Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Бессмертие комедии грибоедова "горе от ума". Бессмертное произведение грибоедова Почему горе от ума бессмертное

комедия грибоедов герой речь

"Уже более 150 лет привлекает читателей бессмертная комедия Грибоедова "Горе от ума" каждое новое поколение перечитывает её заново, находя в ней созвучие с тем, что его сегодня волнует".

Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" писал о "Горе от ума", -- что оно "все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности". Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы, по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Автор единственного вполне зрелого и завершённого произведения, к тому же не опубликованного целиком при его жизни, Грибоедов приобрел необычайную популярность среди современников и оказал огромное влияние на последующее развитие русской культуры. Вот уже почти полтора столетия живет комедия "Горе от ума", не старея, волнуя и вдохновляя многие поколения,для которых она стала частью их собственной духовной жизни, вошла в их сознание и речь.

После нескольких лет, когда критика не упоминала комедию Грибоедова, Ушаков написал статью. Он правильно определяет историческое значение комедии "Горе от ума". Называет произведение Грибоедова "бессмертным творением" и видит лучшее доказательство "высокого достоинства" комедии в её необычайной популярности, в том, что её знает чуть ли не наизусть каждый "грамотный россиянин".

Так же Белинский объяснял тот факт, что, вопреки стараниям цензуры, она "ещё до печати и представления разлилась по России бурным потоком" и приобрела бессмертие.

Имя Грибоедова неизменно стоит рядом с именами Крылова, Пушкина и Гоголя.

Гончаров, сравнивая Чацкого с Онегиным и Печориным, подчеркивает, что Чацкий, в отличие от них, - "искренний и горячий деятель" : "ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение и весь ум", и поэтому-то "Чацкий остается и останется всегда в живых". Он "неизбежен при каждой смене одного века другим".

"Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё ещё живет своею нетленной жизнью, переживет и ещё много эпох и все не утратит своей жизненности.

Эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы было легче их удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

Великая комедия и сейчас остается молодой и свежей. Она сохранила свое общественное звучание, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает триумфальное шествие по сценам российских театров. Ее изучают в школе.

Российский народ, построивший новую жизнь, показавший всему человечеству прямую и широкую дорогу в лучшее будущее, помнит, ценит и любит великого писателя и его бессмертную комедию. Сейчас, более чем когда-либо, громко и убедительно звучат слова, написанные на могильном памятнике Грибоедова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской..."

Бессмертное произведение А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума», написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.
Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита «века покорности и страха». Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: «Учились бы, на старших глядя». А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который «не то на серебре — на золоте едал». Максим Петрович, вельможа времен «матушки Екатерины», является для Фамусова образцом для подражания, потому что «когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб». Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.
Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вни-.кает в суть подписываемых им бумаг: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня «протекционизмом». Герой комедии признается: При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли,
к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.
Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он «не нынче — завтра генерал».
В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.
То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к «легкому» хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молч алин живет по принципу:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, длл избежанъя зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до «степеней известных». Этот герой к своим достоинствам относит «умеренность и аккуратность», умение промолчать, когда тебя бранят.
Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки» гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.
На мой взгляд,- это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.
Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам «века минувшего». Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.
Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фаму-совской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели», о тех, «чья чаще гнулась шея».
Он презирает людей, готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.
Он не принимает «век минувший»: «Прямой был век покорности и страха». Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся «вписаться в полк шутов».
Критически относится к засилью
иностранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластъя мод?
Чтобумный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным». Чацкий стремится «служить», а не «прислуживаться», причем служить «делу», а не «лицам».
Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке «века минувшего» и «века нынешнего». По этому поводу И.А.Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым...»
Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют «белыми воронами», так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусов-ское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:
С ума сошел},. Ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть... с чего б взяла она!
Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», — что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши Фамусовы, молчаливы, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является сатирическим произведением, высмеивающим нравы аристократического общества Москвы во времена крепостничества. Проведя анализ произведения, можно обнаружить, что образцом для написания этой комедии послужила пьеса Мольера «Мизантроп». Ниже приведен один из вариантов анализа комедии по плану. Этот материал может помочь понять смысл «Горя от ума», выделить основную мысль комедии, и сделать правильный вывод, при подготовке к уроку по литературе в 9 классе, и самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1822-1824

История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.

Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединенных в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется, и стремительно движется к финалу.

Жанр – Пьеса. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене, ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.

Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классическое направление, Грибоедов уверенно ввел смелое реалистическое решение, создав необычное жанровое разнообразие.

