОСТЬ (как и действенность) чаще всего связана не с одним эффектом, а с совокупностью их, предопределяющей поведение большинства социальных групп не столько на данном этапе общественного развития, сколько в обозримом будущем. /1/.


Эффективность - это совокупность социальных эффектов главным образом стратегического характера, происходящих в обществе, во многих его группах под влиянием журналистской системы. Именно стратегический характер материалов, нацеленных на эффективность, позволяет говорить об их заметной роли в управлении обществом.


В исходном понимании эффективность - степень удовлетворения потребностей общества в социальной информации, необходимого для его оптимального функционирования и развития. Эффективность журналистики - это отношение результатов, вызванных воздействием средств массовой информации, к функциям, целям, программам, поставленных перед журналистами, в соответствии с потребностями в социальной информации. Таким образом, ЭФФЕКТИВНОСТЬ - СТЕПЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ.


ДЕЙСТВЕННОСТЬ же - степень влияния на социальные институты и должностных лиц. ДЕЙСТВЕННОСТЬ предполагает сдвиги локального характера в поведении и поступках аудитории (или какой-то части ее). В основе этой формы результативности лежит степень воздействия журналистики на социальные институты в связи с потребностями социально- экономического развития страны.


Показателем результативности функционирования систем СМИ является степень восприятия аудиторией сообщенных сведений, мыслей, эмоций, побуждений, рекомендаций, степень определенности ответной реакции читателей, слушателей, зрителей на публикации и программы.


Виды возможных реакций чрезвычайно многообразны: от немедленного поступка до длительного запоминания. Реакции многообразны, и лишь сравнительная небольшая часть их претворяется во внешние наблюдательные поступки. Большинство их протекает «внутренне» скрыто в недрах сознания, участвует в совокупности духовных процессов воспринимающей личности


ЧЕГО ДОБИВАЕТСЯ В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКА В ПРОЦЕССЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? Долгое время в теории фигурировала однажды сформулированная мысль, что «достигнутым следует считать то, что вошло в культуру, в быт, в сознание». В журналистике все делается для прагматической адекватности произведения - ориентированности его на «потребителя» и для достижения необходимого воздействия.




Критерии результативности журналистики Для того, чтобы оценить журналистскую деятельность, нужно реально полученные результаты соотнести с поставленной целью. Поэтому результативность можно в начальной форме определить как МЕРУ ИЛИ СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ. Поскольку цель - это субъективное в соответствии со своим пониманием ситуации решение добиваться того или иного результата, то важно понимать основание разработки целей.


Цель ставится в соответствии с функциями журналистики применительно к конкретной ситуации. Понимание ситуации для журналиста - это понимание объективных потребностей того, в какой социальной, культурной жизни, находятся различные группы этого общества для нормального функционирования и развития в таком направлении и такими темпами, какие диктуются объективными законами.








Факторы, оказывающие существенное влияние на аудиторию (по Ю.Крикунову) 1. Новизна в постановке проблемы (новый поворот ее, неизвестные до настоящего времени факторы, проблемы) 2. Переосмысление широко известных фактов, переоценка их с учетом социальных изменений.


3. Адаптация проблемы применительно к различным сторонам общес­твенной деятельности человека (мораль и культура, мораль и экономика, экономика и психология, культура и политика и т.д.) 4. Изменение «места действия» проблемы. 5. Полемичность выступления, использование в материале противоположных точек зрения. 6. Компетентность автора, его эрудиция в данной области /3, с.32-33/.


3. Формы и методы изучения интересов аудитории как фактор повышения эффективности журналистики Перед любым изданием возникает вопрос о мере соответствия публикаций интересам аудитории. Многие читают, что в современной журналистике нет универсальных эталонов общения с читателями, слушателями, зрителями. Все рекомендации - это только ориентиры в поиске стимулов, побуждающих аудиторию высказывать свои суждения, а редакции изучать обратную связь.




Потенциальная аудитория для всей системы СМИ - все население страны, а с учетом масштабов действия данного органа информации -население данного региона. Реальная аудитория - те, кто регулярно обращается к данному источнику информации. Наиболее реальная аудитория, например, у газеты - это ее подписчики.




При анализе аудитории следует учитывать некоторые проблемы: 1. Интересы, оценки, запросы аудитории обусловлены не только ее собст­венными характеристиками, но и особенностями содержания и формы материалов и передач. Устойчивые характеристики средств массовой информации формируют последующие ожидания аудитории


2. Реальные интересы (выбор) материалов, передач обусловлен специфи­кой отношения аудитории к разным средствам массовой информации. Если материалы на данную тему не популярны в данном издании, то они могут оказаться популярными для этой аудитории в другом. Если передачи на какую- то тему плохо смотрят телезрители, то это не значит, что материал на эту тему люди не читают в газетах.


3. На содержание интересов и запросов влияет конкретная ситуация, внутренняя и международная «злоба дня». 4. Выбор данного источника информации, материалов и передач - только исходное условие для достижения эффективности информации (или начальный этап этого процесса). Более глубокие эффекты: информированность, согласие с точкой зрения, изложенной в материале, претворение предлагаемого решения в жизнь, принятие идеи - можно предсказать только с некоторой долей вероятности.


5. Основной принцип использования полученных данных - их учет при проведении информационной политики на основе объективности социальных интересов аудитории, которые могут и не совпадать с информационными. Для определения линии информационной политики необходимо как знание объективных интересов масс, вытекающих из общего направления социального развития, тек и знание ее сегодняшних интересов опора на них.




