Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Бенджамин бриттен фортепианное творчество. Английский композитор бенджамин эдвард бриттен. Начальный период творчества

британский композитор, дирижёр и пианист

Краткая биография

Эдвард Бенджамин Бриттен, 1-й барон Бриттен из Олдборо (англ. Edward Benjamin Britten, Baron Britten; 22 ноября 1913, Лоустофт, Саффолк - 4 декабря 1976, Олдборо, Саффолк) - британский композитор, дирижёр и пианист.

С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа, затем в 1929-1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепьяно); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа.

Уже ранние произведения Бриттена - «Гимн Деве» (англ. A Hymn to the Virgin; 1930), хоральные вариации «Младенец родился» (англ. A Boy was Born; 1934) - привлекли определённое внимание музыкальной общественности.

В 1935-1942 Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» (англ. Our Hunting Fathers), музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (англ. Paul Bunyan; 1941), созданная после переезда обоих в США.

В 1936 г. началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим спутником жизни композитора.

После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (англ. Peter Grimes; 1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (The Turn of the Screw; 1954, по мотивам одноимённой новеллы Генри Джеймса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964).

В 1948 г. Бриттен основал музыкальный фестиваль в Олдборо.

В 1957 г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (англ. The Prince of the Pagodas; 1957).

В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» (англ. Parables for Church Performance); третья из них, «Блудный сын» (англ. The Prodigal Son; 1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию.

Особый успех выпал на долю Военного Реквиема (англ. War Requiem; 1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри. Его исполнили впервые в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что Реквием разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах.

Бриттен неоднократно бывал в СССР - в 1963, 1964, 1971 годах.

В 1970-е годы к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание.

В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса.

В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.

Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.

При жизни Бриттена его гомосексуальность не была темой публичного обсуждения. Но после смерти Бена Питер Пирс, переживший его на десять лет, рассказывая о друге и об их счастливом браке, признавался: «Он любил мой голос и любил меня».

Введён в Зал славы журнала Gramophone .

Музыкальные сочинения

Оркестровые произведения

  • «Вариации на тему Фрэнка Бриджа»
  • Простая симфония (Simple Symphony) (для струнного оркестра) (2-я редакция - 1934)
  • Симфония-реквием
  • «Канадский карнавал» для оркестра
  • «Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром
  • Сюиты на темы Дж. Россини - «Музыкальные вечера» и «Музыкальные утра»
  • Третья виолончельная сюита (c использованием русских народных мелодий) (1971)
  • Фантастический квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели
  • Симфониетта
  • «Симфония-реквием» (Sinfonia da Requiem) (1940)
  • «Весенняя симфония» (Spring Symphony) для солистов, хора и большого оркестра (1949)
  • «Симфония для виолончели с оркестром» (1964)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1938)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1939)
  • Струнные квартеты (1931, 1941, 1945 и 1975 гг.)

Оперы, оратории, кантаты, балеты и пр.

  • «Гимн Деве» (1930)
  • хоральные вариации «Младенец родился» (1934)
  • «Наши предки - охотники» (1936)
  • «Небожители» кантата для хора и оркестра (1937)
  • песенный цикл «Озарения» (Les Illuminations) на стихи А. Рембо (1939)
  • кантата «Баллада героев» (1939)
  • Рождественские песни (Ceremony of Carols) (1942)
  • «Возвеселитесь в Агнце» (Rejoice in the lamb) - кантата на стиха Кристофера Смарта (1943)
  • «Серенада» (1943)
  • «Семь сонетов Микеланджело» для тенора и фортепиано (1940)
  • «Питер Граймз» (1945)
  • «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» (вариации и фуга на тему Пёрселла) (1945)
  • «Поругание Лукреции» (1946)
  • «Альберт Херринг» (1947)
  • переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша (1948)
  • «Давайте ставить оперу» (1949), для детей
  • «Билли Бадд» (1951)
  • «Глориана» (1953)
  • «Поворот винта» (1954)
  • балет «Принц пагод» (The Prince of the Pagodas) (1957)
  • «Китайские песни» для голоса и гитары (Songs from the Chinese) (1957)
  • «Ноев ковчег» (1958) для детей
  • «Ноктюрн» (1958)
  • «Сон в летнюю ночь» (1960)
  • оратория «Военный реквием» (1962)
  • «Река Керлью» (1964)
  • цикл песен на слова А. Пушкина (1965)
  • «Золотая тщета» (The Golden Vanity) (1966), водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78
  • «Блудный сын» (The Prodigal Son) (1968)
  • «Смерть в Венеции» (1973)

