Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Берг, альбан- слушать онлайн, скачать, ноты. Альбан Берг (Alban Berg) Берг композитор

Душа, как ты становишься прекрасней, глубже после снежных бурь.
П. Альтенберг

А. Берг - один из классиков музыки XX в. - принадлежал к так называемой нововенской школе , сложившейся в начале столетия вокруг А. Шёнберга, куда входили также А. Веберн, Г. Эйслер и др. Берга, как и Шёнберга, принято относить к направлению австро-немецкого экспрессионизма (причем к его наиболее радикальной ветви) благодаря его поискам крайней степени выразительности музыкального языка. Оперы Берга в связи с этим называли «драмами крика».

Берг явился одним из характерных выразителей ситуации своего времени - трагически-кризисного состояния буржуазного общества периода первой мировой войны и годов, предшествующих наступлению в Европе фашизма. Его творчеству присущи социально-критический настрой, обличение цинизма буржуазных нравов, подобно фильмам Ч. Чаплина, острое сочувствие «маленькому человеку». Ощущение беспросветности, тревоги, трагизма типично для эмоциональной окраски его сочинений. Вместе с тем Берг - вдохновенный лирик, сохранивший в XX в. романтический культ чувства, в такой степени свойственный прошедшему XIX столетию. Волны лирических нарастаний и спадов, широкое дыхание большого оркестра, заостренная экспрессия струнных инструментов, интонационная напряженность, пение, насыщенное множеством выразительных нюансов, составляют специфику звучания его музыки, и эта полнота лирики противостоит безнадежности, гротеску и трагизму.

Берг родился в семье, где любили книги, увлекались игрой на рояле, пением. Старший брат Чарли занимался вокалом, и это дало повод юному Альбану сочинять многочисленные песни с сопровождением фортепиано. Желая получить профессиональное образование по музыкальной композиции, Берг стал обучаться под руководством Шёнберга, пользовавшегося репутацией педагога-новатора. Он учился на классических образцах, приобретая в то же время умение использовать новую технику для новых типов выразительности. Собственно обучение длилось с 1904 по 1910 г., в дальнейшем это общение переросло в теснейшую творческую дружбу на всю жизнь.

Среди первых самостоятельных по стилю сочинений Берга - Соната для фортепиано , окрашенная мрачным лиризмом (1908). Однако первые исполнения сочинений не вызывали сочувствия слушателей; у Берга, так же как у Шёнберга и Веберна, возникал разрыв между их левыми устремлениями и классическими вкусами публики.

В 1915-18 гг. Берг служил в армии. По возвращении он принимал участие в работе Общества частных исполнений, писал статьи, был популярен как педагог (к нему обращался, в частности, известный немецкий философ Т. Адорно).

Произведением, которое принесло композитору всемирное признание, стала опера «Воццек » (1921), премьера которой (после 137 репетиций) состоялась в 1925 г. в Берлине. В 1927 г. опера была поставлена в Ленинграде, и автор приезжал на премьеру. На его родине исполнение «Воццека» вскоре было запрещено - мрачная атмосфера, порождавшаяся ростом немецкого фашизма, трагически сгущалась. В процессе работы над оперой «Лулу » (по пьесам Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры») он увидел, что о ее постановке на сцене не может быть и речи, произведение осталось незаконченным. Остро ощущая враждебность окружающего мира, Берг написал в год смерти свою «лебединую песню» - Концерт для скрипки «Памяти ангела».

За 50 лет своей жизни Берг создал сравнительно немного произведений. Наиболее знаменитыми из них стали опера «Воццек» и Концерт для скрипки с оркестром; много исполняются также опера «Лулу»; «Лирическая сюита для квартета» (1926); Соната для фортепиано; Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых инструментов (1925), концертная ария «Вино» (на ст. Ш. Бодлера в переводе С. Георге - 1929).