Существует немало испытанных методов изучения аудитории, однако наиболее популярным остается социологический опрос аудитории. В Казахстане еще не сложилась практика тесного взаимодействия средств массовой информации с центрами изучения общественного мнения, однако, бесспорно, будущее за масштабными социологическими исследованиями, которые будут планироваться и проводиться совместно с профессиональными социологами и журналистами.




Еще один резерв эффективности - углубление общения журналиста с представителями самых разных слоев населения, умение преодолевать предметно-логические, социально-психологические и психологические барьеры общения. На телевидении в связи с возросшей популярностью многочисленных многоэлементных программ, включая ток-шоу, важно умение создать максимально благоприятные условия для откровенного обмена мнениями, для привлечения телезрителей в обсуждении интересных тем.


Эффективность публицистики в значительной степени определяется единством творческого содержания и совершенной формы произведения. Принцип единства содержания и формы означает необходимость поиска совершенной аргументации, оптимальной системы выразительных средств, динамичной и впечатляющей организации сюжета и композиции, приемов стиля, богатство языка


Публицистика, как известно, синтезирует методы социального исследования со средствами документального отображения действительности. Между тем, в последнее время наблюдается ограниченное применение художественно- публицистических средств выразительности.




Список использованной литературы 1. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М.: МГУ, С Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М, Крикунов Ю. Сила газетного слова. - Алма- Ата: Казахстан, С, 32-33, 4. Пшеничный Б. Журналистское воздействие и поведение аудитории. - М., С.26

С постановкой проблемы эффективности средств массовой информации сразу же возникает вопрос о путях и способах изучения, «замера» реальной эффективности журналистики (тех или иных журналистских акций, функционирования отдельных каналов массовой информации, типов изданий или программ, взаимодействия СМИ и т.д.). И лишь недавно стали появляться работы, в которых проблемы и опыт изучения эффективности решаются основательно и масштабно. Среди предлагаемых способов оценки эффективности особое значение, на наш взгляд, имеют два.

Во-первых, выделение различных этапов «контакта» с источником информации (первый контакт с источником, контакт с содержащейся в нем информацией, причем информацией разного типа, усвоение информации в той или иной форме, выработка отношения к принятой информации, освоение и запоминание информации). Во-вторых, определение возможных «конечных эффектов», объединенных в пять групп: когнитивные, ценностные, организационные, коммуникативные, создания эмоционально-психологического тонуса.

Изучение проблем эффективности одним из важнейших «выходов» имеет практический смысл: разработку общих требований к журналистской деятельности, рассчитанных на высокий уровень эффективности, и формирование конкретных рекомендаций применительно к определенным социальным условиям, состоянию аудитории, кадров журналистики и т.д.

Проблема эффективности решается журналистом на каждом этапе его труда: в процессе постановки задачи, выбора темы, сбора первичной информации, в ходе творческого труда по созданию материала, при определении типологического облика издания или программы и т.д. Сущность подобного подхода к оценке журналистской деятельности связана с её прагматическим аспектом, т. е. взаимодействием с потребителем информации. Два других аспекта - семантический и синтаксический - соответственно связаны с характером отражаемой действительности и характером организации материала.

Журналист в своей деятельности отражает действительность, затем создает на основе познанного текст, и, наконец, текст поступает в аудиторию. Поэтому для выяснения данной деятельности надо, прежде всего, изучит отношения между текстом и аудиторией. Оптимальными эти отношения могут быть только тогда, когда журналист, ориентируясь на «потребителя», видоизменяет в той или иной мере и форме любые стороны произведения. Следовательно, задачами анализа «на эффективность» является рассмотрение всего многообразия этапов журналистской деятельности на соответствие требованиям прагматической адекватности, а затем выработка практических рекомендаций.

На наш взгляд, изучая эффективность журналистской деятельности, следует различать два типа результатов в деятельности СМИ. Они прямо связаны с двумя типами решаемых журналистами задач: последовательно и целенаправленно добиваться отвечающих общественным потребностям результатов, как в области «принятия решений», так и в области формирования сознания человека, его жизненной позиции. Сложно определить, какой из результатов важнее. Ясно одно: их нельзя смешивать; необходимо разделять понятия действенность и эффективность. Требование повышать действенность и эффективность журналистики означает, что и работники СМИ, и ученые-исследователи должны исходить из того, что задачи, стоящие перед журналистикой, следует решать системно и согласованно. Ведь высокая эффективность способствует повышению действенности, а высокая действенность повышает - повышению эффективности, т. к. авторитет повышает доверие аудитории. Практика показывает, что большая часть материалов СМИ обращена в оба «адреса» и тем самым обладает тем или иным уровнем и действенности, и эффективности.

Чтобы более полно понять сущность эффективности журналистской деятельности, необходимо раскрыть внутреннюю структуру этого понятия. Традиционное определение эффективности как отношения результата и цели нуждается в существенных уточнениях. «Цель», будучи субъективным предвосхищением желаемого результата, вырабатывается и формируется людьми. Если при этом недостаточно ясны объективные основы целеполагания или недостаточно уточнены реальные предпосылки, то выдвигаемая цель может иметь в своем содержании те или иные неточности или даже носить субъективный характер. Можно ставить цели «слишком большие» или «слишком маленькие», «легко выполнимые» или «заведомо невыполнимые», соответствующие или несоответствующие объективным потребностям. Поэтому сама постановка задачи нуждается в серьезном обосновании и в проверке точности её определения.

