Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Особенности реалистической манеры бальзака. Главные персонажи О. Бальзака Тема денег в творчестве бальзака

Сочинение

Роль денег в современном обществеглавная тема в творчестве Бальзака.

Создавая \"Человеческую комедию\", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - \"Гобсек\" и \"Евгения Гранде\".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый \"добряк\" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Золото - вот духовная сущность

Всего нынешнего общества.

О. де Бальзак. Гобсек

Как много примеров в истории человечества, когда Люди, переоценивая власть денег, становились их рабами, теряя все лучшее, чем обладали до этого: моральные принципы, семьи, друзей. Люди сами превратили капитал, богатство в чудовище, монстра, безжалостно глотающего человеческие души, чувства, судьбы.

С растлевающей властью денег мы сталкиваемся и на примере многих героев из романа Оноре де Бальзака "Отец Горио".

Страшна судьба самого Горио, которого предали его любимые дочери. Бывший рабочий-вермишельщик, сумевший своей ловкостью, бережливостью, предприимчивостью, тяжелым трудом сколотить себе в молодости порядочный капитал, Горио бесконечно любил свою жену, после смерти которой перенес это чувство на дочерей. Счастье этих девушек стало единственной целью в жизни отца, однако, на мой взгляд, он неправильно понимал смысл этого счастья, которое для него заключалось в удовлетворении всех капризов и желаний, общественных почестях. С малых лет дочери Горио не знали недостатка ни в чем, любые их прихоти выполнялись незамедлительно. Так и выросли они, не зная цену деньгам, привыкшие только брать, но не отдавать, видящие в отце лишь источник богатства, неспособные ценить человеческую привязанность и преданность.

Отец Горио отдал своим дочерям все, что у него было, все, чем он дорожил когда-то: деньги, любовь, душу, всю жизнь. А умер нищим, одиноким, больным, среди чужих людей. На последние гроши его хоронят два бедных студента, а дочери, высосавшие жизнь из старика, не только не дали на лекарство и похороны ни копейки, но даже не явились, чтобы проводить отца в последний путь: "Дочери выжали лимон, а корку бросили на улицу". Конечно, они были очень заняты, когда отец Горио умирал, - готовились к балу. А после бала одна из них разбиралась с обманутым ею мужем, а другая, прихватив насморк, боялась заболеть еще сильнее. Кажется, что в этих людях умерло все человеческое, когда деньги заняли трон в их душе.

С губительной силой богатства, капитала столкнулся и Эжен Растиньяк, выросший в обедневшей аристократической семье, к которой был нежно, всем сердцем привязан. Родным молодого человека, воспитанного в провинции, "пришлось обречь себя на тяжкие лишения", чтобы дать ему возможность жить и учиться в Париже. Большие надежды возлагались на Эжена, от успехов которого зависело счастье и благосостояние всей семьи.

Понимая и ценя самоотверженность родных, Растиньяк верит, что трудолюбие, способности, настойчивость помогут ему сделать карьеру, достичь материального достатка, спасти семью от дальнейшего обнищания.

Однако жизнь в Париже быстро рассеяла его надежды на возможность разбогатеть честным трудом. Эжен понимает, что без связей, первоначального капитала, обмана и лицемерия не добиться успеха в этом жестоком мире. Пока он молод, часто наивен и простодушен, честен перед собой, способен на искренние проявления сочувствия и милосердия и этим выгодно отличается от большинства представителей высшего света, куда его ввела знатная родственница. Но надолго ли хватит его добродетели, не забудет ли он о собственной семье в погоне за успехом и достатком, если, пораженный и возмущенный расчетливой жестокостью "света", он бросает ему вызов в конце романа, объявляет войну, а не возвращается к учебе и труду.

Мне кажется, что, борясь с несправедливостью и бездуховностью такими же методами, человек не может выйти победителем из битвы, а лишь растеряет те нравственные ценности, которыми обладал до этого.

выглядел как бедный провинциал по сравнению со светскими денди. Он был брошен и остался один, след-но перед ним закрылись все двери. Иллюзия, которую он питал в своем провинциальном городе (о славе, деньгах и т.п.) исчезла.

В «Отце Горио»Растиньяк еще верит в добро, гордится своей чистотой. Моя жизнь «чиста как лилия». Он знатного аристократического происхождения, приезжает в Париж, чтобы сделать карьеру и поступать на юридический факультет. Он живет в пансионе мадам Ваке на последние деньги. Ему открыт доступ в салон виконтессы де Босеан. По социальному же положению он бедняк. Жизненный опыт Растиньяка складывается из столкновения двух миров (каторжник Вотрен и виконтесса). Растиньяк считает Вотрена и его взгляды выше аристократического общества, там преступления мелки. «Честность никому не нужна», - говорит Вотрен. «Чем холоднее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь». Промежуточное положение его типично для того времени. На последние деньги он устраивает похороны бедняку Горио.

В романе «Банкирский дом»

В «Шагреневой коже» - новый этап эволюции Растиньяка. Здесь он уже опытный стратег, который давно распростился со всякими иллюзиями. Это откровенный циник,

  1. Тема «утраты иллюзий» в романе Флобера «Воспитание чувств».

Тема утраты иллюзий в этом романе связана с жизнью и развитием личности главного героя Фредерика Моро. Все начинается с того, что он приезжает на пароходе в Ножан на Сене к матери после долгой учебы в юридическом коллеже. Мать хочет, чтобы сын стал большим человеком, хочет устроить его в контору. Но Фередерик стремится в Париж. Он едет в Париж, где знакомится во-первых с семьей Арну, во-вторых, с семейством Дамбрезов (влиятельным). Он надеется, что ему помогут устроиться. Сначала он продолжает учиться в Париже со своим другом Делорье, он знакомится с разными студентами – с художником Пеллереном, с журналистом Юссоне, с Дюссардье, с Режембаром и так далее. Постепенно Фередрик теряет это свое стремление к высокой цели и хорошей карьере. Он попадает во французское общество, начинает посещать балы, маскарады, у него появляются любовные связи. Всю жизнь его преследует любовь к одной женщине, госпоже Арну, но та не позволяет и приблизиться к себе, так он и живет, надеясь на встречу. Однажды он узнает, что его дядя умер и оставил ему сравнительно большое состояние. Но Фередрик уже находится на том этапе, когда главным для него становится его положение в этом французском обществе. Теперь его волнует не карьера, а то, как он одет, где он живет или обедает. Он начинает тратить деньги туда-сюда, вкладывает их в акции, прогорает, потом помогает зачем-то Арну, тот не отдает ему долг, Фредерик сам начинает бедствовать. Тем временем готовится революция. Провозглашается республика. Все друзья Фредерика на баррикадах. Но ему нет дела до общественных взглядов. Он больше занят своей личной жизнью и ее обустройством. Тянет предложением Луизе Рокк, потенциальной невесте с хорошим приданым, зато деревенской девушке. Потом вся история с Розанеттой, когда она беременна от него и рождается ребенок, который вскоре умирает. Потом роман с госпожой Дамбрез, у которой умирает муж и не оставляет ей ничего. Фредерик жалеет. Снова встречает Арну, понимает, что у них еще хуже. В результате он остается ни с чем. Кое-как справляется со своим положением, так и не сделав карьеру. Вот они, утраченные иллюзии человека, которого засосала парижская жизнь и сделала его совершенно не амбициозным.