Музыкальные произведения других композиторов, посвящённые Бриттену

  • Дмитрий Шостакович - Симфония № 14
  • Арво Пярт - «Cantus» в память о Бенджамине Бриттене, для струнного оркестра и колокола
  • Виталий Буяновский - «Вспоминая Бенджамина Бриттена», для валторны и фортепиано

Литература

  • Таурагис А. Бенджамин Бриттен: (Очерк жизни и творчества). - М.: Музыка, 1965. - 130 с.
  • Холст И. Бенджамин Бриттен / Пер. с англ. - М.: Музыка, 1968. - 100 с.
  • Ковнацкая Л. Г. Бенджамин Бритен. - М.: Сов.композитор, 1974. - 329 с.
  • Humphrey Carpenter. Benjamin Britten: a biography. - London: Faber, 1992.
Категории:

Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten; 22 ноября 1913, Лоустофт, графство Саффолк - 4 декабря 1976, Олдборо) - британский композитор, дирижёр и пианист.

Бриттен родился в графстве Саффолк. Он получил начальное музыкальное образование там. Позже отправился учиться в Королевский музыкальный колледж. Его учили такие музыканты, как Дж. Арлейнд, А. Бенджамин. Первым произведением Бриттена стала «Простая симфония». В ней сочетались юность композитора и его профессиональный талант. Бриттен очень хорошо играл на фортепиано. Одновременно напомнила всем, что он композитор. Никогда Бриттен не ставил перед собой грандиозные цели и задачи. Прежде всего, он доверял интуиции, фантазии и сердцу.

Бриттен терпеть не мог авангардизм. В тридцатые годы он писал музыку для театра, кино и радио. Бриттен признавался, что работал быстро, всегда и при любых обстоятельствах. Он написал около двадцати трех музыкальных произведений для фильмов. Они очень полюбились зрителям, а также были хорошо восприняты критиками. Давало о себе знать и то, что Бриттен формировался как творец в Англии. То есть в национальной среде. Он написал песенно-симфонический цикл «Наши предки – охотники». Его Бриттен написал в 1936 году. Композиция до сих пор считается острой исторической сатирой на английское дворянство.

Известность по всему миру Бенджамину принесли «Вариации на тему Фрэнка Бриджа». Композиция написана в 1937 году. Она посвящалась первому учителю Бриттена. Он еще написал несколько Вариаций: «Адажио», «Романс», «Марш», «Венский вальс», «Финал с фугой», «Траурный марш», «Итальянская партия» и другие. Кроме увлечения инструментальной музыкой, Бриттен был хорошо знаком и с другими жанрами. Он неоднократно выступал на фестивалях современной музыки в Италии, Швейцарии, Испании. Его по достоинству оценили в этих странах, равно как и в других.

Бриттен переехал на три года в Америку. Он написал там «Семь сонетов Микеланджело» для фортепиано и голоса. Бриттен не без труда нашел исполнителей для этого произведения. Этим человеком был Питер Пирс. Встреча композитора и певца породило творческое сотрудничество, которое было долгим и плодотворным. Благодаря Пирсу в Бриттена появился интерес к вокальной музыке. Бриттен начал работать с жанром – опера. Первое произведение называлось №Питер Граймс». Оно было написано по мотивам поэмы «Городок». Бенджамин возвращался из Америки в Англию и так увлекся этой поэмой, что по приезду начал серьезно работать над произведением.

Оперу он закончил в 1945 году. Именно она принесла славу композитору и раскрыла его талант как драматурга. После премьеры оперу ставили во всех известных театрах. Она даже попала в СССР. Еще одна опера «Поругание Лукреции» была написана в 1946 году. Античный сюжет был основой сего творения. Третьей оперой Бриттена стала «Альберт Херринг». Эта опера кардинально отличалась от двух предыдущих. Опера была чем-то похожа на итальянские и комические оперы. Бриттен всегда увлекался фольклором. Он аранжировал английские народные песни. Однажды Бриттен проявил себя как писатель. Он издал книгу «Чудесный мир музыки». Она популяризировала оперную музыку и была ориентирована на молодых читателей.