Цель лишь тогда может быть «точкой отсчета» в деятельности журналиста, когда она оказывается максимально глубоким и точным отражением потребностей. Следовательно, рассматривая цель как основание для расчета эффективности, необходимо учитывать потребности аудитории (и её различных социальных слоев) в информации, а также реальные возможности их удовлетворения в данное время. Такое понимание эффективности, по-видимому, и является исходной точкой изучения эффективности журналистской деятельности.

Точные знания о сущности эффективности дают возможность изучить реальную эффективность СМИ в том или ином «срезе» и составить представление о потенциальной эффективности, т. е. способности данной системы или отдельных её компонентов выполнять стоящие перед ней задачи.

Знание конкретных целей, формируемых в соответствии с информационными потребностями аудитории, оценке верности их постановки - обязательное условие анализа «на эффективность». При это необходимо иметь ввиду, что роль конкретного сообщения СМИ есть результат движения: от общих функций журналистики - через их конкретизацию применительно к задачам и аудитории данного СМИ в связи с особенностями современного положения внутри страны и на международной арене и т.д. - вплоть до постановки задач перед журналистом на подготовку произведения в определенном жанре, стиле, форме.

Эта закономерность журналистской деятельности приобретает особое значение при теоретическом и практическом решении проблем эффективности. Ясное понимание сущности эффективности позволяет социологам программировать исследования, проводить их и разрабатывать рекомендации на соответствующей методологической основе. Результаты работы социологов по исследованию средств массовой информации должны использоваться для оптимизации деятельности журналистов по реализации информационных потребностей и интересов аудитории.

Введение

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию.

В отличие от традиционного подхода к изучению эффективности средств массовой информации (СМИ), ограниченного анализом потребления аудиторией массовой информации, при котором измеряются главным образом масштабы «охвата» газетами, радио и телевидением многомиллионных аудиторий, системный подход позволяет обнаружить, что масштабы реального влияния СМИ на социальную активность личности пока еще далеки от ожидаемого.

Эффективность журналистской деятельности

Установлено, например, что массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информации становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с информационными интересами и потребностями людей.

С постановкой проблемы эффективности средств массовой информации сразу же возникает вопрос о путях и способах изучения, «замера» реальной эффективности журналистики (тех или иных журналистских акций, функционирования отдельных каналов массовой информации, типов изданий или программ, взаимодействия СМИ и т.д.). Среди предлагаемых способов оценки эффективности особое значение, на наш взгляд, имеют два.

Во-первых, выделение различных этапов «контакта» с источником информации (первый контакт с источником, контакт с содержащейся в нем информацией, причем информацией разного типа, усвоение информации в той или иной форме, выработка отношения к принятой информации, освоение и запоминание информации). Во-вторых, определение возможных «конечны эффектов», объединенных в пять групп: когнитивные, ценностные, организационные, коммуникативные, создания эмоционально-психологического тонуса.

Изучение проблем эффективности одним из важнейших «выходов» имеет практический смысл: разработку общих требований к журналистской деятельности, рассчитанных на высокий уровень эффективности, и формирование конкретных рекомендаций применительно к определенным социальным условиям, состоянию аудитории, кадров журналистики и т.д.

«Проблема эффективности решается журналистом на каждом этапе его труда: в процессе постановки задачи, выбора темы, сбора первичной информации, в ходе творческого труда по созданию материала, при определении типологического облика издания или программы и т.д. Сущность подобного подхода к оценке журналистской деятельности связана с ее прагматическим аспектом, т.е. взаимодействием с потребителем информации. Два других аспекта - семантический и синтаксический - соответственно связаны с характером отражаемой действительности и характером организации материала». (В.Олешко. Реферат «Эффективность СМИ». Минск, 1986, с.1-3).

Журналист в своей деятельности отражает действительность, затем создает на основе познанного текст, и, наконец, текст поступает в аудиторию. Поэтому для выяснения данной деятельности надо, прежде всего, изучить отношения между текстом и аудиторией. Оптимальными эти отношения могут быть только тогда, когда журналист, ориентируясь на «потребителя», видоизменяет в той или иной мере и форме любые стороны произведения. Следовательно, задачами анализа «на эффективность» является рассмотрение всего многообразия этапов журналистской деятельности на соответствие требованиям прагматической адекватности, а затем выработка практических рекомендаций.

На наш взгляд, изучая эффективность журналистской деятельности, следует различать два типа результатов в деятельности СМИ. Они прямо связаны с двумя типами решаемых журналистами задач: последовательно и целенаправленно добиваться отвечающих общественным потребностям результатов, как в области «принятия решений», так и в области формирования сознания человека, его жизненной позиции. Сложно определить, какой из результатов важнее. Ясно одно: их нельзя смешивать; необходимо разделять понятия действенность и эффективность. Требование повышать действенность и эффективность журналистики означает, что и работники СМИ, и ученые-исследователи должны исходить из итого, что задачи, стоящие перед журналистикой, следует решать системно и согласованно. Ведь высокая эффективность способствует повышению действенности, а высокая действенность - повышению эффективности, т.к. авторитет повышает доверие аудитории. Практика показывает, что большая часть материалов СМИ обращена в оба «адреса» и тем самым обладает тем или иным уровнем и действенности, и эффективности.

В зрелом социалистическом обществе эффективность признана важнейшей оценочной категорией созидательных усилий на всех участках работы. Считало, что любая общественно полезная деятельность должна осуществляться самым рациональным, эффективным образом, с наибольшей отдачей, а ее социальная значимость оценивается по конечным результатам. Разумеется, это самым непосредственным образом было адресовано также средствам массовой информации и пропаганды.