  1. Образ Этьена Лусто в романе Бальзака «Утраченные иллюзии».

Этьен Лусто – несостоявшийся писатель, продажный журналист, вводящий Люсьена в мир беспринципной, бойкой парижской журналистики, культивирующей профессию «наемного убийцы идей и репутаций». Этой профессией овладевает Люсьен.

Этьен безвольный и безалаберный. Он сам когда-то был поэтом, но его постигла неудача – он с озлоблением бросился в водоворот литературных спекуляций.

В его комнате – грязь и запустение.

Этьен играет очень важную роль в романе. Именно он является совратителем Люсьена с пути добродетели. Он раскрывает Люсьену продажность прессы и театра. Он конформист. Для него мир – «адские муки», но к ним надо уметь приспособиться, и тогда, может быть, жизнь наладится. Действуя в духе времени, он обречен жить в вечном разладе с самим собой: двойственность этого героя проявляется в его объективных оценках собственной журналистской деятельности и современного искусства. Люсьен более самоуверенный, чем Лусто, и поэтому быстро хватает его концепцию, и слава быстро к нему приходит. Ведь у него есть талант.

  1. Эволюция образа финансиста в «Человеческой комедии» Бальзака.

Бальзак:

Гобсек

Феликс Гранде

Папаша Горио

Отец Давида Сешара

Растиньяк

  1. Трагедия Евгении Гранде в одноименном романе Бальзака.

Проблема денег, золота и той всепоглощающей силы, которую приобретает оно в жизни капиталистического общества, определяя все человеческие отношения, судьбы отдельных людей, формирование социальных характеров.

Старик Гранде - современный гений наживы, миллионер, превративший спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы.

Тема - разложение семьи и личности, падение морали, оскорбление всех интимных человеческих чувств и отношений под властью денег. Именно из-за богатств отца несчастная Евгения воспринималась окружающими заведомо как способ наживы солидного капитала. Между крюшотинцами и грассенистами, двумя оппозиционными лагерями жителей Сомюра, постоянно шла борьба за руку Евгении. Конечно же, старик Гранде понимал, что частые визиты в его дом Грассенов и Крюшо – совершенно не искренние выражения почтения старому бочару, и потому он часто говорил сам себе: «Они здесь ради моих денег. Они приходят сюда скучать ради моей дочки. Ха-ха! Моя дочь не достанется ни тем, ни другим, и все эти господа – только крючки на моей удочке!».

Судьба Евгении Гранде – самая скорбная история, рассказанная Бальзаком в его романе. Несчастная девушка как в тюрьме томившаяся долгие годы в доме отца-скряги, всей душой привязывается к своему кузену Шарлю. Она понимает его горе, понимает, что никому на свете он не нужен и что его самый близкий сейчас человек, его родной дядя, не поможет ему по той же самой причине, по которой Евгении приходится всю жизнь довольствоваться плохой едой и жалкой одеждой. И она, чистая сердцем, отдает ему все свои сбережения, мужественно перенося страшный гнев отца. Долгие годы ждёт она его возвращения… А Шарль забывает свою спасительницу, под властью общественных настроений становится таким же Феликсом Гранде – безнравственным накопителем богатства. Он предпочитает Евгении титулованную дурнушку, мадемуазель Д’Обрион, потому что им теперь руководят чисто корыстные интересы. Так оборвалась вера Евгении в любовь, вера в прекрасное, вера в незыблемое счастье и успокоение.

Евгения живет сердцем. Материальные ценности для нее ничто по сравнению с чувствами. Чувства составляют истинное содержание ее жизни, в них для нее – красота и смысл бытия. Внутреннее совершенство ее натуры выявляется и во внешнем облике. Для Евгении и ее матери, имевших в течение всей своей жизни единственной радостью те редкие дни, когда отец разрешал топить печь, и видевших только свой ветхий домишко и каждодневное вязанье, деньги не имели совершенно никакого значения.

Поэтому в то время как все кругом готовы были любой ценой приобретать золото, для Евгении доставшиеся 17 миллионов после смерти отца оказались тяжким бременем. Золото не сможет вознаградить ее за ту пустоту, которая образовалась в ее сердце с потерей Шарля. Да и не нужны ей деньги. Она совсем не умеет с ними обходиться, потому что если они ей и были нужны, то только для того, чтобы помочь Шарлю, помочь тем самым самой себе и своему счастью. Но, к сожалению, единственное существующее для нее в жизни сокровище – родственная привязанность и любовь – бесчеловечно растоптано, и этой единственной надежды она лишилась в самом расцвете лет. В какой-то момент Евгения поняла все неисправимое несчастье своей жизни: для отца она всегда была лишь наследницей его золота; Шарль предпочел ей более состоятельную женщину, наплевав на все святые чувства любви, привязанности и морального долга; сомюрцы смотрели и продолжают смотреть на нее только как на богатую невесту. А те же единственные, кто любил ее не за ее миллионы, а по-настоящему – ее мать и служанка Нанета – были слишком слабы и бесправны там, где безраздельно царил старик Гранде с его туго набитыми золотом карманами. Она лишилась матери, теперь она уже и похоронила отца, протягивающего даже в самые последние минуты своей жизни руки к золоту.

При таких условиях между Евгенией и окружающим ее миром неизбежно возникло глубокое отчуждение. Но вряд ли она сама ясно отдавала себе отчет в том, что именно явилось причиной ее несчастий. Конечно, просто назвать причину – разнузданное господство денег и денежные отношения, стоявшие во главе буржуазного общества, которые и раздавили хрупкую Евгению. Она лишена счастья и благополучия, несмотря на то, что безгранично богата.

И трагедия ее в том, что жизнь таких людей, как она, оказалась абсолютно бесполезной и никому не нужной. Ее способность к глубокой привязанности не нашла отклика.

