Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Старое христианское кладбище. Панорама Старое христианское кладбище (Одесса). Виртуальный тур Старое христианское кладбище (Одесса). Достопримечательности, карта, фото, видео. Планы дальнейшего использования территории бывшего кладбища

Доводилось ли вам когда-нибудь бывать на христианском кладбище в мусульманской стране? А мне вот минувшим летом удалось совершить небольшую экскурсию по старому христианскому кладбищу, расположенному едва ли не в центре Ашхабада . Эта прогулка оставила мне целую массу впечатлений, в основном неприятных и даже немного жутких: та разруха, которую я увидел на фоне новых беломраморных зданий, рождала в голове лишь вопросительные знаки и знаки (если бы, конечно, таковые существовали) недоумения. Чуть позже выяснились кое-какие детали и нюансы, которые в принципе начали ставить вещи на свои места, но то, что я увидел и испытал тогда, во время хождения по кладбищу, осталось со мной, пожалуй, навсегда.

Если из центра города двигаться по Проспекту Нейтралитета (Битарап шаёлы) на север, то вскоре, после пересечения с железной дорогой, вы увидите примерно следующую картину: по левую сторону от дороги будут стоять красивые современные здания, среди которых можно рассмотреть штаб-квартиру турецкой компании "Полимекс" (контора, которая строит всю самую дорогую монументальщину в городе и стране), а по правую сторону - высокий бетонный забор, огораживающий приличный кусок территории, вглубине которой прячутся маковки православного храма (одного из двух в Ашхабаде). Вот за этим забором и находится старое христианское кладбище, открытое в 1880 году, в том самом году, когда и возник Ашхабад .

В ночь на 6 октября 1948 года туркменская столица пережила ужасное 8-балльное землетрясение, в результате которого было уничтожено более 90 процентов строений и погибло 2/3 населения города. Значительная часть жертв того землетрясения была похоронена именно здесь , о чём сегодня напоминает мраморная табличка, установленная у входа на территорию.

О том, как же сегодня выглядит это "памятное" кладбище и как я вообще оказался в тех местах, смотрим и читаем под катом.


Со стороны Проспекта Нейтралитета вход на территорию кладбища отсутствует, для того, чтобы сюда попасть, необходимо заходить со стороны жилого двора одного из домов района ХитрОвки

Памятная мраморная табличка у входа на территорию кладбища. Писали явно не русские: "На этом месте кладбище захАронены жертвы Ашхабадского землЯтрИсения 1948-года"

Прохожу на кладбище. Сегодняшний вечер я решил посвятить одному семейному делу. В 1960-70-х годах в Ашхабаде жил и работал мой двоюродный дядя Егор Егорович. Работал водителем в какой-то дорожностроительной конторе. Жил он один, семьи не имел и в 1974 году умер. Вот это вся информация которую я знаю про дядьку.

Понятное дело, что найти с такими исходными данными место захоронения своего родственника маловероятно, но я всё же решил хотя бы если не найти его могилу, то хоть походить где-то рядом с этим местом. Сейчас же, стоя на этом кладбище, я понял, что пришёл не туда.

Фотографии кликабельны



Повстречавшийся мне на пути батюшка сообщил, что последне захоронение на этом кладбище датируется 1962 годом , то есть могилы моего дяди здесь нет и быть не может. Впрочем я не спешу уходить, потому как передо мной находится большой кусок земли находящийся в абсолютно запущенном состоянии - на это надо посмотреть.

Большинство могил либо не имеют оград, либо ограды эти поломаны или погнуты.

Многие памятники разбиты, кресты выдраны из земли

В ноябре 1998 года усилиями трёх дипломатических миссий (России, Украины и Армении) на кладбище была проведена акция по благоустройству. Мероприятие приурочили к 50-летию со дня разрушительного Ашхабадского землетрясения. Тогда же в 98-м году пресс-атташе российского посольства указывал ещё одну причину проведения данного мероприятия: "...крайне запущенное состояние кладбища, которое является сегодня пристанищем для городских бомжей."

Проводилось ли что-нибудь подобное с тех пор, я не знаю, но летом 2015-го самое старое кладбище Ашхабада выглядит так

И вот так

Сразу за забором находится жилой двухэтажный дом, жители которого, видимо довольно просто решили проблему с утилизацией различных бытовых отходов. А может всё-таки опять бомжи во всём виноваты?

На оградах лежат куски пластикового сайдинга, оставшиеся у кого-то после ремонта; на перекладинах крестов можно встретить старые автомобильные покрышки, приводные резиновые ремни или даже трёхлитровые стеклянные банки.

На могилах среди всего прочего можно повстречать: пластиковые вёдра от краски, коробки от обуви, саму изношенную обувь, картофельные очистки, тряпьё и, конечно же, много-много пластиковых бутылок. От увиденного стало как-то так противно, в голове только что и мелькало "да как же так-то?", но всё же сразу сдаваться я не собирался.

Усиливал гнетущее состояние очень резкий и сильный запах болотного аира (терпеть не могу эту вонь), заросли которого были где-то неподалёку.

Большинство крестов имеют необычную для моего восприятия конфигурацию - удлинённая косая перекладина. Это уже во время августовского трипа по Армении, я знал, что такие кресты ставят на могилах православных армян .

Оказывается, в Ашхабаде всегда существовала довольно большая армянская община. Многие, конечно же, погибли в ночь с 5 на 6-е октября 48 года. Не знаю как обстоят дела с армянами в Ашхабаде сегодня, но смотреть за могилами родственников тут явно некому.

Опять же уже после своей экскурсии, я узнал, что это кладбище сильно пострадало от экстримистких действий во время майских "армянских погромов" в 1989 году , подоплёкой которым стало деление сфер влияния на формировавшемся тогда свободном рынке.

Многие могилы армян в Ашхабаде были осквернены и случилось это 2 мая 1989 года . При этом все мы знаем, что уже в январе 1990-го Туркменистан принимал паромы с армянами, спасавшимися от ужасных погромов в Баку .


1948-й год - самый часто упоминаемый на здешних надгробьях

По рассказу здешнего батюшки, на кладбище, помимо христианских есть и мусульманские захоронения.

В кадре Свято-Никольский православный храм - один из двух действующих в Ашхабаде.



Вдалеке блестит шпиль Ашхабадского железнодорожного вокзала , а ещё дальше видны горы Копетдага

Армянские захоронения

Совсем недавно я переписывался с человеком, который пару лет назад переехал из Ашхабада в Гродно на ПМЖ. Он посоветовал искать могилу моего дядьки на старом кладбище в районе улицы Ватутина, что совсем недалеко от аэропорта. На том кладбище хоронили до середины 90-х, оно более новое, однако человек заверил меня, что посетив его, я испытаю ещё больший шок - настолько там всё запущено. Делать нечего - посещу и его. А то может и снесут вовсе к Азиаде.