Одним из самых значительных произведений Бриттена стал Военный реквием. Его исполнили впервые в Англии в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что реквием разошелся за пару месяцев тиражом в 200 тысяч пластинок. Его исполняли почти во всех странах мира. Коллеги из СССР посвятили Бриттену свою Четырнадцатую симфонию. Скончался английский композитор в 1976 году.

Бенджамин Бриттен

Английский композитор, дирижер, пианист Бенджамин Бриттен родился в 1913 году. Обучался он в лондонском Королевском музыкальном колледже под руководством Дж. Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фортепиано).

Первым значительным произведением Бриттена-композитора стала симфониетта для камерного оркестра, написанная в 1932 году. Затем появились «Простые вариации» для струнного оркестра (1934) и «Семь сонетов Микеланджело» (1940). В это время состоялось знакомство музыканта с певцом Питером Пирсом, исполнившим его «Сонеты», а затем и другие вокальные сочинения Бриттена.

Но настоящий успех композитору принесла премьера оперы «Питер Граймс» (1945), состоявшаяся сначала в Англии, а затем в ряде европейских и американских театров. Она показала наиболее сильные стороны таланта Бриттена. Действие «Питера Граймса» разворачивается в маленьком рыбацком поселке. Главный герой – Питер Граймс, неудачник, которого не понимают односельчане. Они выдвигают против него обвинения, подозревая его в причастности к гибели мальчика-рыбака, и Граймс не в силах опровергнуть их. Доведенный до отчаяния, он уходит в море на старой утлой лодке, чтобы никогда не возвращаться в этот жестокий мир. Настроения пессимизма, пронизывающие оперу, отступают в последней сцене, где над затихшим морем восходит солнце, воплощающее вечную красоту природы и символизирующее жизнь.

Бриттен включил в некоторые эпизоды речитатив. Таков, например, пролог, в котором допрашивают Питера Граймса. Но большинство сцен наполнены эмоциональной и выразительной музыкой, помогающей раскрыть смысл событий и охарактеризовать героя, совершенно напрасно заподозренного в преступлении. Опера показывает мелодическое дарование композитора, его мастерство в области музыкальной драматургии. Особенно удачны массовые сцены. Хор принимает самое активное участие в действии, он комментирует происходящие события. Иногда Бриттен вводит в эпизоды с участием хора и отдельных персонажей, и таким образом появляются крупные ансамбли.

Композитор дает психологический образ Питера в нескольких планах, показывает его душевные муки и мечты о спокойной гавани, где можно пережить трудности и укрыться от злобы односельчан. Созданию экспрессивной характеристики героя помогают особенности вокальной партии. Вместе с тем облик Питера кажется и необыкновенно лиричным.

Но наибольшее впечатление на слушателей производит заключительная сцена, в которой слышатся отдаленные звуки хора рыбаков, пытающихся отыскать Питера. А он в это время прощается с жизнью в своем печальном монологе. В его голосе слышно отчаяние, сдерживаемые рыдания, страх перед смертью. Чувства героя передаются с помощью выразительного речитатива, где повторяются интонации его рассказа из первого действия и ариозо из второго. Сюда же вплетены реплики судьи, свидетельствующие о невиновности Питера (пролог), и другие элементы.

Важное место в опере отводится оркестровым антрактам. Именно они помогают слушателю войти в атмосферу следующих по ходу действия картин. Все четыре антракта («Рассвет», «Воскресное утро», «Лунный свет», «Буря»), объединенные в цикл «Морские интерлюдии», нередко исполняются в симфонических концертах. Они представляют собой поэтичные и эмоционально-выразительные, оригинальные оркестровые пьесы. Кроме них, следует упомянуть и еще два антракта. Это пассакалья, подготавливающая зрителя к одной из самых драматичных сцен оперы, и вступление к последней картине.