Потеряв всякую надежду на любовь и счастье, Евгения вдруг меняется и выходит замуж за председателя де Бонфона, который только и ждал этого мига удачи. Но даже этот корыстный человек умер совсем скоро после их свадьбы. Евгения снова осталась одна с еще большим богатством, перешедшим к ней по наследству от покойного мужа. Вероятно, это явилось своеобразным злым роком для несчастной девушки, ставшей вдовою в тридцать шесть лет. Она так и не родила ребенка, ту безнадежную страсть, которой жила Евгения все эти годы.

И все же в конце мы узнаем, что «деньгам было суждено сообщить свою холодную окраску этой небесной жизни и заронить в женщине, которая вся была чувство, недоверие к чувствам». Получается, в конце концов Евгения стала почти такой же, как ее отец. У нее много денег, но она живет бедно. Живет именно так, потому что привыкла так жить, и другая жизнь уже не поддаётся ее пониманию. Евгения Гранде – это символ человеческой трагедии, выражающейся в плаче в подушку. Она смирилась со своим состоянием, и она уже и помыслить не может о лучшей жизни. Единственное, что она желала – это счастье и любовь. Но не найдя этого, она пришла к полной стагнации. И немалую роль здесь сыграли денежные отношения, царившие в то время в обществе. Не будь они такими сильными, Шарль скорее всего не поддался бы их влиянию и сохранил свои преданные чувства к Евгении, и тогда сюжет романа развивался бы более романтично. Но это был бы уже не Бальзак.

  1. Тема «неистовой страсти» в творчестве Бальзака.

Неистовая страсть у Бальзака в отношении к деньгам. Это и накопители, и образы ростовщиков. Эта тема близка к теме образа финансиста, потому что именно они живут этой неистовой страстью накопительства.

Гобсек представляется человеком бесплотным, бесстрастным, равнодушным к окружающему миру, религии и к людям. Он далек от собственных страстей, потому что постоянно наблюдает их у людей, которые приходят к нему за векселями. Он производит им смотр, а сам находится в постоянном спокойствии. В прошлом он пережил много страстей (в Индии торговал, был обманут женщиной, красивой), поэтому и оставил это в прошлом. Беседуя с Дервилем, он повторяет формулу шагреневой кожи: «В чем счастье? Это или сильное волнение, подтачивающее нашу жизнь, или размеренное занятие». Он до того скуп, что в конце концов, когда он умирает, остается куча товаров, еды, заплесневевшей от скупости владельца.

В нем живут два начала: скряга и философ. Под властью денег он становится зависим от них. Деньги становятся для него магией. Он прячет золото у себя в камине, и после его смерти, никому не завещает своего состояния (родственница, падшая женщина). Гобсек – живоглот (перевод).

Феликс Гранде – немного другой тип: современного гения наживы, миллионера, превратившего спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы. Его удовлетворение - в удачных спекуляциях, в финансовых завоеваниях, в торговых победах. Он своего рода бескорыстный служитель «искусства для искусства», так как сам лично неприхотлив и не интересуется теми благами, которые даются миллионами. Единственная страсть – жажда золота – не знающая границ, убила в старом бочаре все человеческие чувства; судьбы дочери, жены, брата, племянника интересует его только с точки зрения главного вопроса – их отношения к его богатству: он морит голодом дочь и больную жену, сводит последнюю в могилу своей скаредностью и бессердечием; он разрушает личное счастье своей единственной дочери, так как счастье это потребовало бы отказа Гранде от части накопленных сокровищ.

  1. Судьба Эжена де Растиньяка в «Человеческой комедии» Бальзака.

Образ Растиньяка в «Ч.К.» - образ молодого человека, который завоевывает себе личное благополучие. Путь его – это путь наиболее последовательного и неуклонного восхождения. Утрата иллюзий, если и происходит, то совершается сравнительно безболезненно.

В «Отце Горио» Растиньяк еще верит в добро, гордится своей чистотой. Моя жизнь «чиста как лилия». Он знатного аристократического происхождения, приезжает в Париж, чтобы сделать карьеру и поступать на юридический факультет. Он живет в пансионе мадам Ваке на последние деньги. Ему открыт доступ в салон виконтессы де Босеан. По социальному же положению он бедняк. Жизненный опыт Растиньяка складывается из столкновения двух миров (каторжник Вотрен и виконтесса). Растиньяк считает Вотрена и его взгляды выше аристократического общества, там преступления мелки. «Честность никому не нужна», - говорит Вотрен. «Чем холоднее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь». Промежуточное положение его типично для того времени. На последние деньги он устраивает похороны бедняку Горио.

Вскоре он понимает, что его положение плохое, ни к чему не приведет, что надо поступиться честностью, плюнуть на самолюбие и пойти на подлость.

В романе «Банкирский дом» рассказывается о первых деловых успехах Растиньяка. Пользуясь помощью мужа своей любовницы Дельфины, дочери Горио, барона де Нусингена, он наживает себе состояние путем ловкой игры на акциях. Он – классический приспособленец.

В «Шагреневой коже» - новый этап эволюции Растиньяка. Здесь он уже опытный стратег, который давно распростился со всякими иллюзиями. Это откровенный циник, научившийся лгать и лицемерить. Он – классический приспособленец. Для того, чтобы процветать, учит он Рафаэля, нужно лезть вперед и поступаться всеми моральными принципами.

Растиньяк – представитель той армии молодых людей, которые шли не путем открытого преступления, а путем приспособления, осуществляемого средствами законного преступления. Финансовая политика – грабеж. Он пытается приспособиться к буржуазному трону.

  1. Диатриба как способ выявления острейших проблем современности в повести Бальзака «Банкирский дом Нусингена».

Диатриба – рассуждение на моральные темы. Гневная обвинительная речь (от греч.) Беседа пронизывает весь роман «Банкирский дом Нусингена», с помощью беседы раскрываются негативные стороны героев.

    Художественная манера позднего Бальзака. Дилогия о «Бедных родственниках».

    Положительные герои и роль счастливого конца в творчестве Диккенса.

    Диккенс и романтизм.

  1. Образы финансистов в творчестве Бальзака и Флобера.

Бальзак: у Бальзака почти в каждом романе «Человеческой комедии» нашего списка встречается образ финансиста. В основном, это ростовщики, живущие неистовой страстью денег, но и некоторые другие представители буржуазии.

Создавая образ своего ростовщика, Бальзак включил его в контекст сложнейшей социальной эпохи, способствующей раскрытию различных аспектов этого образа.

