Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Бунин листопад эпитеты сравнения олицетворения. Анализ стихотворения «Листопад» Бунина. Пространство и время в произведении

Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.

Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения - «лес, точно терем расписной» , «паутины ткани блестят, как сеть из серебра» , мотылек, «точно белый лепесток» .

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

Тема

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес - терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья» . Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял» . Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения - не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Композиция

Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр

Жанр произведения - элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры - «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон» , эпитеты - «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения - «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток» .

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения И. А. Бунина "Листопад"

Осень - буйство красок и тишина

В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора. Именно пейзажная лирика, помогает автору передать глубину его размышлений о смысле жизни и её быстротечности, а также о вечной любви и радости бытия. В этом стихотворении, пёстрыми красками золотой осени завуалирована осенняя грусть увядания и оскудения. Особенно отчетливо автор передает это состояние во второй части стиха, слегка приоткрыв вуаль.

Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». В описании природы осени использовано множество красок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки - здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев. А во второй части стиха картина осени предстает в образе тихой вдовы осени, входящей в свой лес-терем, окруженный тишиной:

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Но, после этих строк облик красочной осени наполняется грустным мотивом вечной тишины и покоя. Этот мотив усиливается использованием таких слов: «последний», «замирает», «мертвое молчанье», «тишина». Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной». А играющий последний мотылек - единственный одушевленный персонаж, во второй части стиха - «на паутине замирает».

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине

Стихотворение И. А. Бунина «Листопад», передает и красоту осенней природы, и глубокую полноту светлой грусти. Пусть это уже осень и очень скоро придет тишина и полная пора увядания, однако эта печаль светлая и яркая, как золотая осень.

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни. Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются времена года, как идет дождь или мягко падает снег, мы отдаем должное великолепию природы. Все наши жизненные неурядицы на время отходят на второй план. Именно через природу можно передать самые глубокие мысли.

Датировка стихотворения

Прежде чем начать "Листопад" Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет. А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале "Жизнь" с подзаголовком "Осенняя поэма" и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник "Листопад" был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году). До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

"Листопад" - стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Тема стихотворения

Начать анализ стихотворения "Листопад" Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его - описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. "Листопад" - стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы. Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Пространство и время в произведении

Проводя анализ стихотворения "Листопад" Бунина, следует непременно сказать о пространстве и времени в нем. В произведении они играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко - это "сегодня", то есть один день. А действие произведения ограничено поляной. Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц ("Сентябрь, кружась по чащам бора..."). Это же можно сказать и о пространстве - оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес. Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы.

Образ осени

В стихотворении осень является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, "тихая вдова". Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

Смена состояний природы

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя. Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме. Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота - холодная, зимняя и прекрасная.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный леса. Для этого он использует различные контрасты и краски ("серебро паутины", "лиловый терем", "светлая, солнечная поляна", "янтарный отблеск листвы"). Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну - с широким двором, а просветы в листве для него - словно оконца.

Анализ "Листопад" позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ "тихой вдовы", а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Жизнь и смерть

В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

"Листопад": анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе ("льет дождь", "кружатся листья"), а также антитеза, которая противопоставляет направленное ("гуси держат перелет") и беспорядочное движение ("кружатся листья").

Обилием тропов характеризуется поэма "Листопад" (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс "о" и "е", который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков "с" и "ш".

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто "сеть из серебра". Кроме того, в произведении встречаются метафоры ("пестрый терем", "среди широкого двора"), олицетворения (осень входит в "терем свой"), эпитеты ("морозное серебро", "мертвое молчание", "тихая вдова").

Мастерство Бунина

Завершая анализ стихотворения "Листопад" Бунина, отметим, что автор его - настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы. Мнение многих литературоведов сходится в том, что "Листопад" является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы. Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями. Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха "Листопад" Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.

Анализ стихотворения "Листопад" Бунина помогает лучше узнать и понять этого автора, одного из отечественных классиков. Бунин больше известен, как прозаик, автор лирических рассказов и романов, например, "Жизнь Арсеньева", за который он был удостоен Нобелевской премии. Но это был еще и замечательный поэт, создавший десятки превосходных поэтических текстов.

Об авторе

Прежде чем начать анализ стихотворения "Листопад" Бунина, расскажем о самом авторе.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже. Он происходил из семьи обедневших дворян. Рано пошел работать, начал карьеру в журналистике. Будущий поэт признается, что вырос на Пушкине, стихи которого постоянно звучали в доме.

В детстве у мальчика был гувернер - студент Московского университета Николай Ромашков. Именно он пристрастил его к чтению. Бунин получил полноценное домашнее образование, которое включало в себя, помимо основных предметов, латынь и рисование.

Сам Бунин признавался, что среди первых книг, которые он прочитал самостоятельно, были сборники британской поэзии и "Одиссея" Гомера.

Первые неудачи

В молодости начинающий поэт сильно переживал из-за того, что критики и читатели обращали на него немного внимания. Сложности были связаны с тем, что у него не было литературных агентов, которые могли бы организовать рецензии в прессе. Он самостоятельно отправлял произведения всем своим знакомым с просьбой писать отзывы.