Психологизм в раскрытии характеров и яркая обрисовка жизненных эпизодов, свойственные «Питеру Греймсу», не получили дальнейшего развития в следующей опере Бриттена, названной автором «Поругание Лукреции» (1946). Античный сюжет композитор трактует с морально-этической точки зрения. «Поругание Лукреции» является камерной оперой, предназначенной для небольшого артистического коллектива и двенадцати музыкантов (ударные, арфа, струнный квинтет и духовой квинтет). По аналогии с хорами древнеримской трагедии развитие действия сопровождается комментариями двух рассказчиков. Большой интерес представляет партитура оперы, отличающаяся мастерски выполненным оркестровым письмом и эмоциональной выразительностью вокальных партий. Поставленная на сценах театров Англии и Америки, опера принесла композитору огромный успех.

В 1947 году появилась вторая камерная опера Бриттена, написанная по новелле Мопассана, – «Альберт Херринг». Она представляет собой комическое произведение со множеством остросатирических эпизодов. На первый план здесь выходит гротескный речитатив, сопровождаемый трактованной также гротескно оркестровой партией. Необыкновенно остроумным языком опера рассказывает о жизни маленького провинциального городка. Но, несмотря на это, «Альберта Херринга» нельзя отнести к шедеврам комического жанра, так как его музыка слишком иллюстративна, содержание недостаточно значительно, а вокальные партии несколько схематичны.

Иное впечатление производит третья камерная опера Бриттена – «Поворот винта» (1954). В аллегорической форме она повествует о борьбе доброго и злого начал. Короткий пролог сменяется Темой – двенадцатизвучной серией, получающей развитие в цикле оркестровых вариаций (всего их пятнадцать), которые перемежаются сценическими эпизодами. Несмотря на подобное построение, в опере нет мозаичности, в ней все подчинено единой музыкально-драматургической линии, а чудесные вокальные ансамбли делают ее сценичной. Хотя оперное либретто изобилует мистическими деталями, это не лишает произведение психологизма и эмоциональной выразительности.

Среди настоящих шедевров Бриттена в жанре музыкальной драматургии – опера «Сон в летнюю ночь», созданная в 1960 году. Удачно сочетающая реальность и вымысел, лирику и юмор, она тонко передает сам дух шекспировской комедии. Действие оперы развивается живо и почти стремительно. В вокальных партиях соединяются распевность и речитативность. Необыкновенно колоритна оркестровка произведения.

В число лучших оркестровых сочинений Бриттена входит «Симфония-реквием» (1940), посвященная памяти матери музыканта. Симфония состоит из трех частей. Первая из них подчинена скорбной и суровой теме, вторая, изобилующая драматическими контрастами, постепенно превращается в марш, проникнутый трагическими настроениями. В третьей части ощущается лишь легкая, просветленная печаль.

Так же хороша и «Весенняя симфония» для сопрано, контральто, тенора, смешанного хора, хора мальчиков и оркестра (1949). Она включает двенадцать эпизодов, объединенных в четыре цикла. Симфония привлекает слушателя полетом фантазии, оригинальностью формы, тонкостью музыкального воплощения текстов английских поэтов, живших в разные эпохи, но одинаково проникновенно воспевавших очарование весны.

Интересно еще одно произведение Бриттена – «Путеводитель по оркестру» (вариации и фуга на тему Пёрселла, 1945), предназначенное для людей, впервые слушающих оркестр. Композитор поэтапно знакомит своих слушателей с инструментами и их сочетаниями. Благодаря своей увлекательности и яркости «Путеводитель по оркестру» привлек к музыканту множество новых почитателей.

Протест против войны впервые проявился в созданной в 1939 году «Балладе о героях», посвященной памяти английского батальона Интербригад, воевавшего в Испании на стороне республиканцев. Осуждение войны, несущей смерть и разрушение, звучит в «Военном реквиеме» для смешанного и детского хоров, оркестра, органа и трех солистов (сопрано, тенор, баритон), работу над которым Бриттен завершил в 1961 году. В этом произведении отразились воспоминания композитора о пережитой войне, о друзьях и брате, погибших на фронте. Именно им он и посвятил свой реквием. И все же идея сочинения более глубока, неслучайно впервые оно было исполнено в восстановленном соборе Ковентри, города, который сильно пострадал во время фашистских авиационных налетов. Сам Бриттен сказал о предназначении «Военного реквиема» следующее: «Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны».