Со времени основания Одессы, то есть на рубеже 18-19 веков, вдали от осваиваемой в первую очередь приморской территории города, в конце нынешней улицы Преображенской возникло городское кладбище, позже названное Первым, а в литературе - Старым. По мере его формирования кладбище это вобрало в себя фактически целый ряд «первых» кладбищ, разделённых, как было принято в ту эпоху, по признаку принадлежности к религиозным конфессиям - христианское, иудейское (именовавшееся еврейским), караимское, магометанское, а также участок для захоронения самоубийц и так называемое чумное кладбище. В силу давности и периода происхождения Старое кладбище было образовано из захоронений первых жителей и создателей Одессы. Со временем, здесь же оказалось похороненным множество выдающихся людей, вписавших лучшие страницы в историю не только Одессы, но всего государства, получивших мировую известность - учёные, педагоги, деятели искусств, военачальники. Здесь же погребали умерших от чумы, холеры и других эпидемических инфекций.


Старое кладбище неоднократно расширялось (по мере увеличения потребности стремительно растущего города). Судя по планам Одессы конца 19-го - начала 20-го веков, окончательно кладбище стало занимать территорию между нынешними улицами Мечникова и Ново-Щепным рядом, переулками Высоким и Трамвайным, а также образовавшуюся по улице Водопроводной «Чумную гору». Наибольшую часть территории занимало Первое (Старое) христианское кладбище, которое представляло собой почти прямоугольный четырёхугольник площадью свыше 34 га. Напротив входа в кладбище со стороны нынешней улицы Мечникова находился один из первых православных храмов города, освященный в 1820 г. во имя Всех Святых. Входы на кладбище со стороны улиц Мечникова и Ново-Щепной ряд были оборудованы воротами с арками и калитками, а вдоль кладбища по этим улицам был устроен ряд благотворительных заведений - богадельня, приют, дешёвая столовая, а также жилые дома.

Кладбище отличалось множеством высокохудожественных надгробий над могилами и склепами, в том числе из бронзы, гранита, итальянского «каррарского» мрамора, а потому всегда привлекало внимание не только одесситов, но и гостей города, туристов, которые узнавали о нём из путеводителей. Кладбище было интереснейшим туристическим объектом, служило местом воскресных прогулок горожан. Наиболее впечатляющее надмогильное сооружение на Старом кладбище было создано над склепом почившего в 1890-м году генерала от инфантерии Ф.Ф.Радецкого, более всего прославившегося в войне 1877 - 1878 гг. за освобождение Болгарии от османского ига. Современники ставили это надгробие по совершенству его в один ряд с памятниками князю М.С. Воронцову, Императрице Екатерине ІІ и основателям Одессы, Императору Александру ІІ, герцогу А. де-Ришелье, А.С.Пушкину. Особым изяществом отличались надгробья над склепами члена коммерческого совета и португальского консула в Одессе графа Жака Порро, старшины мещанского сословия в Одесском городском общественном управлении, купца ІІ гильдии, городского головы А.Н.Пашкова, семей Анатра, Бирюковых, Потоцких, Завадских, Кешко, Родоконаки, Маврокордато, Ралли. Даже в перечне фамилий этих заметна изначальная многонациональность Одессы.


В 1920-х годах в связи с революциями, войнами, голодом и приходом советской власти кладбище стало приходить в запустение из-за отсутствия необходимого ухода, грабежей и искусственного разрушения. Кладбищенский храм Всех Святых был закрыт в 1934 г., а затем разобран. По решению госструктур надгробья кладбища стали разбирать с целью утилизации и освобождения территории для иных нужд, доступные захоронения подверглись организованному ограблению. В 1937-м году на части территории христианского кладбища был устроен «Парк культуры и отдыха им. Ильича», а затем оставшуюся его территорию занял зоопарк. Кладбище было превращено в место для отдыха и развлечений.

В течение последних десятилетий кладбище стало объектом пристального внимания историков-профессионалов, общественных организаций, журналистов и краеведов-любителей. В исследованиях принял участие Институт украинской археографии и источниковедения им. М.Грушевского АН Украины, Одесская областная организация Украинского общества охраны памятников истории и культуры, были выпущены специальные издания, опубликовано множество статей.

В результате этих работ в основном изучена история кладбища, стали известны имена сотен наиболее замечательных людей, похороненных на нём. Среди них:

Каменский Н.М. (1776-1811) — генерал от инфантерии, граф. В 23 года генерал-майор Каменский участвовал во главе полка под начальством А.В. Суворова в сражении при Сен-Готарде против французов, в котором его полк захватил знамя, трофеи, 106 солдат и офицеров противника. В 1805 г. со своим полком участвовал в сражении при Аустерлице, командовал дивизией в бою при Прейсиш-Эйлау, за что удостоен ордена св. Георгия и звания генерал-лейтенанта. В 1808-1809 гг. участвовал в финской кампании. При осаде Свеаборга командовал корпусом генерала Раевского, отличился в сражениях со шведами, в том числе в рукопашных схватках. В 1810 г. заменил генерала П.И.Багратиона на посту главнокомандующего войсками, действовавшими против турок. В результате было взято несколько крепостей вдоль Дуная, очищена от турок Сербия, взяты огромные трофеи и пленены 5 тысяч солдат и офицеров противника. Император Александр І обратился к матери героя со словами: «Заслуги Вашего сына Отечеству пребудут незабвенны».

Ф.М. де Рибас (1769 - 1845) - основатель одесской ветви рода де Рибасов (Дерибасов) - премьер-майор в отставке, консул Королевства Обеих Сицилий для портов Чёрного и Азовского морей, один из первых жителей и предпринимателей Одессы, был первым плац-майором Одессы, подарил Одессе собственный сад, ставший первым общедоступным садом города (Казённый, Дерибасовский или Городской сад на Дерибасовской), за участие в ликвидации чумы 1812 г. награждён медалью. В знак уважения к его заслугам перед городом могила Феликса де Рибаса (в XIV квартале вблизи стены депо «конки») была обнесена чугунной оградой к 100-летию Одессы. Здесь же похоронены: его сын М.Ф.де Рибас (1807-1882) - почётный консул, историк Одессы, библиограф, журналист и редактор первой издававшейся в Одессе газеты «Журналь д’Одесса» на французском языке, знаток одесской старины и Л.М.де Рибас (1751-1839) - историк Одессы .