«Выступая на заседании Президиума Верховного Совета СССР при обсуждении работы «Известий», ген. секр. ЦК КПСС Л.И.Брежнев отмечал, что газета должна ставить вопросы принципиально и «делать это в максимально доходчивой форме, находя пути к сердцам миллионов читателей. Тогда ее действительно с нетерпением будут ждать в каждом доме, в каждой семье». (С.В. Цукасов. «Время зрелости». М. Мысль, 1979 г. с.37).

Очень важно также, чтобы читатели были уверены, что все правильное, общественно полезное, идет ли речь о развитии нового почина, народной инициативы или о критическом выступлении, будет газетой поддержано. Тогда они по-настоящему будут газету считать своей.

«Вот почему так остро ставится сегодня вопрос именно об эффективности, действенности публикаций. Без этого не может быть живо, авторитетной, по-настоящему массовой газеты» (Л.И.Брежнев. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.7. М., 1979, с.334).

Закладывая фундамент печати нового типа, В.И.Ленин исходил из того, что в основе ее деятельности - тесная связь с жизнью, с политикой партии, борьбой рабочего класса и всех трудящихся. Эффективность прессы, по В.И.Ленину - понятие классовое, социальное. В решениях партийных съездов, постановлениях ЦК и других партийных документах многократно отмечалось, что действенность печати зависит от того, насколько точно уловлены в ее выступлениях социальный смысл фактов, их политическая значимость, тенденции общественного развития. Она зависит также от актуальности публикаций и полноты ответов на животрепещущие вопросы практики, активности вторжения в жизнь, и, следовательно, если говорить коротко, «от степени реальной помощи партии и народу в решении задач коммунистического строительства».

Научное понятие эффективности работы средств массовой информации и пропаганды или социализме рассматривалось в свете их комплексного характера, «неотрывно от природы развитого социалистического общества». Считалось, что она зависит от трех основных факторов, взятых в их диалектическом единстве:

- «во-первых, от субъекта воздействия, то есть идейного и профессионального уровня работы прессы, глубины выражения ею политики партии, интересов народа, насущных задач общественного развития на данном этапе;

Во-вторых, от объекта воздействия, то есть читательской аудитории, повседневного восприятия ею, говоря ленинскими словами, проповеди прессы, от силы социального резонанса, реального влияния печатного и звучащего слова на общественное сознание;

В-третьих, от степени непосредственного использования средств массовой информации и пропаганды в управлении общественными процессами, т.е. в организаторской и массово-политической работе партийных, советских, хозяйственных и общественных органов» (С.Цукасов «Время зрелости». М., 1979, стр.38).

Читаем там же: «Определение эффективности идеологической работы весьма сложно в силу того, что ее конечные результаты выступают в опосредованных действиях людей, обусловленных в свою очередь многими обстоятельствами: общественной и индивидуальной психологией, нормами морали, объективными общественными интересами и потребностями и т.д. «…По каким признакам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? - писал В.И.Ленин. - Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей, - а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия личностей, т.е.социальные факты» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.1, с.423-424).

Общественные действия людей и есть главный критерий эффективности идеологической работы, в том числе работы средств массовой информации и пропаганды. Иными словами, эффективность прессы отражает уровень выполнения ею своих социальных функций - пропагандистских, агитационных и организаторских.

Такой подход по мнению идеологов социализма принципиально противостоит буржуазным теориям и взглядам. По их мнению, теоретические концепции буржуазной науки, занимающейся изучением средств массовой информации и пропаганды, которые обычно именуются ее «средствами массовой коммуникации», «массовой коммуникацией», страдают закономерной ограниченностью и односторонностью, оторванностью от социальной природы и общественных функций прессы.

В американской социологии, отмечается в работе С.Цукасова (стр.39), например, центральным понятием, связанным с эффективностью массовой коммуникации, является понятие «этитьюд». Под ним подразумевается ответная реакции я индивида, точнее говоря, готовность реагировать на прочитанное, увиденное, услышанное и интерпретировать его, включая элементы мотивации. Исследователи рассматривают этитьюды как рациональные или эмоциональные суждения, которые охватывают убеждения, взгляды, верования, мнения, интересы и стремления к определенным цели (См. В.А. Мансуров. Критический анализ теории восприятия массовой коммуникации в американской социологии и социальной психологии. - «Вопросы теории и методов идеологической работы», вып. 7, с.246-257). Воздействие массовой коммуникации на этитьюды, а через них и на поведение человека, степень этого воздействия и совпадение достигнутых результатов с намерениями коммуникатора и понимается в американской социологии под эффективностью средств массовой коммуникации. Их влияние на человека классифицируется следующим образом:

а) создать этитьюды у людей, которые до того их не имели по этому вопросу (созидательное направление);

б) усилить этитьюды, которые уже существовали (усиливающие);

в) ослабить силу и интенсивность существующих этитьюдов, не изменяя их до конца (ослабляющие);

г) привести слушателей к точке зрения, противоположной той, которой они придерживались ранее (полное изменение);

д) не оказать, по крайней мере теоретически, никакого влияния (нулевой эффект).

Читаем в том же издании - «Характеризуя современное функционирование нашей прессы, можно выделить три плоскости, в которых наиболее отчетливо проявляется ее эффективность:

Непосредственное влияние на решение задач экономического, социального и культурного строительства, то есть действенность в том понимании, которое используют чаще всего;

Влияние на формирование общественного мнения, реакция массового читателя и степень межличностного общения вокруг материалов печати, телевидения и радио в трудовых коллективах, семьях и других общественных ячейках;

Личностное восприятие читателем печатного слова и влияние на его социальную позицию.