Дебютный сборник его стихов, который вышел в Орле, остался практически никем не замеченным. В 1897 году была напечатана его вторая книга под названием "На край света и другие рассказы". На нее поступило около 20 отзывов от критиков. Все они были снисходительно-благодушными, но не более. К тому же в то время такое небольшое количество отзывов выглядело мизерным по сравнению с оценкой работ Горького или Леонида, которыми восторгались критики.

Сборник "Листопад"

Составляя анализ стихотворения Бунина "Листопад", нужно обязательно учитывать, что оно входило в состав сборника, который стал первым успехом писателя.

Сборник "Листопад" был издан в издательстве "Скорпион" в 1901 году. Ходасевич отмечал, что именно ей Бунин обязан своей популярности. Тогда же поэт обратился к Чехову с просьбой выдвинуть "Листопад" и вышедший несколькими годами ранее перевод "Песни о Гайавате" на Пушкинскую премию. Чехов согласился, но для начала проконсультировался с известным юристом Анатолием Кони. Чехов признавался, что сам уже неоднократно получал премии, но сам своих книг никогда не посылал. Поэтому просто не знал, как действовать, кому писать, куда отправлять произведения. Кони он просил помочь советом, подсказать, как действовать в такой ситуации.

В феврале 1903 году стало известно, что рецензентом Бунина по присуждению Пушкинской премии назначен известный отечественный поэт, прозаик и публицист Арсений Голенищев-Кутузов, потомок легендарного полководца. Вскоре отзыв на сборник появился и в "Литературных вечерах "Нового мира". В нем Платон Краснов отмечал, что стихи весьма однообразны, сравнив с Фетом и Тютчевым, отметил, что Бунину не удается писать о природе настолько увлекательно.

Отзыв Голенищева-Кутузова, наоборот, оказался восторженным. Он отметил, что Бунину свойственен уникальный, ни на что не похожий свой язык.

В октябре 1903 года в результате голосования Бунину была присуждена Пушкинская премия. В денежном выражении она равнялась 500 рублям. После этого к поэту стали относиться, как общепризнанному литератору, но коммерческого успеха его книгам она не добавила.

Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал, что в издательстве "Скорпион" еще несколько лет лежали нераспечатанные коробки с "Листопадом". Посетители использовали их вместо мебели. В результате издательство пошло на снижение цены. Вместо одного рубля "Листопад" стали продавать по 60 копеек.

Анализ стихотворения "Листопад" Бунина

Стоит отметить, что это стихотворение было создано в ранний период творческого пути автора. Оно было написано в 1900 году, когда поэту исполнилось 30 лет. Впервые его напечатали в питерском журнале жизнь. Оно было сопровождено подзаголовком "Осенняя поэма". Интересно, что текст был конкретно посвящен Максиму Горькому.

Именно это произведение дано название сборнику, напечатанному в 1901 году, который в итоге был удостоен Пушкинской премии. Сам Бунин дорожил им до конца жизни.

При анализе стихотворения "Листопад" Бунина нужно отметить, что это так называемое произведение пейзажной лирики. Оно посвящено исключительно теме описания осенней природы. Автор наблюдает за неспешно меняющей картиной окружающей его природы, при этом начинает размышлять о человеческой судьбе и жизни, в стихотворении появляются философские мотивы.

Структура стихотворения

В анализ стихотворения Бунина "Листопад" по плану необходимо включить оценку рифмовки текста. Его отличает весьма своеобразное построение. Произведение поэта состоит из семи четверостиший и двух двустиший. Они имеют одинаковый и строгий размер - это четырехстопный ямб.

При этом строфы существенно отличаются одна от другой. Если первая, третья и пятая написаны с перекрестной рифмовкой, в них попеременно чередуются женская и мужская рифмы, то шестая, восьмая и девятая строфы имеют кольцевую рифмовку. По-своему написаны вторая, четвертая и седьмая строфы - у них смежные рифмы. Одна из главных особенностей этого стихотворения - его напевность, которая приближает текст к фольклору, народному творчеству.

На протяжении всего стихотворения Бунин пытается всеми силами раздвинуть границы пространства и времени. В самом начале он пишет только об одном дне, ограничивая действия исключительно одной поляной. Все это позволяет читателю насладиться последними мгновениями счастья от уходящего лета - последнего мотылька, пение улетающего дрозда, почувствовать последнее солнечное тепло.

Ближе к середине время расширяется до целого месяца - речь уже идет о целом месяце - сентябре, увеличивается и описываемое пространство. Это уже и лес, и все небо.

При анализе стихотворения "Листопад" Ивана Бунина нужно обязательно отметить, что к концу текста пространство и время принимают уже межпланетарные масштабы Вселенной.

Образ Осени

Важную роль в тексте играет образ Осени. Интересно, что это уникальное произведение, понятное и интересное как младшим школьникам, так и старшеклассника. Например, анализ стихотворения Бунина "Листопад" в 3 классе посвящен в основном тому, что описывает автор. Тому, как он относится к природе, окружающей его среде.