Пушкин Л.С. (1805-1852) - поэт и офицер, майор в отставке, надворный советник, служил по департаменту духовных дел иностранных исповеданий и на военной службе. Брат А.С.Пушкина. Зарекомендовал себя отважным офицером, неоднократно был награждён, участвовал в русско-иранской (1826-1828 гг.) и русско-турецкой (1828-1829 гг.) войнах, польской кампании 1831 г. В последн ие годы служил в Одессе по таможенному ведомству, здесь женился, стал отцом семейства. Его поэзию высоко оценил В.Белинский.

Сабанеев И.В. (1770 - 1825) - генерал от инфантерии в отставке, участник русско-турецкой войны 1787-1791 гг., Итальянского и Швейцарского походов А.В.Суворова, русско-французской 1806-1807 гг., русско-шведской 1809 г., русско-турецкой 1806-1812 гг. и Отечественной 1812 г. войн, освободительного похода в Европу 1813-1814 гг. Имел награды России и Пруссии. В последние годы командовал армией в Новороссии. Хороший знакомый А.Пушкина по Кишинёву и Одессе. Подарил Одесской публичной библиотеке множество своих книг, доставленных на двух огромных повозках.


В память о заслугах доблестного генерала и гражданина по предложению М.С.Воронцова построенный в 1836 г. мост над Военным спуском и образовавшийся проезд были названы его именем. Похоронен был на Старом христианском кладбище за церковью; на могиле было надгробие в виде мраморного гроба.

Пущин П.С. (1785-1865) - генерал-майор в отставке, участник русско-французской 1805 г. и Отечественной 1812 г. войн.

Маврокордато А.П. (ск. 1871) и его потомки - создатели и владельцы торговой фирмы в Одессе, купцы І и ІІ гильдии, потомственные почётные граждане и их супруги.

Родоконаки П.Ф. (1840, Одесса — 1899, Париж) - крупный землевладелец, обратил своё состояние на развитие промышленности южного края - создатель ряда предприятий; гласный Одесской городской думы, первый председатель правления городского кредитного общества; создатель греческой богадельни в Одессе, вице-председатель греческого благотворительного общества, почётный член общества помощи бедным и др. благотворительных организаций, потомственный дворянин (1897).

Родоконаки Ф.П. - потомственный почётный гражданин, благотворитель, отец П.Ф.Родоконаки.

Стрельников В.С. (1839-1882) - генерал-майор, выпускник академии Генерального штаба и Военно-юридической академии, товарищ военного прокурора СПБ военно-окружного суда и профессор Военно-юридической академии, военный прокурор Киевского военно-окружного суда. Принимал участие в Киеве в ряде судебных процессов против антигосударственных, революционных организаций, отличался крайней суровостью решений. Участвовал в выработке положения о государственной охране, возглавлял расследование политических преступлений на юго-западе. Прибыл в Одессу по служебным делам и был застрелен народовольцем С.М.Халтуриным.

Строганов А.Г. (1795-1891) - государственный и общественный деятель, граф, генерал от артиллерии, участник освободительного похода в Европу 1813-1814 гг. - воевал на территории Германии и Франции, участник подавления восстания 1831 г. в Польше. Имел не только отечественные государственные награды, но и награды Пруссии, Австрии, Польши, Греции, Голландии, Люксембурга, Турции.

А.Г.Строганов окончил Корпус инженеров путей сообщения. Служил в лейб-гвардии Преображенском полк а (1829-1830). Занимал должности: товарищ Министра внутренних дел (1834-1836), Черниговский, Подольский, Харьковский генерал-губернатор (1836-1838), Министр внутренних дел (1839-1841), инспектор запасной артиллерии (1850-1851), член Государственного совета (1841-1891), военный губернатор Санкт-Петербурга (1954), Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор (1855-1862).

Внёс большой личный вклад в экономическое и культурное развитие Северного Причерноморья. После выхода в отставку прожил безвыездно в Одессе 28 лет, при этом нес скромное, но почётное звание гласного Одесской городской думы. Был президентом Одесского общества истории и древностей, занимающегося изучением истории края. В день празднования в 1869 году 50-летия государственной службы граф А.Г.Строганов был избран первым «вечным гражданином», т.е. почётным жителем Одессы, а открытый в те дни самый большой в старой Одессе каменный мост над Карантинной балкой был назван его именем.

Граф А.Г.Строганов обладал одной из ценнейших библиотек Европы (более 10 тысяч томов), которую собирали несколько поколений Строгановых. Ныне редчайший Строгановский фонд находится в научной библиотеке Одесского национального государственного университета им И.И.Мечникова. Значительную часть библиотеки А.Г.Строганов подарил в 1880 г. Томскому университету (121 ящик с книгами, общим весом около 3 тысяч пудов).

В одной ограде на Старом христианском кладбище находились два памятника из лабрадорита и розового гранита - над могилой графа и его сестры Полетики И.Г. (1807-1890).

Радецкий Ф.Ф. (1820-1890) - генерал от инфантерии. Активнейшее участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. на территории Болгарии за освобождение народов Европы от османского ига принесло ему мировую славу. 8-й армейский корпус под командованием генерал-лейтенанта Ф.Ф.Радецкого, в составе которого воевала и 4-я стрелковая бригада Одесского военного округа, с боями пробился к Балканам, где принял на себя ставшую знаменитой на весь мир оборону Шипкинского перевала. Этот перевал стал ключом ко всей кампании 1877-1878 гг. Результатом дружного действия всех отрядов под общим руководством Радецкого было пленение шипкинской армии Весселя-паши. Это и составило конец всей кампании, остальное было лишь дальнейшим развитием шипкинской победы: прорвана не только оборонительная линия Балкан, но и все расположение турок. Турецкое правительство, боясь за участь своей столицы, приказало войскам спешно отступать к Константинополю. За эту блестящую операцию Радецкий был произведён 29 декабря в генералы от инфантерии и 4 января 1878 г. награждён орденом св. Георгия 2-й степени за № 116 (за пятимесячную храбрую оборону Шипкинскаго перевала и пленение 28-го декабря 1877 года всей армии Вессель-Паши). В апреле 1878 года — назначен генерал-адъютантом к его императорскому величеству и шефом 55-го Подольского пехотного полка.

По результатам войны, согласно Берлинскому трактату от 1 (13) июля 1878 года была предоставлена широкая автономия Болгарии, независимость - Сербии, Черногории и Румынии, обеспечена свобода вероисповеданий на их территориях. России переданы часть Бессарабии (ныне - часть Одесской области) и Батум с портом. Установлена беспошлинность транзита товаров через Болгарию, подтверждены решения, касающиеся расширения и свободы торгового судоходства на Чёрном море, что имело самые благоприятные последствия для развития Одессы и её порта.