Латинские фразы заупокойной мессы реквиема сочетаются со стихами английского поэта У. Оуэна, убитого в 1918 году на фронте. Смерть молодого англичанина произошла всего за несколько дней до того, как был заключен мир и закончилась Первая мировая война. В строках, написанных Оуэном, слышится осуждение войн, они пронизаны горечью и скорбью по погибшим.

Музыка «Военного реквиема» поражает своей мощью, драматической напряженностью и выразительностью. В произведении, направленном против войны, звучат гнев и осуждение, и в то же время оно наполнено глубокой печалью. Хотя на первый взгляд реквием кажется несколько эклектичным (в нем сочетаются элементы григорианского хорала, диссонирующие созвучия, интонации, свойственные произведениям Баха и Генделя, и современные средства оркестрового, хорового, гармонического письма), его музыка подчинена единой идее и захватывает своей силой и размахом, драматическими мотивами, чередующимися с лирическими или печально-просветленными эпизодами. Особенно впечатляет заключительная часть сочинения, рассказывающая о встрече двух людей, воевавших когда-то друг против друга, в темном туннеле, ведущем в мир примирения и вечного покоя, нарисованный в проникновенной и ясной мелодии колыбельной.

Значительны и работы Бриттена в сфере камерной музыки (вокальной и инструментальной). Композитор написал ряд струнных квартетов и пьес для одного и двух фортепиано. В его наследии есть соната для виолончели и фортепиано, посвященная М. Ростроповичу, песни, романсы, произведения для драматических спектаклей, радиопостановок, кинематографа, а также обработки народных песен.

В числе лучших вокальных сочинений композитора – цикл «Очарование колыбельных», написанный на стихи английских поэтов, восхищающий легкостью и пластичностью мелодии и фортепианного сопровождения, а также «Серенада» для тенора, валторны и струнного оркестра, отличающаяся масштабностью и потому выходящая за рамки камерного произведения. Интересен и цикл романсов «Эхо поэта» (1965) на слова А. Пушкина.

Бриттен всегда интересовался музыкальным наследием своей родины. Обратившись к творчеству Г. Пёрселла, он создал новую редакцию его знаменитой оперы «Дидона и Эней». Ее авторская партитура была безвозвратно утрачена, но Бриттену, тщательно изучавшему музыку своего предшественника, удалось восстановить оперу в ее истинном виде.

Композитор работал также над народными песнями, стихами английских поэтов различных эпох, стремясь таким образом возродить традиции национальной культуры и привлечь к ним внимание общественности.

Интерес Бриттена вызвала также необыкновенно популярная в XVIII веке английская «Опера нищих» Ге я и Пепуша, сюжет которой использовали в 1920-е годы немецкий поэт Б. Брехт и композитор К. Вейль для создания «Трехгрошовой оперы». В их произведении старинные городские мотивы получили джазовое звучание. Бриттен подошел к этой теме с иных позиций. Он решил использовать в современном сочинении черты музыкально-комедийного жанра, пользовавшегося таким успехом в прошлом. Композитор подверг сочинение Ге я и Пепуша тщательной переработке, отредактировал либретто и гармонизировал большинство вокальных эпизодов. Несмотря на такую подробную переработку, Бриттену удалось сохранить сам дух оригинала.

Умер Бенджамин Бриттен в 1976 году.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЭ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Бенджамин Раш (1745-1813 гг.) просветитель Жестокость к животным есть одно из средств уничтожения моральной чувствительности.Я настолько убежден в тесной связи между нравственностью человека и гуманным отношением к животным, что всегда буду преклоняться перед

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Бенджамин Бриттен (1913–1976) О Бриттене говорят и пишут как о композиторе-англичанине, первым после Пёрселла, получившем мировое признание. Прошли столетия после смерти «Британского Орфея», - как называли Пёрселла, но ни один композитор с туманного Альбиона не выступил на

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Бенджамин Бриттен Английский композитор, дирижер, пианист Бенджамин Бриттен родился в 1913 году. Обучался он в лондонском Королевском музыкальном колледже под руководством Дж. Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фортепиано).Первым значительным произведением