Так же, как и антиквар в «Шагреневой коже», Гобсек представляется человеком бесплотным, бесстрастным, равнодушным к окружающему миру, религии и к людям. Он далек от собственных страстей, потому что постоянно наблюдает их у людей, которые приходят к нему за векселями. Он производит им смотр, а сам находится в постоянном спокойствии. В прошлом он пережил много страстей (в Индии торговал, был обманут женщиной, красивой), поэтому и оставил это в прошлом. Беседуя с Дервилем, он повторяет формулу шагреневой кожи: «В чем счастье? Это или сильное волнение, подтачивающее нашу жизнь, или размеренное занятие». Он до того скуп, что в конце концов, когда он умирает, остается куча товаров, еды, заплесневевшей от скупости владельца.

В нем живут два начала: скряга и философ. Под властью денег он становится зависим от них. Деньги становятся для него магией. Он прячет золото у себя в камине, и после его смерти, никому не завещает своего состояния (родственница, падшая женщина). Гобсек – живоглот (перевод).

Феликс Гранде – немного другой тип: современного гения наживы, миллионера, превратившего спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы. Его удовлетворение - в удачных спекуляциях, в финансовых завоеваниях, в торговых победах. Он своего рода бескорыстный служитель «искусства для искусства», так как сам лично неприхотлив и не интересуется теми благами, которые даются миллионами. Единственная страсть – жажда золота – не знающая границ, убила в старом бочаре все человеческие чувства; судьбы дочери, жены, брата, племянника интересует его только с точки зрения главного вопроса – их отношения к его богатству: он морит голодом дочь и больную жену, сводит последнюю в могилу своей скаредностью и бессердечием; он разрушает личное счастье своей единственной дочери, так как счастье это потребовало бы отказа Гранде от части накопленных сокровищ.

Папаша Горио – один из столпов «Человеческой комедии». Он хлеботорговец, бывший макаронщик. Пронес через свою жизнь только любовь к своим дочерям: поэтому и тратил на них все деньги, а они и пользовались этим. Так он разорился. Это противоположность Феликсу Гранде. Он требует от них только любви к нему, за это готов отдать им все. В конце своей жизни он выводит формулу: деньги дают все, даже дочерей.

Отец Давида Сешара : скаредность начинается там, где начинается бедность. Отец начал быть алчным, когда типография погибала. Он дошел до того, что на глаз определял стоимость печатного листа. Им владели только корыстные интересы. Он поместил сына в училище только для того, чтобы подготовить себе преемника. Это тип Феликса Гранде, который хотел, чтобы Давид отдавал ему все, пока он жив. Когда Давид был на грани разорения, он пришел к отцу просить денег, но отец ему ничего не дал, вспомнив, что когда-то давал ему деньги на обучение.

Растиньяк (в «Банкирском доме Нусингена»). В этом романе рассказывается о первых деловых успехах Растиньяка. Пользуясь помощью мужа своей любовницы Дельфины, дочери Горио, барона де Нусингена, он наживает себе состояние путем ловкой игры на акциях. Он – классический приспособленец. «Чем больше я беру кредитов, тем больше мне верят», - говорит он в «Шагреневой коже».

Флобер : В «Госпоже Бовари» образ финансиста – господин Лере, ростовщик в Ионвиле. Он торговец тканями, а поскольку этот товар дорогой, то с помощью него он наживает себе солидную деньгу и держит очень многих обитателей города в долгах. Он появляется в романе в тот момент, когда Бовари приезжают в Ионвиль. Сбегает собака Эммы Джали, и он сочувствует ей, рассказывает о своих бедах с пропащими собаками.

Чтобы развеяться, Эмма покупает обновки у Лере. Он пользуется этим, понимая, что это единственная отрада для девушки. Таким образом, она попадает к нему в долговую яму, не говоря ничего мужу. И Шарль однажды берет у него в долг 1000 франков. Лере – ловкий, льстивый и хитрый делец. Но он действует в отличие от бальзаковских героев активно – крутит своими богатствами, давая в долг.

  1. Проблема реалистического героя в романе Флобера «Госпожа Бовари».

«Госпожу Бовари» Флобер пишет с 1851по 56 годы.

Эмма воспитывалась в монастыре, где обычно воспитывались в то время девушки среднего состояния. Она пристрастилась к чтению романов. Это были романтические романы, где действовали идеальные герои. Начитавшись подобной литературы, Эмма вообразила себя героиней одного из таких романов. Она представляла свою счастливую жизнь с прекрасным человеком, представителем какого-то чудесного мира. Одно из мечтаний ее осуществилось: уже будучи замужем, она поехала на бал к маркизу Вобьесар в замок. На всю жизнь у нее осталось яркое впечатление, о котором она постоянно вспоминала с наслаждением. (Она познакомилась с мужем случайно: лекарь Шарль Бовари приехал лечить папашу Руо, отца Эммы).

Настоящая же жизнь Эммы совсем далека от ее мечтаний.

Уже в первый день после своей свадьбы она видит, что все то, о чем она мечтала, не происходит – перед ней жалкая жизнь. И все равно первое время она продолжала мечтать, что Шарль любит ее, что он чуткий и нежный, что что-то должно измениться. Но ее муж был скучен и неинтересен, ему неинтересен был театр, он не вызывал страсть у своей жены. Медленно он начинал вызывать раздражение у Эммы. Она полюбила менять обстановку (когда она четвертый раз ложилась спать на новом месте (монастырь, Тост, Вобьесар, Ионвиль), она думала, что начинается новая эпоха в ее жизни. Когда они приехали в Ионвиль (Оме, Лере, Леон – помощник нотариуса –

    Создание повести "Гобсек", персонажи и композиция. Колорит портрета и обобщение существенных черт человеческой натуры в образе парижского ростовщика. История жизни и романтические стороны образа. Изображение власти золота и жизни французского общества.

    Гюстав Флобер: "Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", Уильям Мейкпис Теккерей: "Ярмарка тщеславия", Стендаль: "Красное и черное", "Ванина Ванини", Оноре де Бальзак: "Отец Горио", "Гобсек", "Блеск и нищета куртизанок", Пр...

    Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" – грандиозное произведение не только по описанным в нём историческим событиям, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и придуманных. Образ Наташи Ростовой как самый обаятельный и естественный образ.

    Повесть Бальзака "Гобсек". Анализ обеих сторон сознания Гобсека и выяснения связей и различий между ними. Жадный мелочный старик, наживающийся на чужой беде. Философ, много повидавший и много переосмысливший. Высшее чувство справедливости в душе Гобсека.