Разумеется, такое разделение условно, потому что все три сферы взаимосвязаны и зависимы. Однако каждая из них имеет свои особенности. Их комплексное рассмотрение дает истинное представление об эффективности печатного и звучащего слова».

Таким было понимание эффективности во времена социализма, каково же оно сегодня?

Научное объяснение процесса журналистского творчества стало ныне одной из насущных задач теории печати.

Непосредственно в творчестве журналист предстает как социально активная личность, выявляет в единстве природных и приобретенных способностей свой творческий потенциал. Заметим тут же, что многие из работников газет, телевидения, радио, активно используя свои природные данные, нимало не задумываются об истинных возможностях отпущенного им таланта, о его развитии и совершенствовании. В результате потенциальные ресурсы личности остаются втуне, не реализуются. Психология творчества существует для многих газетчиков как бы в подтексте их повседневной работы. Между тем такое неосознанное отношение к психологическим предпосылкам газетного труда мешает журналисту в полной мере выявить свое творческое «я».

В процессе творчества журналист испытывает наибольшие перегрузки и в то же время получает одно из величайших наслаждений, какие только доступны человеку, - радость вдохновения. В творчестве реализуются высшие функции человеческого мышления - функция активного познания мира и функция созидания.

Способности журналиста раскрываютсяпо мере того, как он овладевает знанием жизни, профессиональными навыками. В творчестве также активно проявляются жизненная позиция, взгляды журналиста,егонравственное чувство.

Все эти необходимые для творчества качества и свойства: знания, мировоззрение, нравственное чувство, профессиональные навыки - результат жизненных приобретений, итог трудовой и общественной деятельности человека, его социального и нравственного опыта, отражение всего прочувствованного, продуманного, пережитого. Иначе говоря, эти приобретенные качества носят уже не психологический, а социально-психологический характер.

Все вышесказанное определило мой выбор данной темы.

Действенность и эффективность журналистики

При реализации своего направления и основанной на нем информационной политики каждое СМИ стремится к наиболее полному выполнению поставленных перед ним задач. При этом принципиально важным ориентиром творческой деятельности оказывается конечный результат -сила общественного влияния, выполнение своей роли «четвертой власти» по отношению как к социальным институтам, так и к массовой аудитории. Все формы деятельности семантического и синтактического характера (от формирования тематического плана до завершающей правки произведения, от сбора материала до компоновки номера или выпуска) объективно подчинены прагматике журналистского труда, ориентации на достижение конечных социальных целей.

Нередко бывает так, что произведения, которые в журналистском кругу считаются творческим успехом, не производят глубокого воздействия на «потребителя» информации. И наоборот, «проходные», с точки зрения семантико-синтактической обычные, невыдающиеся произведения способны оказать глубокое влияние на положение дел в обществе, вызвать активный отклик и (или) реакцию в различных организациях, а также у официальных лиц. Могут быть и другие результаты.

В принципе возможны четыре варианта воздействия СМИ на «потребителя»: функциональное, когда поставленная задача более или менее адекватно реализована; дисфункциональное, при котором результат оказывается противоположным желаемому; нефункциональное, если возникают неожиданные, не связанные с поставленной задачей результаты; афункциональное воздействие, нулевой итог, отсутствие каких-либо результатов.

Разумеется, творческая деятельность должна быть нацелена на функциональные результаты.


Результативность журналистики и ее формы

Результативность творчества - одна из главных проблем журналистики. Под результативностью крайне редко подразумевается коммерческий успех, получение доходов от журналистской деятельности. Журналистика (за исключением нескольких откровенно коммерчески ориентированных СМИ) существует, по сути, не ради прибыли, хотя забота о высокой рентабельности изданий не исключена для ведения дела на должном уровне и самостоятельно, без субсидий от лиц и организаций. Высокая социальная результативность создает предпосылки коммерческого успеха и гарантий от нежелательных воздействий.

Требование повышения результативности журналистики может выполняться в максимальном объеме в том случае, если журналистам достаточно ясно, что такое результативность, что надо знать о путях достижения высокой результативности, какими умениями располагать для этого.

Ответ на первый вопрос связан с осознанием целевых функций журналистики, т.е. с ясным представлением о том, чего же добивается в конечном счете журналистика своей идеологической, культурно-рекреативной, непосредственно-организаторской и другой деятельностью, какова прагматическая направленность данного издания или программы. Поэтому результативность в общем виде можно определить как меру реализации цели. Символически это можно выразить так: Р-ть = Р-т: Ц.

Из формулы видно, что для высокой результативности (Р-ть) деятельности определяющее значение имеет умение поставить цель (Ц) и через соответствующий результат (Р-т) достичь ее. Важное значение при постановке вопроса о результативности имеет понятие «цель»: журналист должен ясно понимать ее сущность и пути формирования конкретных целей в журналистской деятельности.

Цель как состояние (сознания, поведения), достижение которого желательно для того или иного СМИ и журналиста, имеет субъективную природу и потому может в большей или меньшей мере отличаться от объективно необходимого. Поэтому и журналистам, и аналитикам журналистского творчества чрезвычайно важно рассматривать поставленные цели на фоне объективных потребностей социального развития применительно к той конкретной ситуации, по поводу которой разворачивается журналистская акция. Не случайно в журналистике (в том числе среди СМИ, находящихся на разных позициях) постоянно подчеркивается, что свои задачи она видит в удовлетворении потребностей общества в информации.