Генерал Радецкий был избран почетным гражданином городов Полтавы и Санкт-Петербурга . Заслуги Радецкого признаны были даже иностранными государствами, пожаловавшими ему свои ордена. Герой войны стал в высшей степени популярным, — его всюду встречали и чествовали как национального героя.

10 мая 1882 года Радецкий был назначен командующим войсками Харьковского военного округа, а в 1888 г. был перемещён на такую же должность в Киевский военный округ. В 1889 году Радецкий был назначен членом Государственного и Военного советов.


В конце ноября 1889 года Фёдор Фёдорович отправился в Одессу, куда планировал переселиться с семьёй. Утром 12 января 1890 года Ф.Ф.Радецкий с семьёй приехал в Одессу, где поселился в доме № 2 по улице Преображенской (на доме установлена мемориальная доска), но в 23 часа 55 минут в ночь на 14 января 1890 г. он скоропостижно скончался, а 19 января был похоронен на Первом христианском кладбище, вблизи северной стены храма Всех Святых. Похороны Ф.Ф.Радецкого имели небывалую для Одессы торжественность.

Болтин А.А. (ск. 1901) - капитан І ранга, исследователь Дальнего Востока, первооткрыватель бухты Находка, бранд-майор Одессы, умер после травмы, полученной при тушении пожара.

На Первом (Старом) кладбище были похоронены участники Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг.:

генерал-майор в отставке Баранович Яков Степанович (1825-1888),
генерал-лейтенант Гейнс Александр Константинович(1878-1880),
полковник Крестинский Николай Гаврилович (1832-1877),
генерал от инфантерии в отставке Лидерс Александр Николаевич (1790-1874) - в его доме находился штаб обороны Одессы,
генерал-лейтенант Петров Виктор Александрович (1820-1885),
генерал-лейтенант Плехневич Леонид Андреевич (1829-1886),
генерал-майор в отставке Фадеев Ростислав Андреевич (1824-1883),
генерал-лейтенант Шостак Андрей Андреевич (18166-1876),
генерал-лейтенант Энгельгардт Николай Фёдорович (1799-1856),

с ними — защитники Севастополя:

подполковник в отставке Воронич Илья Петрович (11835-1906),
священник Калашников Иоанн Силинич (?-1877),
генерал-лейтенант Михайлов Леонид Кондратьевич (1834-1898),
генерал-майор в отставке Шестаков Георгий Иванович (1804-1882).

На Первом кладбище также были похоронены:

Орлай И.С. (1771-1829) - действительный статский советник, первый директор Ришельевского лицея.

Мурзакевич Н.Н. (1805-1883) - тайный советник, один из основателей Одесского общества истории и древностей. В Одессе работал в таможне, затем поступил в Ришельевский лицей, а с 1853 г. стал его директором.

Бларамберг И.П. (1772,Франция-1831) - надворный советник (1808), прокурор коммерческого суда в Одессе. В 1810-1811 гг. - таможенный инспектор Одесского таможенного округа, с 1825 г. - чиновник по особым поручениям при графе М.С.Воронцове.


Занимался археологией и в 1825 г. в его доме (ул.Канатная, 2) был открыт археологический музей.

Скальковский А.А. (1808-1898) - археолог, статистик Новороссийского края, историк Одессы первых десятилетий, которого называли также «Геродот Новороссии». Один из учредителей Одесского общества истории и древностей, Общества сельского хозяйства Южной России. 70 лет жизни посвятил «живой истории» Одессы и Новороссии, что отразил во многих своих книгах.

Лигин В.Н. (1846-1900,Франция) - тайный советник, профессор Новороссийского университета. Для преподавания создал кабинет, оборудованный механиком-изобретателем И.А.Тимченко. В 1882-1887 гг. руководил Одесским отделением Русского технического общества. С 1884 г. - декан физико-математического факультета. В 1895 г. избран городским головой. С 1897 г. - попечитель Варшавского учебного округа.

Трачевский А.С. (1838-1906) - профессор всеобщей истории и ректор Новороссийского университета, автор большого числа научно-популярных работ и учебников.

Вера Холодная (1893-1919) - широко известная и популярная артистка дореволюционного кино, добилась славы, которой не имела ни одна актриса того времени. Снималась в главных ролях во многих фильмах.


Ганн Е.А. (1814-1842) - популярная писательница, эпитафию к посмертному полному изданию произведений которой написал В.Г.Белинский. Могила была расположена напротив главных ворот кладбища, где позже был сооружён фамильный склеп, в котором погребены её родственники:

Фадеев Р.А. (ск. 1883) - генерал, крупнейший военный историк, писатель и публицист,

Желиховская В.П. (ск. 1886) - известная писательница,

Витте Е.А. (ск. 1898) - мать почётного гражданина Одессы С.Ю.Витте,

Витте Б.Ю (ск. 1902) - старший председатель Одесской судебной палаты.

Скаржинский В.П. (1787-1861) - участник Отечественной войны 1812 г., учёный-лесовод, осваивавший и превращавший степи Новороссии в леса, сады. Общественный деятель. Памятник ему был поставлен в Городском саду.

Андреевский Э.С. (1809-1872) - доктор медицины, эпидемиолог, организатор первой в Европе грязелечебницы на Куяльницком лимане. Памятник ему работы Б.Эдуардса поставлен перед грязелечебницей в 1891 г.

Петров А.Г. (1803-1887) - директор Ришельевского лицея, попечитель Одесского учебного округа.

Сокальский П.П. (1832-1887) - украинский композитор и музыкальный критик, организатор Одесского отделения Русского музыкального общества.

И многие тысячи других известных и ныне неизвестных людей…

В небольшой статье невозможно дать сколько-нибудь полное описание Одесского Старого кладбища и перечень захороненных здесь знаменитых людей.

Изучение и популяризация его истории должны стать задачей специально созданного для этого коллектива музея и специальной экспозиции, что даст возможность показать непреходящую ценность этого исторического и памятного места, напомнить о достойных поклонения создателях Одессы и её истории, о героях Отечества, о наших предшественниках. Всё это даст возможность создать уникальный мемориальный историко-культурный центр нашего города, области, страны.