В своем творчестве Берг создал новые типы оперного спектакля и инструментальных произведений. Опера «Воццек» была написана по драме Г. Бюхнера «Войцек». «В мировой оперной литературе не было примера сочинения, героем которого стал маленький, забитый человек, действующий в повседневной обстановке, вычерченный со столь же поразительной рельефностью» (М. Тараканов). Денщику Воццеку, над которым куражится его капитан, проводит шарлатанские опыты маньяк-доктор, изменяет единственное дорогое существо - Мари. Лишившись последней надежды в своей обездоленной жизни, Воццек убивает Мари, после чего и сам гибнет в болотной топи. Воплощение такого сюжета стало актом острейшего социального обличения. Сочетание в опере элементов гротеска, натурализма, возвышающей лирики, трагических обобщений потребовало разработки новых типов вокального интонирования - различных видов речитатива, приема, промежуточного между пением и речью (Sprechstimme), характерных интонационных изломов мелодии; гипертрофии музыкальных черт бытовых жанров - песни, марша, вальса, польки и др. с сохранением при этом широкого полнозвучия оркестра. О соответствии в «Воццеке» музыкального решения идейному замыслу писал Б. Асафьев: «...Я не знаю иной современной оперы, которая сильнее, чем „Воццек“, подкрепила бы социальное предназначение музыки как непосредственного языка чувств, особенно при таком изумительном сюжете, как драма Бюхнера, и при таком умном и проницательном охвате сюжета музыкой, как это удалось сделать Бергу».

Концерт для скрипки с оркестром стал новой ступенью в истории этого жанра - ему придан трагический характер реквиема. Концерт был написан под впечатлением смерти восемнадцатилетней девушки, поэтому он получил посвящение «Памяти ангела». Разделы концерта отражают образы короткой жизни и быстрой смерти юного существа. Прелюдия передает ощущение зыбкости, хрупкости и некоторой отрешенности; Скерцо, символизирующее радости жизни, построено на отзвуках вальсов, лендлеров, содержит народную каринтийскую мелодию; Каденция воплощает крушение жизни, приводит к яркой экспрессионистической кульминации сочинения; Хоральные вариации ведут к очищающему катарсису, который символизирует цитата хорала И. С. Баха (из духовной кантаты № 60 Es ist genug).

Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке, Берг выразил в своем творчестве характерные для художников-экспрессионистов мысли, чувства и образы: неудовлетворенность социальной жизнью, ощущения бессилия и одиночества. Герой его произведений - маленький человек, доведенный до отчаяния враждебным окружением буржуазного общества. Почву для подобных художественных представлений о мире щедро давала композитору сама жизнь.

Берг родился 9 февраля 1885 года в Вене в семье военнослужащего. Первые столкновения с жизнью Берг перенес в юности: смерть отца, ухудшение материального положения семьи, обострение болезни (с пятнадцатилетнего возраста он страдал астмой) - все это привело восемнадцатилетнего юношу к мысли о самоубийстве.

К счастью, тяжелый душевный кризис был преодолен. Судьба свела его с уже признанным композитором и педагогом Арнольдом Шёнбергом. Берг был на 13 лет моложе, но композиторов всю жизнь связывала глубокая дружба. Оба, кстати, не имели систематического музыкального образования. Учителем Берга был сам Шёнберг, вечерние курсы которого молодой композитор посещал.

Вот как он вспоминал о Берге:

«Уже в ранних композициях Берга, как ни были они неловки, можно заметить следующее. Во-первых, что музыка была для него языком, на котором он изъяснялся; и, во-вторых, что в ней была заключена захватывающая сила теплого чувства. Ему едва минуло тогда восемнадцать лет, это было давно, и я не могу сказать, признал ли я уже тогда его оригинальность. Заниматься с ним было одно удовольствие. Он проявлял прилежание, усердие и делал все наилучшим образом. И он был, как все одаренные молодые люди той эпохи, весь пропитан музыкой, жил в музыке. Он посещал и знал все оперы и концерты, играл дома в четыре руки на рояле, скоро научился читать партитуру, легко воодушевлялся, был некритичен, но чувствителен к старой и новой красоте, будь то музыка, литература, живопись, изобразительное искусство, театр или опера.

Весьма показательна для Берга была его совестливость и отходчивость. Все, за что он брался, он исполнял с удручающей точностью, основательно изучая и испытывая вдоль и поперек. Какую ценность при этом имела его деятельность в «Обществе частных музыкальных исполнений», можно легко себе представить».

Первые произведения Берга написаны в додекафонной технике. К ним относятся «Фортепианная соната» (1908), «Первый квартет для струнных» (1910), пьесы для кларнета и фортепиано (1913), в которых применяется и так называемый всеинтерваль-ный ряд. В «Трех отрывках для оркестра» (1914) автор уже овладевает всеми характерными особенностями оркестровой композиции новой венской школы.