Потребность в информации - это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функционирования и развития экономической, социально-политической, духовной и других сфер. И журналистика призвана выполнять свою специфическую роль в «информационном обеспечении» этих потребностей. Разумеется, разнонаправленные общественные силы по-разному «видят» эти потребности, что важно учитывать при анализе их подхода к результативности, но в принципе потребности объективны и не зависят от «мнений».

Для конкретного определения потребностей в информации журналисту необходимо сравнить объективно необходимое состояние того или иного социального объекта (отрасли промышленности или жителей области, учебного заведения или работников завода) и его необходимое «идеальное» бытие в ближайшем будущем и в далекой перспективе с реальным положением вещей. В результате сравнения возникает представление о том, что и как надо сделать, чтобы продвинуться вперед напутидостижения желаемого. «Разница» и есть потребность социального объекта, а обеспечивающая эти необходимые изменения совокупность произведений журналистики предстает как реальная потребность в информации. Следовательно, журналист результативно может действовать лишь в том случае, если знает, какую информацию и кому адресованную надо подготовить и передать, чтобы информационно обеспечить социальное развитие.

В зависимости от состояния социального объекта для удовлетворения потребностей в информации о нем при всестороннем и подробном анализе ситуации требуется информация разного «наполнения»: и поддерживающая, развивающая позитивные тенденции, и критическая, нацеленная на устранение негативного, и уточняющая, корректирующая и т.д. и т.п. Иначе говоря, потребность в информации как целое складывается из совокупности разнородных составляющих. Их потенциал никогда не может быть исчерпан, так как существует закон роста и возвышения потребностей (П).

Приходится учитывать и то, что в каждый конкретный момент истории возможности (В) и журналистики (развитость системы, состояние кадров, обеспеченность информационными, научными и другими ресурсами и т.д.), и «потребителей» информации (доступность источников информации, способность ее освоения и использования и т.д.) ограничены. Следовательно, при разработке общих представлений о сущности результативности надо ввести также и характеристику возможностей (журналистики - в передаче информации; аудитории - в освоении ее). Поэтому итоговая формула ре" зультативности может быть дана в таком виде: Р-ть = Р-т: Ц(П) х В. Определить же результативность можно следующим образом: это степень достижения журналистикой целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации с учетом реальных возможностей как ее «производителей», так и «потребителей».

Конечно, на долю каждого СМИ, каждого отдельного журналиста или каждого отдельного произведения выпадает лишь определенная часть или даже малая толика по удовлетворению потребностей общества, его конкретных слоев и групп в информации. Притом в иных формах и шагах журналистской деятельности «выход» на потребности просматривается с трудом, через множество опосредований. И требуется масштабность мышления, чтобы сознательно соотносить не только крупные журналистские акции, но и частные рабочие операции с потребностями в информации.

Еще более остро стоит вопрос о выборе ориентации на потребности общества в информации, если учитывать, что при осознании действительных потребностей человечеству приходится сталкиваться с рядом трудностей, нередко совершать ошибки и впадать в заблуждения. Это наглядно проявляется в том, что представления различных социальных сил, партий, фракций и других группировок о нуждах общества и соответственно о характере их «информационного обеспечения» в той или иной сфере различны.

Эти различия всегда будут сохраняться и возникать вновь на каждом витке развития общества. И работа по определению потребностей, отстаиванию и уточнению в ходе полемики своих позиций, нахождению путей реализации потребностей в информации - постоянная задача, которая стоит перед журналистом.

Разумеется, и представления о результативности тех или иных акций будут различными у представителей разных позиций в журналистике. Ведь успех одних у «потребителей» информации значит в крайнем случае неуспех других в той же аудитории. Или если издания (программы) с разными представлениями о потребностях добиваются успеха в своих аудиториях, в обществе формируется разнонаправленность мнений, мышления и воли.

Таким образом, от выбора позиции, характера понимания и форм реализации потребностей во многом зависит духовная атмосфера общества, характер сознания и поведения различных его составляющих. Тем более очевидной становится степень ответственности журналистов за направленность своей деятельности, за отслеживание позиций других СМИ и ведение конструктивного диалога в целях выработки идей и решений, эффективно способствующих продвижению вперед всего общества.

Высокий уровень результативности, т.е. максимально функциональная деятельность, есть результат оптимального (лат. optimum «наилучшее в данных условиях») функционирования журналистики в направлении удовлетворения потребностей общества в информации, как их понимает и реализует в своих произведениях журналист. При этом наиболее результативными будут произведения, в которых наилучшим образом учитывается весь комплекс факторов порождения текста. Этих факторов пять - столько, сколько «сил» влияет на журналиста в его работе: журналист должен «совместить» объективное отображение действительности с выполнением программных целей учредителя в связи с характером и потребностями аудитории и (или) социальных институтов как «потребителей» информации при учете особенностей своего канала и полной реализации своих возможностей как журналиста. Разумеется, гармоничность действия этих факторов достижима лишь в том случае, если между журналистом и учредительской программой нет различий (или они минимальны) по поводу потребностей «потребителя» информации, а потребности осознаны достаточно точно, чтобы создать объективную картину жизни. Так что добиться исторически значимой результативности (а не просто успеха в аудитории «любыми средствами») непросто, и реальноее достигает лишь тот, кто наилучшим образом просматривает историческую Я перспективу и умеет привлечь к ней свою аудиторию.

Поскольку «потребителями» информации являются как массовая аудитория, так и социальные институты, результативность деятельности бывает двух планов - соответственно адресату информации. С одной стороны, воздействие информации на массовую аудиторию следует называть эффективностью (лат. effectivus «производительный»), с другой - результативность контактов с социальными институтами (воздействие на принятие решений) определяется как действенность. Это различение имеет и теоретическое и практическое значения, хотя очень часто эти термины употребляют как синонимы или близкие, даже тождественные понятия. (В частности, действенностью называют меру достижения непосредственного, сиюминутного результата, а эффективностью - отдаленные последствия и т.д.).