P.S. «Рупора Одессы»

В дополнение к статье Геннадия Калугина о прошлом Одесского Первого (Старого) кладбища п редлагаем вниманию посетителей нашего сайта фоторепортаж из Преображенского парка (бывшего «Парка культуры и отдыха имени Ильича»), расположенного на месте захоронений создателей Одессы (

Второе Христианское кладбище считается весьма престижным. К тому же оно самое старое в городе, за почти 130-летнюю историю там обрели покой свыше полумиллиона человек. И цифра эта весьма приблизительна, так как в некоторые периоды закапывали много и тайно и никаких отметок в кладбищенской книге не производили. Особенно это касается времен гражданской войны. Тюрьма рядом. Власти менялись и отстреливали неугодных: петлюровцы - большевиков, деникинцев, махновцев и евреев, деникинцы - большевиков, петлюровцев, махновцев и евреев, большевики - ...

Когда-то, до Октябрьской революции, быть захороненным в центральной части кладбища, неподалеку от храма, было весьма почетно. Вечное пристанище обретали тут самые достойные жители Одессы православного вероисповедания. Известные своими богоугодными делами, милосердием, благотворительностью.

Тут же хоронили и воинов, принявших смерть за Бога, Царя и Отечество. Вот, прямо возле церкви, академик Филатов лежит. По полному праву. Истинный был христианин".

При советской власти кладбище сделали интернациональным и на центральных аллеях хоронили только по указанию горкома партии. Старые надгробия генералов царской армии, купцов-меценатов, начальников департаментов, врачей, директоров гимназий сносили.

Покоится там прах и вице-адмирала Жукова, руководителя обороны Одессы. Рядом с полководцами идут ряды скромных плит, под которыми лежат солдаты, сержанты, командиры взводов и батальонов, защищавших либо освобождавших Одессу в годы Великой Отечественной.

Известный одесский артист Михаил Водяной с любимо женщиной и своими героями:

Кладбище дает приют огромному количеству бомжей, они тут днюют и ночуют. Живут. Подрабатывают. Там алюминиевый крест отломают да в скупку отволокут, бронзу с памятника снимут. Или ограду перенесут. Появился и такой бизнес. Люди обеднели, у многих нет денег на установку новой ограды, а тут бомж подходит, предлагает услугу. Некоторые соглашаются, не думая о том, что завтра и эту ограду перетащат. Мрамор тоже снимают, вещь ценная. У милиции до этого руки не доходят. Руководство кладбища пробовало нанять охранную фирму, но толку не оказалось никакого, только зря деньги потратили.

Не в бомжах главная проблема. Надо бы придать этому кладбищу статус памятника истории.

Для увековечивания памяти высокопреосвященного Дмитрия, архиепископа Херсонского и Одесского Городская Дума 20 февраля 1884 г. постановила: соорудить на городские средства церковь на Новом кладбище во имя Св.Дмитрия, митрополита Ростовского, день которого православная церковь празднует 21 сентября. Этим же постановлением были выделенны на сооружение церкви 25 000 руб. В июне 1885 года комиссия по сооружению храма подписала контракт с подрядчиками инженерами Плановским и Гайновским на постройку храма по проекту архитектора Георгия Мелетьевича Дмитренко.
Здание церкви, выполненное в русском ярославском стиле имело много интересных архитектурных решений.

Чудесный по красоте храм стал одним из красивейших в Одессе. Наружная отделка храма изящна и величава. Вместо мраморного сделан красивый мозаичный пол. Простая с виду внутренняя отделка церкви украшена "деревянным иконостасом бирюзового цвета", имеющим оригинальное решение. История храма св. Дмитрия Ростовского интересна еще и тем, что он является единственным одесским православным храмом, который никогда не закрывался, даже в советские времена.

Хоронят здесь и сейчас- но стоит это колоссальных денег.

Информация взята

Прежние названия Первое христианское кладбище Численность 200000 захоронений Национальный состав представители всех народов, населявших Одессу Конфессиональный состав православные , католики , караимы , иудеи , магометане Действующий статус уничтожено в -х годах

Кладбищенская церковь Всех Святых. Фотография начала XX века

Ста́рое христиа́нское кла́дбище в Оде́ссе (иные названия - Первое христианское кладбище , Преображенское кладбище ) - комплекс кладбищ в городе Одесса , существовавший с момента основания города по начало 1930-х годов , когда он был уничтожен вместе со всеми памятниками и могилами. На территории кладбища был разбит парк культуры и отдыха - «Парк Ильича» (впоследствии «Парк Преображенский») и зоопарк . Захоронения на кладбище проводились до второй половины 1880-х годов , затем были запрещены из-за отсутствия места; выдающиеся личности, по специальному разрешению, и ближайшие родственники уже захороненных хоронились вплоть до уничтожения кладбища в 1930-х годах. На кладбище было захоронено около 200 тысяч человек, включая первостроителей и первых жителей Одессы .

Некоторые факты из истории существования

Старые городские кладбища, разделённые по вероисповеданию покойного - христианское , еврейское (первые захоронения на еврейском комплексе кладбища датировались 1792 годом ), караимское , мусульманское и отдельные участки захоронения самоубийц , погибших от чумы и воинские - появились в Одессе в период её зарождения в самом конце Преображенской улицы. Со временем территория этих кладбищ слилась воедино и это кладбище стали называть Старым, Первым или Преображенским кладбищем Одессы .

За годы своего существования кладбище постоянно расширялось, достигнув к началу ХХ века площади в 34 гектара, стало занимать территорию между улицами Мечникова и Ново-Щепным рядом, переулками Высоким и Трамвайным, а также образовавшуюся вдоль улицы Водопроводной «Чумную гору». Вначале кладбище было окопано рвом, а впоследствии обнесено каменной стеной. 25 августа 1820 года состоялось освящение кладбищенского православного храма во имя Всех Святых , строительство которого было начато в 1816 году. В 1829 году была сооружена богадельня , основание которой было положено взносом вдовы одного из первых городских голов и богатого купца Елены Кленовой, в 6 тысяч рублей. В её честь одно из отделений именовалось Еленинским. Богадельня была построена недалеко от храма. Позднее, уже на средства Г. Г. Маразли и по проекту архитектора А. Бернардацци , было сооружено новое здание богадельни (по адресу улица Мечникова, дом 53), а в 1888 году по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко по адресу улица Новощепной ряд дом 23 было построено здание детского приюта .

В марте 1840 года состоялись торги на отдачу в подряд копания могил на кладбище. С 5 июня 1840 года была установлена следующая плата: для дворян, чиновников, купцов и иностранцев - летом 1 рубль 20 копеек серебром; зимой - 1 рубль 70 копеек; для детей указанных сословий - 60 и 80 копеек соответственно; мещане и прочие звания - 50 и 75 копеек, а их дети - 40 и 50 копеек соответственно. С бедных плата не взималась. В последующий период существования кладбища эта плата несколько раз повышалась.