Альбан Берг был одним из наиболее просвещенных пропагандистов идей Шёнберга. Он разбирал его произведения в ряде статей, куда включал и клавираусцуг (цитаты из музыки в переложении для фортепиано). В то время как Шёнберг был рациональным музыкантом, Альбан Берг никогда не скрывал своей спонтанности и склонности к чувственному постижению мира, что отразилось в его произведениях. Он не всегда был последователен как сторонник додекафонии и тональной музыки, если чувствовал, что конкретное музыкальное выражение требует нарушения этих строгих композиционных принципов. Примкнув к теоретическому основоположнику додекафонии - своему учителю, Альбан Берг не стал его абсолютным последователем, он сумел сохранить свой индивидуальный талант, связанный с редкой по силе эмоциональностью музыкального высказывания, не порвал с поздним романтизмом в языке и образном содержании своих сочинений. Поэтому Берга иногда называли «романтиком додекафонии».

С 1915 по 1918 год Берг находился на военной службе - работал в Вене писарем, поскольку как астматик не подлежал отправке на фронт. Но он узнал о войне достаточно, чтобы прочувствовать трагедию жизни денщика в драме Бюхнера «Воццек». Этот прозаический текст он превратил в известную во всем мире оперу «Воццек», написанную им в 1917-1921 годы.

Обращение композитора к шедевру Георга Бюхнера было смелым поступком: впервые в мировой оперной литературе героем стал маленький забитый человек! Даже русские композиторы, представители оперного реализма, прошли мимо этой острейшей проблемы. Известно, что Бюхнер создал свою драму на основе личных впечатлений от материалов уголовного дела об убийстве парикмахером Войцеком в порыве ревности своей возлюбленной. Слухи об этом громком деле ходили не один год. Оттолкнувшись от реальных событий, драматург дал им высокое художественное обобщение.

Впервые композитор увидел пьесу Бюхнера на сцене весной 1914 года и пришел от нее в восторг. В своей опере Берг изменил имя бюхнеровского героя Войцек на Воццек.

«Я никогда не ставил себе задачу реформировать структуру оперы через посредство «Воццека», - писал композитор. - Ни приступая к этой работе, ни завершая ее, я не считал ее образцом для будущих сочинений композиторов. Я никогда не предполагал, что «Воццек» должен служить основанием какой-то школы.

Я просто хотел написать хорошую музыку, пересказать музыкальным языком содержание бессмертной драмы Георга Бюхнера, переложить на музыку ее поэтические идеи. Помимо того, когда я решил написать оперу, то в отношении техники композиции у меня было единственное намерение: дать театру то, что принадлежит театру. Музыка должна быть такой, чтобы она все время выполняла свое назначение, то есть служила действию. Даже больше, музыка должна быть готова выполнять все, что требуется для реальности сценического действия. Задача композитора заключается в решении задач, стоящих перед идеальным режиссером-постановщиком. С другой стороны, эта цель не должна препятствовать развитию музыки как единого целого, абсолютного, чисто музыкального. Ничто внешнее не должно вмешиваться в ее индивидуальное существование.

То, что я достиг этой цели, используя более или менее старинные музыкальные формы (а критики считали это самой явной реформой оперного творчества), было естественным следствием моего метода. Прежде всего, необходимо было выбрать для либретто то, что нужно, из двадцати пяти во многом фрагментарных, разбросанных сцен у Бюхнера. Были исключены повторы, не требующие музыкального воплощения. В конце концов, сцены были сведены воедино и разбиты на акты. Поэтому задача сделалась более музыкальной, чем литературной, и надо было решить ее по законам музыкальной композиции, а не по правилам драматургии.

Я считаю моей особенной удачей следующее. Ни один из слушателей, как бы хорошо он ни был осведомлен о музыкальной форме этой оперы, о точности и логичности ее построения, ни один с момента поднятия занавеса и до окончательного его закрытия не обращает никакого внимания на различные фуги, инвенции, сюиты, сонатные формы, вариации и пассакальи, о которых так много написано. Никто не замечает ничего, кроме большого социального значения оперы, далеко превосходящего личную судьбу Воццека. Это, я считаю, и есть мое достижение». Берг создал яркую социальную драму вопреки установкам своего учителя, отстаивавшего независимость художественного творчества от идеологии и политики. Опера «Воццек» сосредоточила самые характерные черты стиля Берга.