Различение эффективности и действенности по объекту журналистского обращения позволяет журналистам четко ориентировать свои усилия и соответствующим образом замерять их результаты. Причем высокая эффективность формирует в аудитории высокое доверие к СМИ, а высокая действенность способствует повышению их авторитета. Доверие и авторитет в их своеобразии и единстве - признаки влиятельности журналистики, что оказывается результатом высокого качества работы.

При этом деятельность журналистики в оптимальном варианте нацелена на результативность в обоих ее проявлениях, на «универсальность» влиятельности в обществе. Это тем более важно, что высокая эффективность способствует усилению действенности (так как на социальные институты как бы дополнительно «давит» пресс общественного мнения), и наоборот, действенность усиливает эффективность (так как повышается доверие к СМИ, пользующимся авторитетом в социальных институтах, оказывающим воздействие на принятие решений).

Забота о результативности требует прагматической ориентированности всех действий журналистов.


Действенность журналистики и пути ее повышения

Действенность - это результативность выполнения непосредственно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в массово-информационном обеспечении решения задач социального развития, которое проявляется в принятии конкретных мер.

Важность для журналиста правильного видения и действенного выполнения непосредственно-организаторских функций определяется тем, что эта деятельность как практическая реализация результатов анализа явлений действительности неотрывна от социальной ориентации аудитории. Ведь предлагаемые выводы и практические предложения журналистов, важные, разумеется, для выработки определенных представлений в аудитории, не должны «пропадать» для социальной практики. Их использование (не всегда полная реализация, но обязательно тщательный анализ) лицами и организациями, «принимающими решения», - прямое продолжение обращения к массовой аудитории и (если аудитория приняла высказанные в СМИ идеи и рекомендации) апелляция от имени общественности к тем, позиции, подходов, взглядов; престижный мотив (реализация самоуважения и признание со стороны окружающих в связи с использованием «достойных» источников информации); утилитарный (получение практически полезной информации для сферы труда, проведения свободного времени, политической деятельности, самообразования и т.д.); рекреативный (отдых, развлечение, заполнение досуга); мотив культурного развития; познавательный мотив; мотив установления контактов с людьми и т.д.

Интересы (что хочу) и мотивы (почему хочу) определяют систему предпочтений тех или иных рубрик, творческих форм, тематических пластов, областей и проблем жизни, авторов, что выражается в «читаемости», «смотримости», «слушаемости» публикаций и передач. Знание ихпозволяет понять, что реально получает из СМИ аудитория. В связи с неудовлетворенными интересами и мотивами в аудитории воз ни кают запросы - обращенные к СМИ пожелания, в которых выражается стремление получать определенную информацию. В явно выраженных пожеланиях (например, в письмах) или в направленности склонностей, проявляющихся в поведении аудитории, сказывается ощущение «информационного» вакуума», который, с точки зрения аудитории, требует восполнения в изданиях и программах.

Принципиальная линия поведения в журналистике, если рассчитывать. на эффективное выполнение информационной политики, получает конкретные формы через практический учет - прямое или косвенное выполнение «требований» аудитории, т.е. ее интересов, мотивов, запросов, предпочтений. Отсюда необходимость найти способы передачи информации, которая соответствовала бы потребностям и вместе с тем вызывала бы у нее активный интерес и осваивалась бы ею без излишних затруднений.

Журналисту необходим живой интерес аудитории, ее заинтересованный отклик, укрепляющееся доверие. Поэтому недовольство, высказываемое журналистами по поводу аудитории, жалобы на ее невнимание, непонимание, на отсутствие у нее интереса должны быть обращены ими прежде всего к самим себе - это они не сумели установить контакт с аудиторией, что является их профессиональным долгом. Аудитория же как «потребитель» информационного продукта ни в чем не виновата: надо уметь устанавливать контакты с той аудиторией, какая есть. Но при этом не следует идти на поводу у нее и действовать по принципу «дайте аудитории все, что она хочет».

Существуют три основных пути поведения журналиста по отношению к аудитории: «лобовой» - когда удовлетворение потребностей в информации никак не связывается с интересами аудитории; «хвостистский» - когда, наоборот, вся информационная деятельность основана на интересах аудитории при невнимании к ее потребностям; и, наконец, «реалистический» путь - когда творчески соединяются потребности с интересами.

Эффективность информационной деятельности при использовании первого и второго путей возможна лишь как случайное «попадание в цель», когда непреднамеренно потребность встречается с интересом или наоборот. Действительный же успех возможен только при осуществлении третьего пути, и эффективность его тем выше, чем выше умение, перерастающее в искусство и мастерство. Честный журнал ист должен избегать также «манипулятивного» пути - стремления привлечь аудиторию обманом, демагогически увлекая ее популистскими обещаниями, ложными посулами, скрывающими циничное стремление использовать аудиторию как орудие достижения целей, вовсе не соответствующих ее потребностям, но прямо связанных с позицией СМИ и стоящих за ним сил.


Процесс журналистского творчества

Творческий процесс у человека в любом виде деятельности непрерывен. Его внутренняя, протекающая на уровне психики сторона - скрытая от глаз лаборатория переработки информации, не знающая передышек. Но внешне он оказывается прерывистым, дискретным: продукция на-гора выдается порциями - отдельными произведениями. Это позволяет нам работу над отдельным произведением взять за единицу наблюдения творческого процесса, определив ее кактворческий акт. Особенности творческого процесса отражаются в нем, как море в капле морской воды.