До 1841 года за порядком на кладбище следило несколько организаций - городской приказ общественного презрения, духовный приют православной церкви Во имя Всех Святых и совет Евангелической церкви. С 1841 года всё кладбище (за исключением участка Евангелической церкви) было отдано в распоряжение городского приказа общественного презрения. Городская дума несколько раз выносила на свои заседания вопросы связанные с наведением порядка на кладбище - в 1840 году рассматривался вопрос «О замеченных беспорядках на Одесском городском кладбище», в 1862 году - «О воровстве и повреждениях на одесских городских кладбищах», случаи крупного воровства разбирались в 1862, 1866, 1868, 1869 годах - Одесский градоначальник принял меры «по устранению бесчинств, производимых на городских кладбищах».

В 1845 году по приказу одесского Градоначальника Д. Д. Ахлестышева кладбище было разбито на правильные квадраты и был составлен план кладбища. Аллеи кладбища были вымощены щебнем и крупным песком, обсажены деревьями, причём 500 саженцев поступили безвозмездно из питомника Ж. Десмета , который возглавлял Одесский ботанический сад и выращивал на своём хуторе растительность для озеленения города. Могилы стали рыть поквартально по заранее составленному плану. В 1857 году городом был утверждён штат на управление городским кладбищем, а в 1865 году - утверждены правила посещения кладбища частными лицами.

В 1865 году произошли изменения в городском управлении. Приказ общественного презрения был упразднён и заменён Городским общественным управлением. Кладбище перешло в его ведение. В 1873 году городские кладбища перешли в ведение Хозяйственно-строительного ведомства городской управы.

Описание

О первых нескольких десятках лет существования кладбища известно очень мало. Близость Греции и Италии и преобладание в первые годы существования Одессы в населении города представителей этих народов, послужили к тому, что одесские кладбища стали украшаться мраморными памятниками. Кладбище представляло собой лес самых разнообразных памятников из белого, серого и чёрного мрамора, в числе которых было очень много дорогих и оригинальной работы. Можно было встретить даже целые часовни белого мрамора. Кроме мрамора широко использовался гранит .

Одним из выдающихся по красоте и богатству являлся фамильный склеп Анатра . Он располагался на главной аллее справа от входа и представлял собой большую часовню розового и чёрного шлифованного гранита, очень изящно отделанную. Рядом с ней находились часовни-склепы графини Потоцкой, Кешко (отца сербской королевы Натальи), Маврокордато, Драгутина, Завадского и других. С левой стороны за церковью располагалось могила Фонвизина, надгробие которой было выполнено в виде гигантского размера чугунного креста с бронзовым распятием. В XII квартале располагался большой каменный памятник, носящий название «София». Принадлежность памятника к концу XIX уже была позабыта, но памятник приобрёл зловещую известность - по его углам были расставлены пустые бутылки, которые в ветренную погоду издавали «целый оркестр» пугающих посетителей звуков .

На кладбище было похоронено много исторических личностей, среди них: генерал Фёдор Радецкий , чей надмогильный монумент мог бы послужить украшением любой их городских площадей; сподвижник Суворова бригадир Рибопьер ; капитан английского парохода «Тигр» .

Исследователь одесской истории А. В. Дорошенко так описывал круг лиц, захороненных на кладбище :

Здесь похоронена вся одесская знать, первостроители Города и Порта. Здесь…никому неведомо где, лежит брат Пушкина Лев Сергеевич . Лежат, лишённые надгробий и эпитафий, суворовские генералы и герои двенадцатого года , герои Шипки и Первой мировой войны …всех российских орденов кавалер от Св. Анны 4 ст. до Св. Андрея Первозванного (с бантами, бриллиантами, короной и без); рядовые, корнеты (фендрики) и штык-юнкера, унтер-лейтенанты, прапорщики и поручики, есаулы и сотники, ротмистры и капитаны, полковники и генерал-майоры, погибшие в бою, а также умершие в госпиталях от ран воины всех этих бесчисленных сражений России. И цивильные горожане… видные учёные России - профессора и академики, доктора богословия и физики, математики и психологии, права и зоологии, медицины и механики, филологии искусств, а также чистой математики; ректоры Новороссийского университета (семь) и директоры Ришельевского лицея; друзья и враги А. С. Пушкина…; негоцианты и купцы; бароны, графы и князья; тайные советники и патологоанатомы; археологи и нумизматы; консулы и владельцы корабельных контор; градоначальники (четверо) и городские головы; российские дипломаты; архитекторы, строившие Город; артисты и директора театров; литературы и художники; и композиторы… и многие среди них … потомственные и почётные граждане Города…

- Дорошенко А. В. Переправа через Стикс

Уничтожение

В 1920-х годах в связи с приходом советской власти кладбище стало приходить в запустение из-за отсутствия ухода, грабежей и целенаправленного разрушения. Кладбище уничтожалось с 1929 по 1934 годы . По решению большевистских властей надгробья кладбища стали разбирать с целью утилизации и освобождения территории для иных нужд, доступные захоронения подверглись организованному ограблению. Кладбищенский храм Всех Святых был закрыт в 1934 году, а в 1935 году разобран. В 1937 году на части территории кладбища был открыт «Парк культуры и отдыха им. Ильича», с танцплощадкой, тиром, комнатой смеха и прочими полагавшимися аттракционами, а затем оставшуюся его территорию занял зоопарк - парк «культуры» создавался и существовал просто на могилах, на которых были устроены аллеи, площади, аттракционы. В условиях жизни советского общества 1930-х годов одесситы не могли заниматься перенесением останков своих родственников на другие кладбища; достоверно известно лишь перенесение останков двух художников. Необходимо отметить, что параллельно с разрушением кладбища на нём производились новые захоронения .

По воспоминаниям свидетеля, в один из дней в начале 1930-х годов, все входы на кладбище были перекрыли сотрудниками НКВД . На самом кладбище специальные работники извлекали гробы из фамильных склепов, вскрывали их (многие из них были частично застеклёнными), извлекали оружие, награды, драгоценности. Все изъятые ценности регистрировали и укладывали в мешки. Если гроб был металлическим, то он тоже вывозился, как металлолом, а останки из него высыпали на землю. Таким образом прах многих погребённых был просто рассыпан на поверхности земли .