    Общая характеристика темы, сюжета, экспозиции, главных героев и действующих лиц романа Бальзака "Евгения Гранде". Бальзак как психолог-реалист, описывающий в образе Гранде тенденции, типичные для исторического периода развития французской буржуазии.

    "Утраченные иллюзии" О. де Бальзака есть идейно-смысловой план "Дворянского гнезда" И.С. Тургенева. Понятие волнений в романах. Изображение душевных волнений и переживаний в романе И.С. Тургенева в контексте сопоставления с романом О. де Бальзака.

    Описание судьбы Игната Гордеева, анализ его личности. Игнат Гордеев - одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошлом водолив, а теперь богач - владелец трех пароходов и десятка барж.

    Примерный перечень экзаменационных вопросов история зарубежной литературы Средневековая литература в период разложения родового строя и зарождения феодальных отношений.

    Франсуа Мориак как известный французский писатель и поэт. Жесткая детерминированность произведений Мориака и установка на противоборство автора и героя. Слабые места психологизма Мориака. Основные романы писателя. Причины трагедии героев Мориака.

    Идейный замысел романа "Госпожа Бовари". Образ Шарля Бовари в контексте идейного замысла романа. Миропонимание и эстетические принципы Флобера. Беспристрастная картина жизни. Благополучное существование Шарля и долгая семейная агония Эммы.

    Анализ образов Татьяны Лариной и Евгения Онагина, их романтических отношений в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Исследование вопросов: что значит любовь для Онегина и Татьяны, почему Евгений и Татьяна не остались вместе, и, вообще, возможно ли это.

    Художественная система и содержание романа "Преступление и наказание". Проблематика денег и социальной справедливости. Борьба с разрушительной силой денег и выбор жизненных приоритетов. Крах теории основанной на насилии "справедливого" распределения благ.

    "Госпожа Бовари" Гюстава Флобера-скандальный роман, нашедший свою дорогу к читателю через судебное разбирательство. Замысел, сюжетная линия и основные образы романа. Эмма Бовари–судьба человека неудовлетворенного обществом, мечтающего о красоте.

    Оноре де Бальзак - известнейший французский писатель, общепризнанный отец натурализма и реализма. Каждое произведение Бальзака - это своеобразная "энциклопедия" любого сословия, той или иной профессии. "Типизированная индивидуальность" по Бальзаку.

    Доклад по литературе на тему: Гюстав Флобер. Роман «Саламбо». Выполнил ученик 10 класса «Б» средней школы №4 Ханакин Павел. Пенза, 2000 год. Флобер (Flaubert)

    Армавирский Лингвистический Университет Личный конспект Комарова Ивана по предмету: «Зарубежная литература» Армавир 1999 Античная литература Предмет и значение античной литературы

    Изучение жизненного пути Оноре де Бальзака, чьи романы стали эталоном реализма первой половины XIX в. Анализ его произведений. Исследование специфики художественной типизации персонажей Бальзака. Характеристика эстетических истоков критического реализма.

    Значение Флобера в истории французской литературы и публицистики настолько огромно, что трудно поддается оценке. Он вывел в литературу целый ряд молодых талантливых прозаиков, одним из которых был, например, Ги де Мопассан. Наблюдения Флобера над литературным процессом своего времени служили и служ...

    Начало писательской карьеры. Главные персонажи Бальзака. Роль романа Бальзака "Шагреневая кожа" в зарубежной литературе. Изображение жизни в творчестве писателя. Политические взгляды Бальзака. Анализ романов "Отец Горио" и " Человеческая комедия".

18 августа 1850 года в Париже, умер классик французской литературы, гениальный писатель Оноре де Бальзак, не прожив и полгода с момента как осуществилась главная мечта его жизни – женитьба на любимой женщине, овдовевшей Эвелине Ганской.

Великий писатель, работающий по 15-16 часов в сутки издавал не менее 5-6 книг в год. И каких книг! Каждая — подробнейшее описание в мельчайших деталях того или иного сословия, профессии, о котором Бальзак брался рассказать в данном произведении. В своем знаменитом цикле «Человеческая комедия», составленном из 137 романов Бальзак оставил потомкам обширнейшую панораму французского общества (парижское, провинциальное, военное, сельское) в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии.

Большой знаток скрытых и явных человеческих побуждений, добродетелей и пороков, создавал яркие характеры, заставляя своих героев либо бороться с враждебными обстоятельствами, либо со своими собственными страстями. И выживают, побеждают в произведениях мастера, как правило, две категории людей: сильные, волевые, способные на все ради достижения целей и те, что имеют своею целью любовь к ближнему. Просто слабые и безвольные в романах Бальзака обречены. Им нет места в жестком мире создаваемом великим писателем-реалистом.

У нас есть прекрасный повод прочитав цитаты из произведений Оноре де Бальзака выяснить, каким же образом, по мнению его героев, можно было стать человеком, способным занять достойное место в обществе два столетия назад.

«Отец Горио»

(Роман, 1835 г, о безграничной любви отца к своим детям, неблагодарность которых сводит несчастного родителя в могилу.)

С теми , кто вам причиняет боль вполне сознательно, вы продолжаете встречаться и, может быть, побаиваетесь их, а если человек наносит рану, не ведая всей глубины ее, то на такого смотрят, как на дурачка, на простофилю, ни из чего не способного извлекать пользу, и все относятся к нему с презрением.

Вы хотите создать себе положение, я помогу вам. Исследуйте всю глубину испорченности женщин, измерьте степень жалкого тщеславия мужчин. Я внимательно читала книгу света, но оказалось, что некоторых страниц я не заметила. Теперь я знаю все: чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете. Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните не жалея, пусть мрут на каждой станции, – и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний. Запомните, что в свете вы останетесь ничем, если у вас не будет женщины, которая примет в вас участие. И вам необходимо найти такую, чтобы в ней сочетались красота, молодость, богатство. Если в вас зародится подлинное чувство, спрячьте его, как драгоценность, чтобы никто даже и не подозревал о его существовании, иначе вы погибли. Перестав быть палачом, вы превратитесь в жертву. Если вы полюбите, храните свято вашу тайну! Не поверяйте ее, пока вы не узнаете по-настоящему того, кому раскроете вы сердце. Такой любви в вас еще нет, но надобно заранее оберегать ее, поэтому учитесь не доверять свету.