История создания

История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершен начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.

К созданию именно такой комедии, Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием, высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов, и начал работу над пьесой.

Тема

В комедии «Горе от ума» анализ произведения дает возможность выделить множество тем, задействованных автором. Злободневные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. Главная тема «Горе от ума» – это пороки общества, пустившие глубокие корни и цветущие пышным цветом. Лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – все это имеет место в пьесе Грибоедова.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея пьесы уже заложена в ее названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множество и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять все устройство жизни.

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в ее целостной завершенности. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом все это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия , явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – все это вызвало потрясение зрителей, и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы, вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Главные герои

Жанр

Невозможно одним словом определить жанр «Горе от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесы Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте, каждая сторона противоборствующих сил остается при своем мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми, и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 5501.

Сто семьдесят лет разделяет наше время и создание бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», но и до-сегодняшнего дня она не потеряла своей значимости и актуальности.

Разве в наше время нет людей, готовых «порадеть родному человечку», и тех, кто хочет «служить делу, а не лицам»? Разве не встретишь в наши дни девушек, видящих в удачливом карьеристе героя своего романа? А проблема отношений отцов и дочерей, которую так широко освещает автор в своем произведении?

О яркой типичности некоторых образов, близких или далеких, вызывающих мою симпатию или антипатию, но никогда не оставляющих меня равнодушной, мне хотелось бы поведать вам в моем сочинении.

Следуя правилам приличия, вспомню сначала о хозяине дома - Павле Афанасьевиче. Он отец дочери-невесты, о чем ни на минуту не может забыть. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» - вздыхает Павел Афанасьевич. Ее необходимо выдать замуж. Но, конечно, не просто «сбыть с рук». Достойный зять - вот главная проблема, которая мучает нашего «уважаемого»1 родителя. Его надежды на хорошую партию связаны со Скалозубом: ведь он «золотой мешок и метит в генералы». Чем не мечта любого отца! (Заметьте, не невесты.) Как беззастенчиво лебезит Фамусов перед будущим генералом, льстит ему, шумно восторгается каждым словом этого откровенно глупого «воина», во время боевых действий отсидевшегося «в траншее»! Комичен и сам Скалозуб - его ума не хватает даже на то, чтобы усвоить основные правила приличного поведения. Он постоянно громогласно острит и хохочет, рассуждает о «многих каналах» добывания чинов, о счастье и товариществе в то время, когда товарищи «перебиты» и ему достаются звания. Но что интересно: Скалозуб смешон всегда «одинаково». Гораздо более сложен образ Фамусова: он интересен автору. И Грибоедов делает его смешным «по-разному». Он просто комичен, когда лебезит перед бравым полковником, заигрывает с Лизой или прикидывается святошей, читая нравоучения Софье. Но его рассуждения о службе: «подписано, так с плеч долой», его восхищение дядюшкой Максимом Петровичем, его гнев на Чацкого и униженный страх перед судом «княгини Марьи Алексеевы» уже не только смешны. Они и страшны, страшны своей глубокой безнравственностью и беспринципностью. Страшны тем, что свойственны отнюдь не только Фамусову, - это жизненные установки всего фамусовского мира, всего «века минувшего».

Если я не очень утомила моего великодушного читателя, позволю себе смелость рассказать о наиболее интересным и близком мне персонаже этой бессмертной комедии - А. Чацком.

Обаяние образа Чацкого заключается для меня в силе его ума, убеждений, он их высказывает горячо и страстно, они им выстраданы. Он не озабочен тем, много ли людей поверят ему и поддержат его сейчас. Он убежден в истине своих слов, поэтому стоек и упорен. Чацкий говорит от лица передового поколения. Он «положительно умен,.. - писал Гончаров. - Речь "его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен».
Рабской морали Фамусовых и молчаливых Чацкий противопоставляет высокое, декабристское понимание чести и долга. Подобно самому Грибоедову, он видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине.

Детство Чацкого прошло в доме Фамусова, «низкопоклонство» и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение «... но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, И редко посещал наш дом», - говорит впоследствии Софья. В своих монологах Чацкий подвергает разоблачению крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерную мораль, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. В самом остром политическом монологе «А судьи кто?..» он резко обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Чацкий обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют своих слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке». Горячие обличения Чацкого - совершенно в духе умонастроений декабристов, которые клялись в своем уставе Союза Благоденствия бороться со всякой неправдой и воспитывать в себе и окружающих доблестных граждан свободной России. Чацкий оставил службу, мундир его не прельщает. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он. Точно так же Рылеев, выходя в отставку, сказал: «служить могут лишь одни подлецы».