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

Pilatus (Britten-Norman) BN-2 Defender Пилатус (Бриттен-Нормэн) BN-2 «Дефендер» САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ Разработан на основе легкого транспортного самолета BN-2 «Айлендер», первый полет которого состоялся 13 июня 1965 г. Самолет «Айлендер» представляет собой

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

ДЖОНСОН, Бен (Бенджамин) (Johnson, Ben, 1573–1637), английский драматург 204 Сладостный лебедь Авона (Эйвона). // Sweet swan of Avon. «Памяти <…> Шекспира» (1623) ? Knowles, p. 420 В пер. В. Рогова: «О нежный лебедь Эйвона!» ? Европейские поэты Возрождения. – М., 1974, с. 517.Отсюда: «Авонский лебедь». На

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ДИЗРАЭЛИ, Бенджамин с 1876 г. граф Биконсфилд (Disraeli, Benjamin, Earl of Beaconsfield, 1804–1881), британский политик и писатель, премьер-министр в 1868, 1874–1880 гг. 234 Да, я еврей, и когда предки моего достоуважаемого оппонента были жестокими дикарями на никому не известном острове, мои предки были

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том I (А – Б) автора Сосновский Александр Васильевич

ДИЗРАЭЛИ, Бенджамин, с 1876 г. граф Биконсфилд(Disraeli, Benjamin, Earl of Beaconsfield, 1804–1881), британский политик и писатель,премьер-министр в 1868, 1874–1880 гг.84Человек не создание обстоятельств. Обстоятельства создаются человеком.Роман «Вивиан Грей» (1826), кн. VI, гл. 7? Займовский, с. 375Вероятно,

Из книги автора

Бриттен Бенджамин (Britten Edward Benjamin) (1913-1976), английский композитор, пианист, дирижер.Родился 22 ноября 1913 в Лоустофте, графство Суффолк Англия. Рано проявил выдающиеся музыкальные способности. С тринадцати лет музыкальным воспитанием мальчика занимался композитор Франк

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа, затем в 1929-1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепьяно); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа.

Уже ранние произведения Бриттена - «Гимн Деве»(1930), хоральные вариации «Младенец родился» (1934) - привлекли определённое внимание музыкальной общественности. В 1935-1942 Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах», музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (1941), созданная после переезда обоих в США. В 1936 г. началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим и спутником жизни композитора.

В 1930-е годы Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны. Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Каждое произведение наделено индивидуальными чертами, которые сказываются в своеобразии замысла, его несхожести с предшествующими работами, в самобытности «сценической формы» спектакля, особенностях стилистических истоков музыки. Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни. В 1939 году, в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на Европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В мужественной, как из звонкой бронзы вычеканенной мелодии звучали стихи Одена и Суинглера, воспевая бойцов Интернациональной бригады, погибших в боях за республиканскую Испанию. В 1940 году появляется его трагическая «Траурная симфония», написанная после смерти его родителей.

После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (1954, по мотивам одноимённой новеллы Генри Джемса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964). В 1948 г. Бриттен также основал музыкальный фестиваль в Олдборо.

В 1957 г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (1957).

В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» ; третья из них, «Блудный сын» (1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию. Особый успех выпал на долю Военного Реквиема(1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри.

В 1970-е гг. к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание. В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.

На протяжении всех лет сохраняется многожанровая природа творчества композитора. Бриттен широко известен не только как композитор, но как музыкант-просветитель. Подобно Прокофьеву и Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. Бриттен часто выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в двадцатом веке.

Сочинения с участием хора:

Кантаты: Баллада героев(1939)Дитя нам родилось (1933), Гимн св. Цецилии (1942), Венок колядок (1942), Св. Николай (1948), Кантата милосердия

Оперы : «Пол Баньян» (1941) «Питер Граймз» (1945),«Поругание Лукреции» (1946),«Альберт Херринг» (1947),«Глориана» (1953),«Поворот винта» (1954),«Сон в летнюю ночь» (1960),переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша(1948), для детей,«Ноев ковчег» (1958), для детей, «Билли Бадд» (1951) камерная опера «Река Кэрлуо» (1964), трилогия «Притчи для церковного исполнения» ,3я из неё - опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, «Смерть в Венеции» (1973)

Короткая месса ре мажор,«Гимн Деве»(1930), хоральные вариации «Младенец родился» (1934), «Золотая тщета» (The Golden Vanity) (1966), водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78; вокальный цикл на стихи Одена «Наши отцы, охотившиеся на холмах», муз.спектакль «Давайте ставить оперу» (1949), цикл песен на слова А. Пушкина (1965).