Известно ли вам, как здесь прокладывают себе дорогу? Блеском гения или искусством подкупать. В эту людскую массу надо врезаться пушечным ядром или проникнуть как чума. Честностью нельзя достигнуть ничего. Перед силой гения склоняются и его же ненавидят, стараются очернить его за то, что гений берет все без раздела, но, пока он стоит твердо, его превозносят, – короче говоря, боготворят, встав на колени, когда не могут втоптать в грязь. Продажность – всюду, талант – редкость. Поэтому продажность стала оружием посредственности, заполонившей все, и острие ее оружия вы ощутите везде.

Мне никогда не кончить , если я вздумаю излагать вам, какие сделки заключаются ради тряпок, любовников, детей, ради домашних нужд или из тщеславия, но, будьте уверены, редко – по добрым побуждениям. Вот почему честный человек всем враг. Но что такое, по-вашему, честный человек? В Париже честный человек – тот, кто действует молчком и не делится ни с кем. Я оставляю в стороне жалких илотов, которые повсюду тянут лямку, никогда не получая награды за свои труды; я называю их братством божьих дурачков. Там – добродетель во всем расцвете своей глупости, но там же и нужда. Я отсюда вижу, какая рожа будет у этих праведных людей, если бог сыграет с ними злую шутку и вдруг отменит Страшный суд. Итак, раз вы хотите быстро составить состояние, необходимо или уже быть богатым, или казаться им. Чтобы разбогатеть, надо вести игру большими кушами, а будешь скаредничать в игре – пиши пропало! Когда в сфере ста доступных вам профессий человек десять быстро достигли успеха, публика сейчас же обзывает их ворами. Сделайте отсюда вывод. Вот жизнь как она есть. Все это не лучше кухни – вони столько же, а если хочешь что-нибудь состряпать, пачкай руки, только потом умей хорошенько смыть грязь; вот вся мораль нашей эпохи.

В Париже успех – все, это залог власти. Как только женщины признают, что у вас есть талант и ум, мужчины этому поверят, если вы сами не разубедите их. Тогда все станет вам доступно, вам всюду будет ход. Тогда-то вы узнаете, что свет состоит из обманщиков и простаков. Не присоединяйтесь ни к тем, ни к другим. Чтоб вам не запутаться в этом лабиринте…

«Брачный договор»

(История безвольного Поля де Манервиля, 1835 год)

Человек при любых обстоятельствах должен уметь подойти к делу так, чтобы представить его себе с различных точек зрения, – иначе он бездарен, слабохарактерен и может погибнуть.

Те, у кого возвышенная душа, предпочитают одиночество; слабые и чувствительные натуры сходят со сцены, остаются лишь крепкие, как валуны, способные выдержать напор житейского моря, которое бьет их друг о друга, обтачивает, но уничтожить не может.

Весь секрет социальной алхимии, дружище, в том, чтобы брать от жизни как можно больше, в каком бы возрасте мы ни находились, срывать весною всю зелень, летом – все цветы, осенью – все плоды.

Выдающегося человека зависть побуждает к соревнованию, толкает на великие дела; у людей же незначительных зависть превращается в ненависть.

Страх, мой милый , – одна из основ общества и отличное средство добиться успеха, особенно для тех, кто ни перед кем не опускает взгляда. Я никогда не испытывал страха и дорожу жизнью не больше, чем чашкой ослиного молока; но я заметил, милый мой, поразительное влияние этого чувства на современные нравы. Одни боятся утратить удовольствия, ставшие для них привычными, других страшит перспектива расстаться с любимой женщиной. Смелые нравы былых времен, когда жизнь швыряли, как стоптанный башмак, давно исчезли. Храбрость большинства людей – не более как тонкий расчет, основанный на том, что их противников охватит страх.

Бежать – не значит ли дать сплетням одержать верх? Игрок, кинувшийся за деньгами, чтобы продолжать игру, проиграет наверняка.

Что значат деньги по сравнению с нашими великими замыслами? Сущие пустяки, безделица! Что значит женщина? Неужели ты навсегда останешься школьником? Во что превращается жизнь, дорогой мой, если все сосредоточено в женщине? В никем не управляемое, отданное на волю всех ветров судно, послушное магнитной стрелке, устремленной к полюсу безумия, в настоящую галеру, на которой мужчина отбывает каторгу, повинуясь не только законам общества, но и безнаказанному произволу надсмотрщика. Тьфу!

«Шагреневая кожа»

(Роман, 1831 г, о том, как эгоизм человека, материализованный в куске шагреневой кожи, с исполнением каждого последующего желания пожирает его жизнь).

Стоит молодому человеку встретить женщину, которая его не любит, или женщину, которая его слишком любит, и вся жизнь у него исковеркана.

Ошибка людей одаренных состоит в том, что они растрачивают свои юные годы, желая стать достойными милости судьбы. Покуда бедняки копят силы и знания, чтобы в будущем легко было нести бремя могущества, ускользающего от них, интриганы, богатые словами и лишенные мыслей, шныряют повсюду, поддевая на удочку дураков, влезают в доверие у простофиль; одни изучают, другие продвигаются; те скромны – эти решительны; человек гениальный таит свою гордость, интриган выставляет ее напоказ, он непременно преуспеет. У власть имущих так сильна потребность верить заслугам, бьющим в глаза, таланту наглому, что со стороны истинного ученого было бы ребячеством надеяться на человеческую благодарность. Разумеется, я не собираюсь повторять общие места о добродетели, ту песнь песней, что вечно поют непризнанные гении; я лишь хочу логическим путем вывести причину успеха, которого так часто добиваются люди посредственные.

«Гобсек»

(Повесть, 1830 г, о ростовщике Гобсеке — «золотом истукане»)

Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. Будь вы бродягой-путешественником, будь вы домоседом и не расставайтесь весь век со своим камельком да со своей супругой, все равно приходит возраст, когда вся жизнь-только привычка к излюбленной среде. И тогда счастье состоит в упражнении своих способностей применительно к житейской действительности. А кроме этих двух правил, все остальные фальшь.

Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения – пустые слова. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом. Вот поживете с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним, Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества. Я путешествовал, видел, что по всей земле есть равнины и горы. Равнины надоедают, горы утомляют; словом, в каком месте жить – это значения не имеет. А что касается нравов – человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили. Повсюду мускулистые люди трудятся, а худосочные мучаются. Да и наслаждения повсюду одни и те же, и повсюду они одинаково истощают силы; переживает все наслаждения только одна утеха – тщеславие. Тщеславие! Это всегда наше «я». А что может удовлетворить тщеславие? Золото! Потоки золота.