Суть художественной концепции оперы «Воццек» в характерной для экспрессионизма двуплановости: драма задавленных жизнью маленьких людей и фатальная предопределенность их поступков и событий. Воццек бессмысленно прозябает в мещанской среде немецкого мелкого городка, которая его губит, персонифицируясь в образах тупого Тамбурмажора, Доктора и Капитана.

Музыка - чуткий барометр состояний и настроений героев. Великолепно удались композитору главные характеры - Воццека и Марии. Все оттенки их жизнеощущений, внутренний душевный мир и поступки предельно эмоционально, выразительно переданы в музыке.

Музыка оперы в целом не подчинена тональному принципу и изобилует резкими, предельно динамичными, характерными интонациями. Музыкальная речь Берга не похожа на песенную, ариозную или даже декламационную манеру. Это мелодия нового типа, тесно связанная со словом и выпукло воплощающая речевую мелодику от интонации стона, мольбы до крика, возбужденного бреда. Композитор придает большое значение выразительности вокальной интонации и детализирует в ремарках характер вокального исполнения.

Экспрессивность музыкальных средств, повышенная эмоциональная возбужденность интонаций направлены на убедительное раскрытие образов, поворотов сюжета и вовлекают слушателя в сопереживание; он словно сам чувствует и испытывает все, что происходит на сцене.

Премьера «Воццека» Берга состоялась в Берлине в 1925 году; позднее опера стала ключевым музыкально-драматическим произведением XX века. Опера прозвучала на сцене многих театров Европы, в том числе СССР (в Ленинграде), Америки.

Однако она сталкивалась и с неприятием со стороны различных консерваторов, которые не хотели смириться с новым видом художественной правды, представленной несколько шокирующим образом.

Признание Берга на родине и за рубежом постепенно расширялось и закреплялось. В 1930 году он был избран членом Прусской академии искусств.

Образцами зрелого творчества Берга являются камерные инструментальные сочинения; камерный концерт для фортепиано, скрипки и духовых (1925), «Лирическая сюита» для струн, квартета (1926). В 1928 году композитор начал работать над оперой «Лулу» (по пьесам «Дух земли» и «Ящик Пандоры» Ведекинда), но, к сожалению, не успел ее завершить. «Лулу», как и концерт для скрипки с оркестром (1935), были исполнены после его смерти. В опере «Лулу» проявилась свойственная Бергу тяга к лиризму, по сравнению с «Воццеком» острота драматических ситуаций смягчена, более развита мелодика вокальных партий. Но композитору не удалось преодолеть декадентский характер сюжета, «поэтизацию порока».

Вершиной инструментального творчества Берга является скрипичный концерт - произведение крупного симфонического плана. Сопоставление народной танцевальной мелодии с темой траурного хорала, взятой композитором из кантаты И. С. Баха, служит средством ярко выразительного, драматического воплощения программного замысла: скорбь расставания с жизнью, прощание с миром, полным красоты и поэзии. Наряду с «Воццеком» этот концерт стал произведением, наиболее часто исполняемым и наиболее приемлемым для восприятия широкой публикой.

В последний год своей жизни в одной из бесед Берг, осознавая надвигавшуюся угрозу фашизма, горестно сказал: «Хорошо, что Гендель и Бах родились... не двумя столетиями позднее! Ведь теперь одного в той же мере обвинили бы в отсутствии оседлости, как музыку второго нашли бы культурбольшевистской».

Альбан Берг, певец человеческих страданий, ценен прежде всего как убежденный гуманист. Произведения Берга трогают сердца и пробуждают мысль о гуманном предназначении человека.

Австрийский композитор, один из наиболее выдающихся представителей Новой Венской школы (Second Viennese School), автор целого ряда выдающихся произведений, органично сочетающих в себе малеровский романтизм и довольно нетрадиционную вариацию шёнберговской додекафонии.


Родился Альбан в Вене (Vienna), был он третьим из четырех детей Иоганны (Johanna) и Конрада Берга (Conrad Berg). Семья Бергов жила в относительном достатке до самой смерти Конрада Берга в 1900-м.