оратория «Военный реквием» (1962)

Музыкально-теоретический анализ

Хор Agnus Dei - номер 4 из Короткой мессы ре мажор,написанной на латинский текст мессы католического обряда. Посвящение: `For George Malcolm and the boys of Westminster Cathedral Choir` праздничных Рождественских богослужений) из «Liber usualis».

Ме́сса (итал. messa , от лат. missa ) - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви.

В классической мессе 5 номеров:

1 Kyrie («Господи,помилуй»)

2 Gloria («Слава»)

3 Credo («Верую»)

4 Sanctus («Свят»)

5 Agnus Dei («Агнец Божий»)

В мессе Бриттена 4 номера: 1 Kyrie 2 Gloria 3 Sanctus-Benedictus 4 Agnus Dei

Agnus Dei qui tollis peccata mundi, miserere nobis, dona nobis pacem - "Агнец божий, ты, грех мира на себя принявший, помилуй нас,даруй нам мир."

Agnus Dei, или Агнец Божий - одно из символических имен Иисуса. Христос, подобно агнцу, отдал себя на заклание. Образ восходит к широко распространенному в пастушеских культурах обряду приносить первого ягненка, родившегося в стаде, в жертву богам. Агнец - символ кротости, непротивления, невинности и смирения.

Именно такой образ и заложен в этом хоре – кроткий,смиренный,невинный.

Форма – строфическая.Это 3 строфы,где 3я расширена за счёт имитационного развития.

Тональный план не устойчив,что характерно для музыки 20 века.Основная тональность – ре минор.Присутствует много случайных знаков.Появляясь в мелодии они приводят к новой тональности.Каждая музыкальная фраза в хоре – отклонение.

g-moll

e-moll

cis-moll mm

a-moll

fis-moll

Но встречаются и проходящие хроматизмы:

Остиннатность сопровождения придаёт монотонность.Этот ход d-f-a-c-es звучит на протяжении всего хора.

Склад письма-гамофонно-гармонический с элементами имитационной полифонии,встречающейся в 3й строфе.

В 1и 2й строфах хор звучит в основном в унисон,расходясь на самостоятельные партии лишь в последней фразе «Miserere nobis»

Это в совокупности со звучанием высоких детских голосов мальчиков создаёт необходимый образ - легкий, невинный, прозрачный.

В 3й же строфе фраза «Даруй нам мир» сначала звучит как несмелая просьба на pp,

а потом благодаря имитационному способу развития, динамическому развитию,расширению фактуры, усилению динамики до ff,мощному звучанию это становится больше похоже на требование,

которое всё же сводится к прозрачному звучанию t64.

Кульминация в хоре заключена именно в этой 3й строфе.

Вокально-хоровой анализ

Тип хора – детский.

Диапазон хоровых партий:

I: c 1.o. – f 2.o.

II: c 1.o. – f 2.o.

III: a м.о. – f 2.о.

Общий диапазон хора: a м.о. – f 2.о.

Композитор использует в этом хоре только высокие мальчишеские голоса – дисканты. Очевидно для создания необходимого образа агнца – смиренного, кроткого, невинного.

Здесь следует применить пофразовое дыхание, так как каждая фраза отделяется от последующей паузой.

Но при этом не терять единства строфы «Agnus dei, quitolis peccata, peccata mundi, miserere nobis».

Стоит обратить пристальное внимание на смену штрихов: legato и staccato.

Важно также чёткое произношение латинского текста.