Планы дальнейшего использования территории бывшего кладбища

На территории бывшего Старого кладбища в начале XXI века располагались Одесский зоопарк, хоздвор Одесского трамвайного депо и «историко-мемориальный парк „Преображенский“» - бывший «парк культуры и отдыха имени Ильича» - переименованный так решением Одесского горисполкома в 1995 году , но оставшийся со всеми атрибутами «парка культуры и отдыха» - аттракционами , «детскими площадками», предприятиями общественного питания , комнатой смеха и прочими подобными заведениями. Общественность Одессы называла подобное использование территории бывшего кладбища «…актом вандализма, поругания памяти о предках». Отмечалось, что это противоречит уважению «…к истории вообще, к родному городу, к своему государству…» и противоречит законодательству Украины , прямо запрещающему какое-либо строительство на территории кладбищ, пусть и бывших, и приватизацию их территорий, а территория бывшего Старого кладбища ещё в 1998 году была включена в список исторических памятников Одессы, на этой территории нельзя ничего размещать, кроме мемориалов и парков .

Целями создания «историко-мемориального парка» были названы организация религиозной, культурно-просветительской и музейной деятельности «для недопущения в дальнейшем актов вандализма, почитания памяти похороненных на Старом кладбище основателей и первых жителей Одессы, героев Отечества и исторических событий, связанных с ними, популяризации знаний о выдающихся жителях нашего города и государства, истории Одессы». Предлагалось оформить территорию парка (планировка, благоустройство, озеленение), воссоздать некоторые разрушенные сооружения (ворота, аллеи, храм Всех Святых), создать мемориальные сооружения, проводить на территории парка краеведческие исследования и историко-мемориальные мероприятия, создать музей «Старая Одесса», в экспозицию которого бы вошли экспонаты, рассказывающие об истории города и о судьбах его жителей, захороненных на кладбище .

Примечания

  1. Дорошенко А. В. Переправа через Стикс. - 1-е. - Одесса: Optimum, 2007. - 484 с. - (Вся). - 1000 экз. - ISBN 966-344-169-0
  2. Головань В. (рус.) . Статья . Сайт «Таймер» (27 февраля 2012). Архивировано из первоисточника 26 мая 2012. Проверено 4 мая 2012.
  3. Коханский В. Одесса и ея окрестности. Полный иллюстрированный путеводитель и справочная книга.. - 3-е. - Одесса: Л. Нитче, 1892. - С. 71. - 554 с.
  4. из-за массового террора , голодомора и прочих обстоятельств
  5. Калугин Г. Одесское Первое (Старое) кладбище (рус.) . Сайт «Рупор Одессы» (8 октября 2011). Архивировано из первоисточника 15 сентября 2012. Проверено 4 мая 2012.
  6. Шевчук А., Калугин Г. (рус.) // Вечерняя Одесса
  7. Калугин Г. Раскрываются тайны Старого кладбища (рус.) // Вечерняя Одесса : Газета. - 8 июня 2006. - № 83 (8425).
  8. Решение № 205 от 02.06.1995 г., подписанное Э. Гурвицем , гласило: «Учитывая, что в 30-е годы было по-варварски уничтожено Первое Христианское кладбище в г. Одессе, где покоился прах многих (более 250 человек) выдающихся общественно-политических деятелей, негоциантов, предпринимателей, архитекторов, художников, писателей, людей искусства и просто граждан г. Одессы, во искупление вины перед ними, реконструировать разбитый на этом месте парк им. Ильича с переоборудованием его в историко-мемориальный парк с выносом оттуда всех увеселительных объектов и сооружений» (Шевчук А., Калугин Г. Спасти мемориал - защитить честь города (рус.) // Вечерняя Одесса : Газета. - 14 августа 2010. - № 118-119 (9249-9250). )
  9. Калугин Г. Проблемы старого кладбища решать сообща! (рус.) // Вечерняя Одесса : Газета. - 22 декабря 2011. - № 193 (9521).
  10. Онькова В. Быть или не быть торговому комплексу в Новощепном ряду? (рус.) // Вечерняя Одесса : Газета. - 3 февраля 2011. - № 16 (9344).

Многие одесситы и гости города часто задаются вопросом почему в Одессе так много кладбищ и сколько же их всего на самом деле. Официально действующих — десять, но по факту гораздо больше. А сколько мест ранее были кладбищами? Мы расскажем Вам все самое интересное про историю одесских кладбищ.

Действующие кладбища в Одессе

Одно из самых старых кладбищ в Одессе расположено на Хаджибейской дороге и называется Сотниковская сечь — в честь захороненной здесь семьи казака Сотниченко. Появилось кладбище в 1775 году. Здесь похоронены наследники запорожских казаков, которые защищали страну от турок и штурмовали Хаджибей. После упразднения Запорожской сечи многие казаки не захотели переселяться на Кубань и остались на прежнем месте. Они добывали камень для строительства Одессы, а на кладбище похоронены их потомки.

Самое большое кладбище в Украине - это Западное или "Два столба". Такое странное название появилось из-за того, что на расположенной поблизости дорожной развилке когда-то стояли верстовые столбы, обозначавшие дорогу в город. Западное кладбище было открыто в 2000 году и занимало 204 га, сейчас его территорию увеличили за счет бывшего аэродрома до 218 га.

Из старых еврейских кладбищ в Одессе уцелело лишь одно. Третье кладбище, утратившее, правда, в военные годы большую часть старых захоронений, стало приютом для могил, перенесенных со знаменитого Второго, закрытого в 1977-м, и главной летописью истории одесских евреев за последние полвека. Там укрыт в углу памятник жертвам погрома 1905 года, там похоронены и Моше Дермбаремдигер, внук знаменитого цадика Леви-Ицхока из Бердичева, и советский писатель Ирма Друкер.

Второе Христианское кладбище (или Новое Христианское кладбище) открыто в 1885 году. Предположительно здесь похоронено более 500 тысяч человек.
Здесь покоятся жители Одессы всех вероисповеданий и наций. Много братских могил. Открыта стена для урн с прахом. Сюда же перенесли часть захоронений из ранее расположенного через дорогу 2-го Еврейского кладбища.

У главного входа — захоронения времен Российской империи, в центре — могилы известных артистов, врачей, спортсменов, военных и моряков, вдоль забора — много еврейских захоронений, в правом крыле, если стоять лицом к погосту, покоятся поляки и расположена "аллея жен", где похоронены трагически погибшие моряки.

Слободское кладбище открыли в 1835 году. Интересно тем, что на этом кладбище был похоронен Новороссийский генерал - губернатор Михаил Семенович Воронцов (1782 - 1856). Позже его прах перенесли в нижний храм Спасо-Преображенского собора.

На Дмитрия Донского есть Офицерское (Чубаевское) кладбище. Оно возникло в середине 19 века. Первым своим названием оно обязано селу Чубаевка, но после его стали называть Офицерским в связи с захоронениями здесь бывших военных из выстроенного поблизости Офицерского поселка. Ныне кладбище носит название Дмитриеводонское.