Чацкий, как и декабристы, бичует дворянское общество за низкопоклонство перед всем иноземным, за презрение к родному языку и обычаям:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он истосковался по родине, «и дым отечества» ему «сладок и приятен». Но здесь его ждет личная драма. Измученный сомнениями, но все еще надеющийся, он узнает наконец горькую истину. Не называя имени, любимая им девушка признается, что «иные» ей милее Чацкого. Но виновата ли Софья?
Уехав путешествовать на три года, Чацкий оставляет любимую девушку одну. Он «хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли», вероятно, хотел побывать за границей, а может быть, там и был, так как Софья говорит:

Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?

И девушка, воспитанная на романах с Кузнецкого моста, от которых «ей сна нет», встречает Молчалива и видит в нем героя своего романа:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Но это и понятно! Она молода, неопытна.

А что же Чацкий? С Софьей он глух и слеп. «Вот я за что его люблю», - говорит Софья о Молчалине. Что же наш герой? Услышал, понял? Нет, ничего подобного: «Шалит, она его не любит».

Чацкий не способен отнестись к Молчалину и его «талантам» всерьез. А между тем это «жалчайшее созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял место в сердце Софьи, именно он - счастливый соперник главного героя. Брошенные слова: «молчаливы блаженствуют на свете...» - оказываются пророчеством.

Именно молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», становятся и в наши дни столпами общества. На них опирается любая власть сегодня: ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «талант» - «умеренность и аккуратность».

Спустя полвека после создания «Горе от ума», в 80-е годы, Молчалин вновь заявил о себе в Очерке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Молчалины». Салтыков-Щедрин увидел в Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества. Он «по достоинству» оценил молчаливых и мрачную роль, сыгранную ими в обществе. По его словам, именно молчалины являются создателями тех сумерек, благодаря которым «настоящий заправский человек не может сделать и шага, не раскроив себе лба».

Возвращаясь в Москву, Чацкий предвидел встречу с представителями фамусовского общества. Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Старые друзья были заражены в той или иной мере фамусовщиной. Встреча с Репетиловым раскрыла Чацкому поверхностность и пустоту либерализма многих. Чацкий понял, что фамусовские идеалы и принципы очень живучи, что слишком рано он назвал «век минувший» «преданием».

«Комедия «Горе от ума» - драма о крушении ума человека в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России», - замечает А. В. Луначарский.

Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить: возводит на него клевету. Причиной «сумасшествия» Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Сплетни, клевета - вот испытанное оружие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого, но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова, из Москвы, тискать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Самостоятельность поступков и суждений еще нередко и сегодня продолжает обрекать человека на острые испытания в жизни.

А. Д. Сахаров - Чацкий нашего времени - своей судьбой лишний раз доказал нам правильность этого утверждения. И уже мы, современники, затаив дыхание у экранов телевизоров, учились у него, Человека, рожденного всем лучшим, что нам оставила великая русская интеллигенция, мужеству бороться, порой в одиночку, порой с наивной распахнутостью, но упрямо и бескорыстно за справедливость обретенной истины.

Именно такие личности, как Сахаров, доказывают, что Грибоедов и его комедия принадлежат вечности. Ей сто семьдесят один год, а нам вновь и вновь хочется перелистать страницы комедии, и кажется, что ее герои до сих пор живут рядом с нами.

«Бессмертная комедия «Горе от ума».

Цели (урока литературы): закрепить знания учащихся о жизни и творчестве; показать значимость комедии «Горе от ума» в истории русской литературы на материале воспоминаний современников и литературно-критических статей.

Ход урока.

Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела

неописуемое действие и вдруг поставила его с первыми

нашими поэтами.

Именем открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное. Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством "Горе от ума", блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна. Достоверно неизвестно, в каком году он родился, и погиб поэт при загадочных обстоятельствах.

Лекция с элементами беседы.

1. Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной, родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. Он получил прекрасное домашнее образование, продолжил обучение в Московском благородном пансионе. В 1806 году поступил в Московский университет. Через два года окончил философский факультет и продолжил обучение на юридическом факультете . В 1810 году заканчивает обучение, но не уходит из университета, а поступает на факультет математики и естественных наук. Война 1812 года помешала закончить третий факультет, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук.


Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. В военных действиях ему не пришлось участвовать, так как оба полка находились в резерве. (На мониторе компьютера учащиеся видят портрет Грибоедова в гусарской форме).