В целом исполнение должно быть строгим, собранным, соответствующим характеру, тексту и жанру.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Аннотация хора « Agnus dei »

Из «Короткой мессы in D »

Музыка: Б.Бриттена

Выполнила студентка гр. 345

Гаврилина Светлана

Преподаватель: Беляева Т.П

с 1913 по 1976

Бриттен, лорд (Эдвард) Бенджамин (Benjamin Britten), 1913 – 1976, англий-ский композитор, дирижер, пианист. Родился 22 ноября 1913 года в Лоустофте (графство Саффолк). Бенджамин Бриттен – один из крупнейших композиторов ХХ века. С равным успехом работал во всех музыкальных жанрах. Его стиль тесно связан с национальной традицией, главным образом, с наследием английских композиторов XVI-XVIII веков. Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930–1933).

Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например, «Озарения» (Les Illuminations, 1939); «Серенада» (Serenada, 1943); «Ноктюрн» (Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано «Семь сонетов Микеланджело» (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); «Духовные сонеты Джона Донна» (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); «Зимние слова» по Т.Харди (Winter Words, 1953); «Шесть фрагментов из Гёльдерлина» (Six Hlderlin Fragments, 1958), а также для голоса и гитары «Китайские песни» (Songs from the Chinese, 1957). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются – «Дитя нам родилось» (A boy was born, 1933), «Гимн св. Цецилии» (Hymn to St.Cecilia, 1942), «Венок колядок» (The ceremony of carols, 1942), «Св. Николай» (Saint Nicolas, 1948), «Кантата милосер-дия» (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном «Военном реквиеме» (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокой-ной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн.

Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс» (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба "Местечко" (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, «Билли Бадд» (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и «Глориана» (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это «Поругание Лукреции» (The Rape of Lucretia, 1946), «Альберт Херринг» (Albert Herring, 1947), «Давайте создадим оперу!» (Let us Make an Opera, 1949) и «Поворот винта» (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть «Ноев ковчег» (Noye"s Fludde, 1958) – детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет «Принц пагод» (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера «Сон в летнюю ночь» (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения: «Река Кёрлю» (Curlew River, 1964), «Пещное действо» (The Burning Fiery Furnace, 1966) и «Блудный сын» (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена – «Смерть в Венеции» (Death in Venice) по Т.Манну.

Среди оркестровых сочинений Бриттена – «Простая симфония» (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, «Симфония-реквием» (Sinfonia da Requiem, 1940), «Весенняя симфония» (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, «Симфония для виолончели с оркестром» (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person"s Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров – два струнных квартета (1941 и 1945).

Cреди сочинений Бенджамина Бриттена значительное место занимают произведения для гитары и голоса с гитарой – это цикл "Китайских песен", квинтет с гитарой и др. Важное место в творчестве композитора занимает выдающееся произведение "Ноктюрн" ("Ноктюрналь"), посвященное английскому гитаристу Джулиану Бриму. В этом произведении он обращается к творчеству выдающегося лютниста и композитора XVI-XVII веков Джона Дауленда, используя тему его арии "Come Heavy Sleep" из первого сборника песен в качестве отправной точки сюиты. Каждая часть этого сложного музыкального сочинения раскрывает особое эмоциональное состояние: медитацию, волнение, тревогу, мечтательность, нежность, беспокой-ство.

Бриттен выступал также как дирижер и пианист-ансамблист, исполняя не только свою музыку, но и произведения других композиторов, от Пёрселла и Баха до Дм. Шостаковича (последний посвятил ему свою 14-ю симфонию). Дружба с Шостаковичем нашла отражение и в музыкальном языке Б. Бриттена. Дружеские отношения с М. Ростроповичем и Г. Вишневской вызвали к жизни Симфонию для виолончели и оркестра, Сонату для виолончели и фортепиано и цикл песен на стихи Пушкина. Гастролировал в Советском Союзе – с оперной труппой, представившей нашей публике его камерные оперы, а также с певцом Питером Пирсом.

Исключительные заслуги Бриттена перед английской музыкой были отмечены многочисленными наградами. В 1953 году он стал Кавалером ордена кавалеров почета, а 1976 году ему было пожаловано звание пэра Англии. В последние годы жизни Бриттен был организатором и душой музыкальных фестивалей, проходивших в небольшом городке Олдборо, где он и умер 4 декабря 1976 года.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...