Мы уже знаем: начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности - обязательное условие преодоления той проблемной ситуации, которую представляет собой исходный момент творческого акта: есть созидательная потребность, есть ориентировочная задача, но ответа на вопрос о ее решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определится, когда наступит «насыщение» информацией. А вот это в разных видах творчества происходит по-разному.

В журналистике тоже ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей - стадии получения информации и стадии образования текста. И хотя «железной стены» между ними нет (своей внутренней, субъективной стороной они частично накладываются одна на другую), внешне их относительная самостоятельность очевидна. Нередко она даже подтверждается командировочным удостоверением, уносящим журналиста на определенное время в определенную точку пространства, где и разворачивается его работа по добыче данных, на основе которых в ходе следующей стадии творческого акта он создаст свой материал. В Соединенных Штатах Америки эта особенность творческого процесса в журналистике вылилась во многих средствах массовой информации в специализацию профессиональных обязанностей и кооперацию труда: добыча информации стала делом ньюсмейкеров, а создание текста - делом райтеров. Есть опыт такой специализации и в отечественной печати, однако широкого распространения он не получил.

Начальная стадия творческого акта в журналистике представляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Но совершается она, как правило, человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме, да к тому же в подавляющем большинстве случаев включена в процесс межличностного общения, причем далеко не всегда дружественного. Отсюда необходимость высокой ответственности и весьма изощренных умений.

Ни газетчик, ни радиожурналист, ни журналист телевидения не минуют этой стадии работы. Даже прямая передача в эфир, как правило, ведется на основе предварительного, опережающего знания ситуации и действующих лиц.

Сегодня познавательная деятельность в журналистике - сложный процесс, который отнюдь не сводится к сбору фактов. Факты действительности не грибы, их невозможно срезать ножом или «выкрутить» из грибницы. Будучи «атомами» объективного мира, они остаются связаны с ним гораздо большим числом отношений, чем нам удается отразить. Поэтому истинные задачи журналиста по отношению к ним описываются вовсе не словом «собрать». Журналист должен, во-первых, установить факт, то есть выявить, где, когда и при каких обстоятельствах обнаружил себя данный «атом» действительности. Во-вторых журналист должен определить существенные связи этого факта (прежде всего причинно-следственные), то есть понять, чем вызвано его появление и как он может сказаться на положении дел. В-третьих, журналист должен разглядеть те краски факта, те его детали, которые помогут превратить его в структурный элемент будущего текста, в средство для выражения информации.

И это только «обязанности» по отношению к отдельному факту! А ведь в процессе освоения действительности журналист имеет дело не с отдельным фактом, а с ситуацией как совокупностью взаимосвязанных фактов. Здесь требуется та же мера тщательности, что и в юридической практике при расследовании конкретных событий, та же мера обоснованности, что и в научной практике при выявлении тенденций социального развития, при разработке рекомендаций. Но вместе с тем это никак не юридическое расследование и не научное исследование. Мы имеем дело с познавательной деятельностью, у которой есть все признаки особого статуса.

Предмет познания здесь - новость, то есть свершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию. Целевая познавательная задача - установить факт и определить, насколько существенны те изменения в положении дел, которые он влечет за собой. В таких случаях журналистское познание приобретает характер ознакомления с ситуацией. Это наиболее простой вариант познавательного процесса, если не считать того обстоятельства, что новость надо найти, а тут - свои сложности...

Совсем другое - творческий акт, направленный на подготовку проблемного материала, призванного выявить неочевидные связи, определить возможные пути решения проблемы. Здесь мы имеем дело уже с серьезным журналистским исследованием.

А если возникает необходимость разоблачить махинатора, успешно камуфлирующего свои неблаговидные действия?.. Тут предмет познания - ситуация, состоящая из фактов, значительная часть которых намеренно скрывается, равно как и связи между ними. Целевая познавательная задача архисложна: добыть скрываемые данные и выявить их значение. Исследование ситуации превращается в журналистское расследование.

Первая операция может быть условно обозначена как «выработка заявки на тему» и предполагает решение трех задач:

1) выявить (или уточнить) адрес искомой реальной ситуации - конкретный объект действительности, о котором журналист будет писать (потому иногда эту операцию так и называют - «выбор объекта»);

2) определить те масштабные проблемы, в контексте которых может быть значима данная ситуация, и рассмотреть возможные варианты их связи;

3) спланировать и организовать практическое обеспечение хода работы.

Результат этой операции - аргументированная заявка на тему с конкретным адресом и планом действий.

Вторая операция творческого акта - "сбор предварительных данных".

Третья операция - "определение конкретного предмета изучения".

Четвертая операции творческого акта - "направленное изучение предмета".


Заключение

Даже исходя из этой выборки ответов, можно сделать вывод о том, что современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной.информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».

Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления и др. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т. д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность. Как отмечает А. Н. Лук, «свежесть взгляда и "зоркость" связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качествами мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга».

Библиография

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

2. Станько А. И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России. – Ростов н/Дону, 1986. – С. 10, 17

3. Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1989.

4. Ворошилов В.В. Журналистика. - Учебник. 2-е издание. - СПб, 2000 - 336 с.

5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М., 2000. - 240 с.

6. Горохов В.М. Слагаемые мастерства. М., 1982.

7. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

8. Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985.

9. Аргановский А. С чего начинается качество? // Журналист. 1972. № 8.

10. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...