В 1816 году Александр оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками (английским, французским, немецким, итальянским), изучал древние и восточные языки (знал персидский, арабский, турецкий, учил санскрит), много читал (почти наизусть знал Гете, Шиллера, Шекспира в подлинниках), занимался музыкой (любимыми композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн, Вебер и др.), но не только был знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли 2 вальса Грибоедова. Один из этих вальсов я предлагаю вашему вниманию.

В 1817 году Грибоедов участвует в дуэли "четверых" в качестве секунданта. После этого тяжело пережитого события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и "праздной рассеянностью". Ему предложили отправиться на дипломатическую службу в Соединенные Штаты Северной Америки, либо в Персию. Он выбрал Персию.

Назначенный секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. "Секретарь бродячей миссии" - так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел "Горе от ума".

А теперь поговорим об истории создания "Горе от ума".

(Учащиеся рассказывают об истории создания "Горе от ума" по предварительной домашней подготовке.)

Комедия была завершена осенью 1834 года.

Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде "списков". Успех был потрясающий: "Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет" (из письма).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание "Горе от ума" вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было "Горе уму ". Затем автор меняет его, ибо настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Грибоедов был выдающимся дипломатом, мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие пожелания и планы не были одобрены правительством Николая I. Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в "политическую ссылку".

В 1828 году Грибоедов женился на грузинке, княжне Нине Чавчавадзе. Но он вынужден снова ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в политические споры, конфликты. Гибель Грибоедова была результатом продуманного и тщательно проработанного плана, хотя персидское правительство уверяло, что произошла нелепая случайность, недоразумение (всего лишь!). А русское правительство, в свою очередь, не сделало ничего, чтобы восстановить истину.


30 января 1829 года огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством. Говорят, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, он гордо отвечал осведомителям, что никто не посмеет поднять руку на посла. Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники посольства и сам посол защищались героически. Но силы были слишком не равны. Все русское посольство - 37 человек - было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение 3 дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство по настоянию жены Грибоедова потребовала выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать только по кисти руки, в свое время простреленной на дуэли. Николай I за убийство Грибоедова благосклонно принял извинения и подарок иранского шаха - огромный бриллиант. "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское дело" , - заявил русский император.

Убийство дипломата великой державы грозило серьезными осложнениями, и в Петербург была направлена особая делегация, которую возглавлял принц Хосрев-мирза.

Среди даров были не только алмаз <Шах>, но и два кашмирских ковра, жемчужное ожерелье, двадцать старинных манускриптов, сабли и прочие драгоценные вещи, по мнению персидского шаха, должны были смягчить сердце русского царя. В ответ на витиеватую речь Хорев-мирзы российский император будто бы сказал только семь слов>: <Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие>.

Задание: Составьте сложное предложение из данных слов, определите его вид.

1 часть: Произведение, обессмертило, это, автор, имя.

2 часть: Роль, так как, комедия, очень, значительна, «Горе от ума», литература, в, русская, история.

(Ответ: Это произведение обессмертило имя автора, так как роль комедии «Горе от ума» очень значительна в истории русской литературы. .)

Каков вид данного предложения? Почему предложения такого типа мы называем сложноподчиненными? Какие слова помогают определить место придаточного предложения по отношению к главному? (союзы, союзные слова)

История создания комедии «Горе от ума».

Сообщение о вещем сне Грибоедова ()

Сон Грибоедова

В 1820 году в далеком Тивризе Грибоедову приснился Петербург, дом князя, друга, драматурга и театрального деятеля. В этом доме каждый вечер собирались любимые гости князя – Грибоедов, Пушкин, Катенин. В каждом письме в Петербург Грибоедов всегда передавал поклоны милейшему князю Шаховскому, прислушивался к его мнению и дорожил им.

Во сне Грибоедов увидел себя рядом с князем, услышал его голос. Шаховский допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. В ответ на признание, что давно уже нет охоты к письму, начинает досадовать, а потом, как когда-то, переходит в наступление:

Дайте мне обещание, что напишете.

Что же вам угодно?

Сами знаете.

Когда же должно быть готово?

Через год непременно. Обязываюсь.

Через год, клятву дайте…

Пробудившись, Грибоедов поклянется: «Во сне дано, наяву исполнится…».

И он сдержал слово, правда, с некоторым опозданием: не через год, а через четыре. В 1924 году он привез в Петербург «Горе от ума» и прочитал Шаховскому.