В детстве Берг интересовался не столько музыкой, сколько литературой; писать музыку он начал лишь в 15 лет. 4 октября 1902-го у Берга родилась дочь Альбина (Albine).

Формального музыкального образования у Альбана Берга не было; изменить ситуацию он решился лишь в 1904-м – в октябре именно этого года он стал учеником Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg). Шёнберг учил Берга контрапункту, музыкальной теории и гармонии. К 1906-му Берг начал изучать музыку с еще большей активностью; уже в 1907-м Альбан занялся постижением тайн ремесла композиторского. Среди ранних его работ следует в первую очередь упомянуть пять набросков фортепианных сонат. Писал Альбан и песни; часть из них вошли в сборник "Семь ранних песен" ("Sieben Frühe Lieder") – кстати, три из них Берг впервые исполнил на концерте учеников Шёнберга в Вене. Часть ранних сонат Берг в итоге переработал в один глобальный шедевр – Фортепианную сонату Берга (Berg"s Piano Sonata, Op. 1); это творение по праву считается одним из наиболее интересных ранних творений Альбана Берга.

У Шёнберга Берга учился шесть лет, до 1911-го. Альбан Берг всегда восхищался Арнольдом Шёнбергом – как композитором и как преподавателем; даже после окончания учебы они оставались близкими друзьями.

Во время так называемого "фин-де-секль" (fin de siècle) Берг уже был одним из виднейших представителей венской культурной элиты – наряду с музыкантами Александром фон Цемлинским (Alexander von Zemlinsky) и Францом Шрекером (Franz Schreker), художником Густ

авом Климтом (Gustav Klimt), писателем Карлом Краусом (Karl Kraus) и многими другими творцами.

В 1906-м Берг познакомился с певицей Хеленой Наховской (Helene Nahowski) – дочерью довольно богатых родителей (а по некоторым слухам – внебрачной дочерью самого императора Франца Иосифа (Emperor Franz Joseph I of Austria)); родителям Хелены Альбан не понравился категорически – что, впрочем, ничуть не помешало Бергу и Наховской обвенчаться 3 мая 1911-го.

В период с 1915-го по 1918-й Берг служил в австрийской армии; во время одного из отпусков – в 1917-м – он начал работу над своей первой оперной постановкой, "Воццек" ("Wozzeck"). Три отрывка пьесы были исполнены в 1924-м – и именно тогда Альбану Бергу впервые довелось ощутить вкус успеха. Саму оперу Берг довел до ума уже в 1922-м; впервые исполнена полностью она была 14 декабря 1925-го в Берлине (Berlin). В наше время "Воццек" считается одной из важнейших оперных постановок столетия.

Берг начинал работу над второй оперой, "Лулу" ("Lulu"); увы, закончить её он не успел – при жизни Альбан написал лишь два акта из трех задуманных. Первые два акта впервые были показаны в 1937-м в Цюрихе (Zürich). По личным причинам Хелена Берг наложила категорический запрет на всяческие попытки закончить последний акт. Лишь после смерти Хелены последний акт был доведен до конца; полная версия оперы была показана впервые лишь в 1979-м, в Париже (Paris).

Альбан Берг скончался в Вене, в канун Рождества 1935-го; считается, что причиной смерти стал вызванной укусом насекомого нарыв на его спине. На момент смерти композитор жил в нищете; есть основания полагать, что и нарыв загноился из-за того, что Берг, пытаясь сэкономить, решился срезать его ножницами

Альбан Берг (Alban Berg) был австрийским композитором, родившимся в конце девятнадцатого века, в зажиточной семье в Вене. Воспитанный в культурно богатой атмосфере, он научился ценить музыку, литературу и искусство с раннего детства. Хотя его первоначальной целью было стать поэтом, будущий композитор начал проявлять интенсивный интерес к музыке в возрасте четырнадцати лет, а к пятнадцати годам он сочинил свою первую песню. К сожалению, в погоне за музыкой он пренебрегал учебой и не прошел экзамен по математике. Потеря отца стала для Берга огромным потрясением. Для того чтобы преодолеть его, он погрузился в музыку. Вскоре ему посчастливилось получить знания у Арнольда Шенберга. Этот человек не только научил его всему, что нужно было знать о музыке, но и помогал юноше в других вопросах. У них сохранилась неразрывная связь на протяжении всей жизни. Берг, Шенберг и Антон Веберн позже образовали Вторую венскую школу. Специализация Берга заключалась в сочетании романтической лирики с мощной техникой. В результате его композиции были более эмоциональны, чем он сам.