Жизнь — это сложное, трудное ремесло, и надо приложить усилия, чтобы научиться ему. Когда человек узнает жизнь, испытав ее горести, фибры сердца у него закалятся, окрепнут, а это позволяет ему управлять своей чувствительностью. Нервы тогда становятся не хуже стальных пружин – гнутся, а не ломаются. А если вдобавок и пищеварение хорошее, то при такой подготовке человек будет живуч и долголетен.

Оноре де Бальзак начал писать романы для заработка. И очень быстро удивил мир абсолютной зрелостью своего стиля. «Шуаны, или Бретань в 1799 году» - первое произведение Бальзака, подписанное его настоящим именем, включает в себе все составные творчества писателя, который начал как автор коммерческих романов о вампирах («Бирагская наследница», «Столетний старец») и вдруг решил создать серьезный роман. В учителя себе Бальзак взял Скотта и Купера. У Скотта его привлекал исторический подход к жизни, но не нравились серость и схематизм характеров. Молодой писатель решает пойти в своем творчестве путем Скотта, но показывать читателям не столько моральный образец в духе собственного этического идеала, а описывать страсть, без какой не существует по-настоящему гениального творения. Вообще, отношение к страсти у Бальзака было противоречащим: «убийство страсти значило б убийство общества», - говорил он; и добавлял: «страсть это крайность, она - это зло». То есть Бальзак в полной мере осознавал греховность своих персонажей, но и не думал отказываться от художественного анализа греха, который его очень интересовал и, практически, составлял основу его творчества. В том, как Бальзак интересовался человеческими пороками, безусловно, чувствуется определенная часть романтического мышления, которое было свойственно великому реалисту всегда. Но человеческий порок Бальзак понимал не как зло, а как порождение определенной исторической эпохи, определенного отрезка существования страны, общества. Мир романов Бальзака несет в себе четкую определенность материального мира. Личная жизнь очень тесно связана с официальной, поэтому большие политические решения не с неба спускаются, а обдумываются и обсуждаются в гостиных и нотариальных конторах, в будуарах певиц, сталкиваются с личными и семейными отношениями. Социум является исследованным в романах Бальзака настолько детально, что, даже, современные экономисты и социологи изучают состояние общества за его романами. Бальзак показывал взаимодействие между людьми не на фоне Бога, как это делал Шекспир, он показывал взаимодействие между людьми на фоне экономических отношений. Общество у него выступает в виде живого существа, единственного живого организма. Это существо постоянно двигается, изменяется, как античный Протей, но суть ее остается неизменной: более сильные поедают более слабых. Отсюда и парадоксальность политических взглядов Бальзака: глобальный реалист никогда не скрывал свои роялистские симпатии и иронизировал над революционными идеалами. В очерке «Две встречи за один год» (1831) Бальзак неуважительно отозвался на революцию в 1830 г. и на ее достижение: « После драки наступает победа, после победы наступает распределение; и тогда победителей оказывается намного больше, чем тех, кого видели на баррикадах». Подобное отношение к людям вообще является характерным для писателя, который изучал человечество так, как биологи изучают животный мир.

Одной из самых серьезных страстей Бальзака, начиная с детских лет, была философия. В школьном возрасте он немного не обезумел, когда в католическом пансионе познакомился со старинной монастырской библиотекой. Он не начал серьезный писательский труд, пока не проштудировал труды всех более или менее выдающихся философов старых и новых времен. Поэтому и возникли «Философские этюды» (1830 - 1837), которые можно считать не только художественными произведениями, но и достаточно серьезными философскими трудами. К «Философским этюдам» принадлежат и роман «Шагреневая кожа», фантастический и одновременно глубоко реалистичный. Фантастика, вообще, является явлением характерным для «Философских этюдов». Она играет роль deus ex machine, то есть выполняет функцию центральной сюжетной посылки. Как, например, кусок давней, полуразрушенной кожи, которая случайно достается бедному студенту Валантену в лавке антиквара. Покрыт давними письменами, кусок шагрени выполняет все желания своего обладателя, но при этом сжимается и тем же сокращает жизнь «счастливчика». «Шагреневая кожа», как и много других романов Бальзака, является посвященным теме «потерянных иллюзий». Все желания Рафаэля были выполнены. Он мог купить все: женщин, ценные вещи, изысканное окружение, он не имел только естественной жизни, естественной молодости, естественной любви, и потому не имел смысла жить. Когда Рафаэль узнает, что стал наследником шести миллионов, и видит что шагреневая кожа опять уменьшилась, убыстряя его старость и смерть, Бальзак отмечает: «Мир принадлежал ему, он мог все - и не хотел уже ничего». «Потерянными иллюзиями» можно считать и поиски искусственного алмаза, в жертву каким Вальтасар Клаас приносит собственную жену и детей («Поиски Абсолюта»), и создание супер-творения искусства, которое приобретает значение маниакальной страсти для художника Френхофера и воплощается в «хаотическом сочетании мазков».

Бальзак говорил, что дядя Тоби из романа Л. Стерна «Тристрам Шенди» стал для него образцом того, как нужно лепить характер. Дядя Тоби был чудаком, у него был «конек» - он не хотел вступать в брак. Характеры бальзаковских героев - Гранде («Евгения Гранде»), Гобсек («Гобсек»), Горио («Отец Горио») построены по принципу «конька». В Гранде таким коньком (или манией) является накопление денег и драгоценностей, в Гобсеке - обогащение собственных банковых счетов, у отца Горио - отцовство, служение дочерям, которые требуют все больше денег.

Бальзак охарактеризовал повесть «Евгения Гранде» как буржуазную трагедию «без яда, без кинжала, без кровопролития, но для действующих лиц более жестокую, чем все драмы, которые происходили в знаменитом роде Атридов». Власти денег Бальзак боялся больше, чем власти феодалов. На королевство он смотрел, как на единственную семью, в которой король является отцом, и где существует естественное положение вещей. Что к правлению банкиров, которое началось после революции в 1830 г., то здесь Бальзак увидел серьезную угрозу для всего живого на земле, потому что почувствовал железную и холодную руку денежных интересов. А власть денег, которую он разоблачал постоянно, Бальзак отождествлял с властью дьявола и противопоставил ее власти Бога, естественному ходу вещей. И здесь с Бальзаком трудно не согласиться. Хотя взгляды Бальзака на общество, которые он выражал в статьях и листах, не всегда можно принимать всерьез. Ведь он считал, что человечество является своеобразной фауной, со своими породами, видами и подвидами. Поэтому и ценил аристократов как представителей лучшей породы, какая якобы вывелась на основу культивации духовности, которая пренебрегает пользой и никчемным расчетом. Бальзак в прессе поддерживал ничтожных Бурбонов как «меньшее зло» и пропагандировал элитарное государство, в котором сословные привилегии будут неприкосновенными, а избирательное право будет распространяться только на тех, кто имеет деньги, ум и талант. Бальзак, даже, оправдывал крепостничество, которое видел в Украине, и которым увлекался. Взгляды Стендаля, который ценил культуру аристократов только на уровне эстетики, выглядят в этом случае намного более справедливыми.