Сообщение о процессе работы над комедией.

1. вспоминал: «Грибоедов писал «Горе от ума» при мне, по крайней мере, мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано».

Раз Грибоедов сказал Вильгельму, смущаясь:

В собрание идти рано, хочешь, почитаю тебе из своей новой комедии. Моя комедия – «Горе от ума», комедия характерная. Герой у меня наш, от меня немного, от тебя побольше. Вообрази, он возвращается, как ты теперь, из чужих краев, ему изменили, ну, с кем бы, ну, вообрази Похвиснева… Аккуратный, услужливый и вместе дрянь преестественная – вот так…

Но не в этом дело. Характеры – вот что главное. Портреты входят в состав комедии и трагедии. Я столкну героя с противоположными характерами, я целую галерею портретов выведу, пусть на театре живет.

Вильгельм сидел как прикованный. Щеки его горели… Грибоедов читал спокойно и уверенно, легким жестом сопровождая стихи.

Как? – спросил он.

Вильгельм бросился его обнимать, растроганный, с растерянным взглядом.

Грибоедов был доволен. Он подошел к фортепиано и начал что-то наигрывать. Потом снял очки и вытер глаза. ()

2. Грибоедов, закончив комедию в 1824 году, приложил немало стараний, чтобы ее напечатать, но это ему не удалось. Не добился он и разрешения для постановки «Горе от ума» на сцене: цензура посчитала комедию Грибоедова политически опасной и запретила ее. При жизни автора в альманахе «Русская талия» в 1824 году появились небольшие отрывки из комедии, да и то в сильно измененном виде. Но это не помешало широкой ее известности. Комедия расходилась в списках, ее читали, обсуждали, списывали текст под диктовку. Количество рукописных копий во много раз превышало самые большие тиражи тогдашних печатных изданий.

Лишь в 1831 году, уже после гибели Грибоедова, комедия была разрешена к печати, хотя тоже с изъятием из текста тех мест, которые признали в цензуре особо «неблагонадежными». В этом же году комедия была поставлена на сценах Петербурга и Москвы. Только в 1862 году царское правительство разрешило, наконец, издать комедию Грибоедова полностью. ()

3. «Горе от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной культуры и не утратила своей общественной, нравственной и художественной силы. Это произведение обессмертило имя автора. Она затрагивала важнейшие вопросы современности: о крепостном праве, о просвещении и воспитании, о гражданском долге и службе, о национальной культуре, о рабском подражании всему иностранному.

Комедия произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее – вплоть до нашего времени. Ею восхищались и, декабрист и. Гоголь поставил имя автора «Горя от ума» рядом с именами Пушкина и Лермонтова, высоко оценил художественную и историческую значимость типов комедии. ()

V. Самостоятельная работа

2 . Задания. Исправьте речевые и пунктуационные недочеты. Составьте из приведенных предложений одно сложноподчиненное, постройте его схему.

Писатели – декабристы и их единомышленники писали. «Горе от ума» - классическое произведение. «Горе от ума» - это живая картина московских нравов. Чацкий является человеком, истинно любящим родину. Комедия написана живым русским языком , близким к народной речи.

VIII. Домашнее задание:

выписать в тетрадь цитатную характеристику Чацкого.

Самостоятельная работа

1.. Задания. Прочитайте отрывки. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.

Комедия затрагивала важнейшие вопросы современности о крепостном праве о просвещении и воспитании о гражданском долге и службе о национальной культуре о рабском подражании всему иностранному.

2 . Задания. Исправьте речевые и пунктуационные недочеты. Составьте из приведенных предложений одно сложноподчиненное, постройте его схему.

3 . Перестройте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения, постройте их схемы.

«О стихах не говорю; половина должны войти в пословицу», - с уверенностью говорил.

Самостоятельная работа

1.Прочитайте отрывки. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.

Комедия затрагивала важнейшие вопросы современности о крепостном праве о просвещении и воспитании о гражданском долге и службе о национальной культуре о рабском подражании всему иностранному.

2 . Исправьте речевые и пунктуационные недочеты. Составьте из приведенных предложений одно сложноподчиненное, постройте его схему.

Писатели – декабристы и их единомышленники писали. «Горе от ума» - классическое произведение. «Горе от ума» - это живая картина московских нравов. Чацкий является человеком, истинно любящим родину. Комедия написана живым русским языком, близким к народной речи.

3 . Перестройте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения, постройте их схемы.

«О стихах не говорю; половина должны войти в пословицу», - с уверенностью говорил.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...