Композитор родился 9 февраля 1885 года в Вене в состоятельной семье среднего класса. Его отец, Конрад Берг, вел успешный импортно-экспортный бизнес, занимаясь книгам и искусством, а также имел несколько объектов недвижимости в Вене и поместье в Каринтии. Мать Альбана, Мария Анна (урожденная Браун) Берг, также происходила из состоятельной семьи. Она была талантливой художницей и певицей. Кроме того, обладала навыками изучения языков, знала английский и французский языки. У пары было четверо детей, из которых Альбан родился третьим. У него были два старших брата и младшая сестра, Смарагда. Как и в большинстве семей в Вене, музыка была частью их повседневной жизни. Считается, что дети унаследовали свои музыкальные таланты от своего деда по материнской линии. Кроме этого, семья часто посещала художественные галереи и концерты. Окружение, в котором жил Альбан, было пропитано искусством и культурой. В 1895 году, когда Бергу исполнилось десять лет, он был принят в учебное заведение, где изучал немецкую, французскую, английскую религию, историю, математику, естественные науки, рисование и гимнастику. Юноша очень интересовался литературой, но, к его огромному сожалению, в школе не обращали на это никакого внимания. Вскоре его заинтересовала музыка, отец и брат поощряли Альбана к занятиям. После внезапной смерти отца в 1900 году, Берг потерял не только финансовую стабильность, но и эмоциональную поддержку.

В октябре 1904 года сестра Альбана увидела объявление, в котором говорилось, что Арнольд Шёнберг будет проводить занятия по теории музыки с 15 октября 1904 года по 15 мая 1905 года. Шенберг согласился взять Альбана в качестве студента бесплатно. Берг учился у композитора до 1911 года. Под руководством Шенберга Альбан Берг овладел искусством сочинения, и с 1907 года он начал сочинять уроки для студентов. Они включали пять проектов для фортепианных сонат.

В 1906 году Альбан Берг встретил Хелен Наховски, представительницу богатой семьи и певицу. Семья девушки не одобряла этот союз, но они поженились 3 мая 1911 года и оставались вместе до самой смерти в 1935 году. У них не было детей. Единственная дочь Берга, Альбина, родилась вне брака после связи композитора с горничной. Берг и его жена провели последние несколько лет своей жизни в своем коттедже на берегу озера Вёртерзее. В середине ноября 1935 года у Альбана вследствие укуса насекомого возник карбункул на спине. Это привело к заражению крови. В декабре 1935 года он был госпитализирован с диагнозом септицемия. Изначально состояние композитора начало улучшаться, но позже резко ухудшилось, и он умер в канун Рождества. Тогда ему было всего пятьдесят лет. Сегодня Альбана Берга знают как одного из самых значимых композиторов века. Он, вместе с Шенбергом и Антоном Веберном, сформировал то, что сегодня знают как Вторая венская школа. В честь Берга был назван астероид.

Альбан Берг (нем. Alban Berg, 9 февраля 1885, Вена - 24 декабря 1935, Вена) - австрийский композитор и музыкальный критик. Один из виднейших представителей музыкального экспрессионизма и Нововенской композиторской школы.

Биография и творчество

Берг родился в Вене в семье коммерсанта из Нюрнберга. Он рано проявил музыкальную одарённость (около 1900 года начал сочинять музыку). Систематического музыкального образования не получил - с 1904 по 1910 год брал уроки теории музыки и композиции у Арнольда Шёнберга, ко­то­рый стал его един­ст­вен­ным учи­те­лем и основным ав­то­ри­те­том в му­зы­ке.

В 1911-15 гг. Берг работал корректором в крупном венском издательстве «Universal Edition», помогал Шёнбергу (делал для него аранжировки и переложения, составлял путеводители к его сочинениям и т.п.).