Бальзак не воспринимал никаких революционных выступлений. Во время революции в 1830 г. он не прервал отдыха в провинции и не поехал в Париж. В романе «Крестьяне», выражая сожаление к тем, кто является «большим через свою тяжелую жизнь», Бальзак говорит о революционерах: «Мы поэтизировали преступников, мы миловались палачами, и мы почти создали кумира из пролетария»! Но не случайно говорят: реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака. Мудрым является тот, кто оценивает человека несогласно его политическим взглядам, а согласно ее моральным качествам. И в произведениях Бальзака, благодаря попытке объективного изображения жизни, мы видим честных республиканцев - Мишеля Кретьена («Потерянные иллюзии»), Низрона («Крестьяне»). Но главным объектом изучения творчества Бальзака, является не они, а самая главная сила сегодняшнего времени - буржуа, те же «ангелы денег», которые приобрели значение главной двигающей силы прогресса и нравы которой разоблачал Бальзак, разоблачал детально и не суетливо, на подобие биолога, который исследую повадки определенного подвида животных. «В коммерции месье Гранде был похож на тигра: он умел залечь, свернуться в клубок, долго присматриваться к своей добыче, а потом ринуться на нее; раскрывая ловушку своего кошелька, он глотал очередную судьбу и опять укладывался, как удав, который переваривает еду; все это делал он спокойно, холодно, методически». Увеличение капитала выглядит в характере Гранде чем-то на подобие инстинкта: перед смертью он «страшным движением» хватает золотой крест священника, который склонился над обморочным человеком. Другой «рыцарь денег» - Гобсек - приобретает значение единственного бога, в который верит современный мир. Выражение «деньги правят миром» ярко реализуется в повести «Гобсек» (1835). Маленький, неприметный, на первый взгляд, человек, держит в своих руках весь Париж. Гобсек казнит и милует, он является по-своему справедливым: может довести почти до самоубийства, того, кто пренебрегает благочестием и из-за этого влезает в долги (графиня де Ресто), а может и отпустить чистую и простую душу, которая работает день и ночь, и оказывается в долгах не через собственные грехи, а через сложные социальные условия (белошвейка Огонек).

Бальзак любил повторять: «Самим историком должно быть французское общество. Мне остается лишь служить его секретарем». Эти слова указывают на материал, на объект изучения творчества Бальзака, но замалчивают средства его обработки, которые «секретарскими» нельзя назвать. С одной стороны Бальзак опирался в ходе создания образов на то, что видел в реальной жизни (имена практически всех героев его произведений можно найти в газетах того времени), но на основе материала жизни он выводил определенные законы, за которыми существовало, да и, к сожалению, существует общество. Он делал это не как ученый, а как художник. Поэтому такое значение приобретает в его творчестве прием типизации (от греческой typos - отпечаток). Типичный образ имеет конкретное оформление (внешность, характер, судьба), но одновременно он воплощает определенную тенденцию, которая существует в обществе на определенном историческом отрезке. Бальзак создавал типичные обиды по-разному. Он мог быть нацеленным только на типичность, как например, в «Монографии о рантье», а мог заострять отдельные черты характера или создавать обостренные ситуации, как например, в повестях «Евгения Гранде» и «Гобсек». Вот, например, описание типичного рантье: «Практически все лица этой породы имеют на вооружении тростник или табакерку. Подобно всем лицам из рода «человек» (млекопитающие), он имеет семь клапанов на лице и, скорее всего, владеет полной костной системой. Его лицо бледно и часто имеет форму луковицы, оно не имеет характерности, что и есть его характерным признаком». А вот набит испорченными консервами, никогда не топленый камин в доме миллионера - Гобсека, безусловно, является чертой обостренной, но именно эта заостренность подчеркивает типичность, разоблачает тенденцию, которая существует в реальности, предельным выражением которой выступает Гобсек.

в 1834 - 1836 гг. Бальзак выдает 12-томне собрание собственных произведений, которое получает название «Этюды о нравах ХІХ века». А в 1840-1841 гг. вызревает решение об обобщении всей творческой деятельности Бальзака под названием «Человеческой комедии», которую часто называют «комедией денег». Взаимоотношения между людьми у Бальзака преимущественно определяются денежными отношениями, но не только они интересовали автора «Человеческой комедии», который разделил свой гигантский труд на следующие разделы: «Этюды о нравах», «Физиологичных этюдах» и «Аналитических этюдах». Таким образом перед нами предстает вся Франция, мы видим огромную панораму жизни, огромный живой организм, который постоянно двигается за счет беспрестанного движения его отдельных органов.

Ощущение постоянного движения и единства, синтетичности картины возникает за счет персонажей, которые возвращаются. Например, Люсьена Шардона мы впервые встретим в «Потерянных иллюзиях», и там он будет пытаться покорить Париж, а в «Блеске и бедности куртизанок» мы увидим Люсьена Шардона, которого покорил Париж и превратил в безропотные орудия дьявольского честолюбия аббата Ерреры-Вотрена (еще один сквозной персонаж). В романе «Отец Горио» мы впервые встречаемся с Растиньяком, добрым парнем, который приехал в Париж получать образование. И Париж предоставил ему образование - простой и честный парень превратился в богача и члена кабинета министров, он покорил Париж, понял его законы и вызывал его на поединок. Растиньяк победил Париж, но уничтожил себя самого. Он сознательно убил в себе парня из провинции, который любил работать на винограднике и мечтал получить юридическое образование, чтобы улучшить жизнь своих матери и сестры. Наивный провинциал превратился в бездушного эгоиста, потому что иначе в Париже не выжить. Растиньяк прошел через разные романы «Человеческой комедии» и приобрел значение символа карьеризма и пресловутой «социальной успешности». Максим де Трай, семейство де Ресто постоянно возникают на страницах разных произведений, и у нас возникает впечатление об отсутствии точек в конце отдельных романов. Мы читаем не собрание произведений, мы разглядываем огромную панораму жизни. «Человеческая комедия» является ярким примером саморазвития произведения искусства, которое никогда не уменьшает величие произведения, а наоборот - предоставляет ему величие чего-то предоставленного от Природы. Именно такой могучей, намного превышающей личность автора, и есть гениальное творчество Бальзака.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...