Также в городе есть следующие кладбища: Таировское, Латовское, Северное, Кровобалковское, Троицкое (Балаганское) в районе Самолетной, Кладбище на Библиотечной, и кладбище "Черноморка".

Второе кладбище в Одессе

Ликвидированные и забытые кладбища

Список экс-кладбищ: Старое кладбище, Чумное, 2-е Еврейское кладбище, Карантинное, на Стрельбищных полях Черемушек и Таирова, Кладбище на Пересыпи, на Бочарова, на Хуторской, Кладбище Солдатской слободы на Балтской дороге, на улице Академика Королева (там, где сейчас находится Южный рынок - Ред), в районе улиц Долгой и Холхозной, на Промышленной (Немецкое кладбище), на улице Лиманной, на Шкодовой горе, на 9-й станции Большефонтанской дороги, на Куяльнике, в районе улиц Ясиновского и Серов, Румынское военное кладбище на Академика Воробьева, кладбище на территории бывшего Детского приюта Женского благотворительного общества, на Сахарном поселке, античный некрополь на Театральной площади.

В общем, мест захоронений в Одессе предостаточно.

Но, пожалуй, самое интересное и малоизвестное - это 3-е Христианское кладбище или "Химическое кладбище" (рядом с ним находился Химический завод - Ред.). В 1937-38 тут хоронили бедняков. А в 20-е года тут нашли свой покой около 65 000 человек, в основном интеллигенция. Оно ликвидировано в пользу постройки Кислородмаша, промышленных, строительных и автопредприятий. До перестройки оставалась незастроенной небольшая часть кладбища - место погребения в 1944-1949 годах немецких, румынских и венгерских военнопленных и 12 советских граждан. Эту часть кладбища называют "Румынским" и "Немецким". На месте поставили небольшой обелиск.

Почему так много кладбищ?

Объяснение простое - сложная, кровавая история. Революции, войны, холокост и репрессии заставляли образовывать новые кладбища. Уже в советское время было принято "по-тихому" сносить кладбища с целью освобождения городской территории. И только в Независимой Украине одесситы по-немногу вспоминают историю города. И тут возникает вопрос, что с этой историей делать сегодня. Потому что если обнаружить все места массовых захоронений, то станет понятно, что мы живем на костях. И если учитывать это и считать все места погребений кладбищами, то получится город-мемориал, где все должны летать по воздуху, чтобы не нарушить покой усопших.

Ликвидировать действующие кладбища сегодня не решаются, так как народ не поймет. Однако рано или поздно городским властям все равно придется столкнуться с этой проблемой и все-таки ликвидировать хоть одно кладбище, хотя бы чтобы образовать другое. После развала СССР в Одессе решились только открыть кладбище (Западное - Ред.), причем одно из самых больших в Европе.

Кстати, закон Украины разрешает использование земель бывших кладбищ только для новых захоронений либо для устройства скверов и парков. Также запрещены "любые строительные работы" на местах бывших кладбищ, закрытых кладбищ и местах,"где есть следы давних захоронений.

Но все равно возникает вопрос какие места нужно считать кладбищами? Так, например, в районе площади Толбухина немецко-фашистские захватчики расстреляли, а потом сожгли десятки тысяч жителей города, преимущественно евреев, и пленных красноармейцев. Кладбищем место никогда не было, поэтому тут и возвели высотки и развлекательные центры.


Западное кладбище в Одессе

Секреты парков

Трудно поверить, но почти все наши парки — бывшие кладбища.

Самый известный из них, конечно, Преображенский, где раньше находилось, как считают многие одесситы, Первое Христианское кладбище. На самом деле это "микс" кладбищ, : 1-е Христианское, 1-е Еврейское, Мусульманское, Караимское, Чумное и участок для захоронения самоубийц.

К слову, большинство градоначальников Одессы нашли свой покой именно на Первом кладбище. Здесь же и прах брата Александра Пушкина - Льва Сергеевича, а также генерала Сабанеева, брата Иосифа де Рибаса Феликса, негоцианта и мецената Маразли, отца одесского пива Санценбахера, Александра Ланжерона, а также семейные склепы графов Толстых, Потоцких. Также тут покоится консультант Наполеона Бонапарта, выдающийся юрист Яков Иванович Шнейдер и даже знаменитая киноактриса Вера Холодная.

Периодически тут до сих пор находят фрагменты захоронений и человеческие останки, как и на территории зоопарка (он также занял часть территории Первого кладбища - Ред.). Интересно, что раньше на этом месте еще и стоял луна-парк с аттракционами, которые лет шесть назад только догадались снести. К счастью, сейчас тут проходит реконструкция и место собираются превратить в мемориал.

А в парке Шевченко ранее находилось Карантинное кладбище, заложенное в 1822 году после переоборудования Крепости под Карантин. Здесь похоронены воины-защитники Одессы, румыны и немцы, воины-защитники Севастополя, моряки английского фрегата "Тигр", народовольцы (в 1879 и 1882 годах), участники революции, а жертвы чумы. Также на этой территории ранее были могилы воинов-строителей Большой крепости в Хаджибее, построенной в 1793 году.

В советское время на месте кладбища размещались детские аттракционы, сейчас там находится танцевальная площадка "Огни маяка".

Из старых сооружений кладбища сохранилась цокольная часть Мертвецкой башни, использовавшаяся для освидетельствования умерших. Сейчас эта башня названа Сторожевой и переоборудована под выставочный зал, на крыше ее создана смотровая площадка.

Мало кто знает, но недалеко от Куликового поля ранее находилась тюрьма. Поэтому умерших и казненных хоронили на нем. После Октябрьской революции Куликово поле вновь стали использовать для захоронений - тут покоятся останки 117-ти революционеров, погибших во время Январского восстания. Также тут хоронили анархистов, репрессированных деникинцев, участников "процесса семнадцати". Были здесь захоронены и итальянские моряки, участники обороны и освобождения Одессы.

У входа в парк Горького со стороны улицы Варненская угол улицы Генерала Петрова установлен памятник жертвам фашизма. Дело в том, что их хоронили на территории парка в период оккупации. А в севере Старостина на Слободке во время войны хоронили румынских солдат. После ликвидации кладбища в 1944 году оставалась разрушенная часовенка, используемая, как домик садовника и каменный фундамент ворот. По рассказам старожилов на этом кладбище был похоронен и советский летчик, сбитый над оккупированной территорией. Здесь же были похоронены и итальянские летчики.

Отметим, что по слухам ранее захоронения были и на территории других парков - парк Победы и даже Савицкого парка. Но информацию на эту тему мы так и не нашли.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...