Первое стилистически индивидуальное сочинение Берга - «Пять песен на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга», op.4. Венская премьера этого цикла, которая состоялась 31 марта 1913 года, сопровождалась общественными беспорядками (даже с привлечением полиции) и вошла в историю (наряду с премьерой «Весны священной» И.Ф. Стравинского) как один из самых громких музыкальных скандалов XX века. Шёнберг критически отзывался о новых сочинениях Берга (хотя и дирижировал ими), что подрывало веру Берга в собственные творческие силы.

Отслужив в армии, с 1919 года сотрудничал в венском журнале «Anbruch»; в 1918-21 гг. также работал в руководимом Шёнбергом «Обществе закрытых музыкальных исполнений», где отвечал за репетиционный процесс и составление репертуара концертов.

Всемирную известность Бергу принесла опера «Воццек» (по пьесе «Войцек» Георга Бюхнера), которую он писал в течение нескольких лет (окончена в 1922). Мировая премьера «Воццека» (Берлин, 14 декабря 1925) состоялась благодаря активному участию Эриха Клайбера. Финансовую поддержку Бергу (в печатании партитуры) оказала Альма Малер, которой композитор посвятил оперу. Берлинская премьера «Воццека» вызвала большой общественный резонанс: в течение семи лет «Воццек» был поставлен 23 раза на оперных сценах Европы и Америки (в том числе, в Ленинграде, в 1927). До конца 1936 года «Воццек» был поставлен в 29 городах 166 раз на немецком, чешском, русском и французском языках. Ныне «Воццек» - классический пример оперы XX века.

С 1928 до конца жизни Берг ра­бо­тал над опе­рой «Лу­лу» (по дра­мам Ф. Ве­де­кин­да «Дух зем­ли» и «Ящик Пан­до­ры»). Он пол­но­стью со­чи­нил му­зы­ку и нотировал её в клавире, но не за­кон­чил оркестровку. Эс­те­тическая кон­цеп­ция «Лулу», в цен­тре ко­то­рой на­хо­дит­ся фи­гу­ра при­тя­га­тель­ной и по­роч­ной «ро­ко­вой жен­щи­ны», вос­хо­дит к эпо­хе вен­ско­го де­кадан­са. Дра­ма­тур­гия «Лу­лу», ос­но­ван­ная на гиб­ко трак­то­ван­ном прин­ци­пе сим­мет­рии, во­пло­щён­ном в идее пар­ных ро­лей и раз­ветв­лён­ной сис­те­ме ре­ми­нис­цен­ций, про­яв­ля­ет се­бя без ис­ка­же­ний лишь в пол­ной трёхакт­ной её вер­сии.

При подготовке премьеры вдова Берга Елена обращалась с просьбой оркестровать клавир III акта к Шёнбергу, [[Веберну и Цемлинскому, но те отказали ей, сославшись на недостаток времени. В результате на пре­мье­ре (Цю­ри­хcкая опера, 1937) были исполнены только первые 2 акта и оркестровый фрагмент 3 акта. Успех постановки убедил вдову, что и в таком виде опера годится для исполнения. По этой причине в дальнейшем Елена Берг препятствовала попыткам музыкантов довести партитуру до конца. Лишь после её смерти полная версия «Лулу» (в редакции чешского композитора Ф. Цер­хи), наконец, увидела свет (постановка под управлением П. Бу­ле­за; Париж, 24.2.1979).

Творческое наследие Берга (помимо опер) невелико по объёму. Наиболее известное инструментальное сочинение - Концерт для скрипки с оркестром (1935). Концерт посвящён «Памяти ангела» - Манон Гропиус, рано умершей дочери Альмы Малер. Впервые исполненная в 1936 году (солист Луи Краснер, дирижировал Веберн) эта музыка воспринималась как реквием по композитору. Среди других сочинений - Ка­мер­ный кон­цер­т для фортепиано и скрип­ки в со­про­во­ж­де­нии 13 ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов (1925), Ли­ри­че­ская сюи­та для струн­но­го квар­те­та (1926, тай­ная про­грам­ма со­дер­жит дра­ма­тическую ис­то­рию люб­ви ав­то­ра к Х. Фукс-Ро­бет­тин) и кон­церт­ная ария «Ви­но» для меццо-сопрано с оркестром (на сти­хи Ш. Бод­ле­ра; 1929).

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...