При этом анализ стихотворения "Листопад" Бунина в 11 классе уже более глубокий. Он включает в себя оценку образа Осени.

Осень в тексте включает в себя множество понятий. Это не только время года, но и самостоятельное существо. Своеобразная тихая вдова, владычица леса и всей увядающей природы.

Изображая Осень, поэт использует прием очеловечивания. Так он приоткрывает внутреннюю жизнь природы, наполненную своими печалями и радостями, болью, страданиями и открытиями.

Художественные приемы и средства

План анализа стихотворения "Листопад" И. Бунина включает в себя описание используемых автором художественных приемов. С их помощью поэту удается передать, как меняется настроение лирического героя, не отделяя при этом человека от природы.

Бунин в тексте приводит идею цикличности всех процессов, существующих в мироздании, а значит, вечной жизни всего сущего. В своем стихотворении он создает закольцованное повествование, проводит линию от прекрасной золотой осени через увядание и красоту к новой красоте. Теперь уже холодной и зимней.

Части стихотворения

Первая часть этот текста особенно запоминается образ осеннего леса. Бунин не жалеет ярких красок, описывая "лиловый терем", "янтарный отблеск листвы", "серебро паутины". Он как будто рисует на бумаге настоящую осеннюю сказку.

Затем бодрый ритм повествования сменяется грустным и упадническим настроением. Он связан с появлением образа Осени, которая приносит за собой мотив смерти.

Третья часть этого стихотворения передает картину умирания при помощи звуков, ярких красок, которые пропадают в небытие. Наступает зима, а осень отправляется дальше - на юг.

Использование тропов

Одно из главных отличий стихотворения "Листопад" - большое количество тропов. Бунин активно использует ассонанс, анафору, которые придают тексту мелодичность. А аллитерация звуков "с" и "ш" создает образ шуршащей листвы и гнетущей тишины.

В стихотворении много сравнений. Например, мотылек уподобляется белому лепестку, много метафор и олицетворений. В тексте большое количество эпитетов ("тихая вдова", "морозное серебро", "мертвое молчание").

В этом стихотворении Бунин сумел передать все величие и красоту окружающей нас природы.

Урок 44 .

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

Цели урока: способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения; содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; содействовать воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты:

предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

    Организационный момент.

Учитель: Я прошу сесть того, в чьем имени есть слог: ТЯ, ВА, АР, Я, О, МА, КИ, НЯ, НА,

ША.

Молодцы!

На уроке мы будем следить за своей речью.

Повторим правила речи (слайд 2)

ПРАВИЛА РЕЧИ.

1.Все звуки произноси четко.

2.Говори выразительно, неторопливо.

3.Не разрывай слова.

4.Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Учитель: Назовем этапы урока литературного чтения.

Этапы:

1.Речевая разминка.

3.Знакомство с произведением.

4.Анализ произведения.

5.Работа над выразительностью чтения.

6.Творческая работа.

7.Рефлексия.

1.Речевая разминка (слайд 3):

Унылая _________! Очей _____________!

Приятна мне твоя прощальная ________ -

Люблю я пышное природное __________,

В багрец и ________ одетые леса………..

Взрытая дорога.

Ей сегодня ________________________,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой _________________.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, _________________.

Справка: увяданье, осталось, очарованье, золото, дремлет, пора, краса, багряный,

примечталось.

Учитель: Познакомьтесь с содержанием карточки № 1. Прочитайте слова из справки. На какие

3 группы я могу разделить все слова.

Ученик: Данные слова можно разделить на 3 группы: 1 группа – имена сущ., 2 группа –

глаголы, 3 группа – имена прилагательные.

Учитель: Вставьте в каждое четверостишие пропущенные слова из справки, учитывая то, что:

В четверостишии А.С. Пушкина пропущены имена существительные.

В четверостишии С.А. Есенина пропущены глаголы.

В четверостишии И.А. Бунина пропущено имя прилагательное.

Работа в парах.

Проводится в проверка.

Ученик: Это Иван Алексеевич Бунин.

Учитель: Определите название произведения, с которым мы будем знакомиться. Это имя существительное. Оно образовано от слов «листья, падают».

Ученик: Произведение называется «Листопад».

Учитель: Сформулируйте тему урока полностью.

Ученик: Тема урока: «Иван Алексеевич Бунин «Листопад»».(слайд 8)

Учитель: Поставьте цель урока.

Ученик: Познакомиться с биографией автора и его произведением «Листопад»; учиться

Ребята, а вы должны сформулировать вопрос к услышанному материалу.

Текст: Иван Алексеевич Бунин родился в имении своих родителей под Воронежем. Он

происходил из древнего дворянского рода. Великолепная природа, простой быт, домашнее

воспитание помогли сформировать любознательного, наблюдательного, общительного

человека.

Иван Алексеевич рано начал печататься. Он опубликовал стихотворения: «Над

могилой», «Железная дорога». За стихотворение «Листопад» он был награжден Пушкинской премией. Были изданы собрания его сочинений.

Непреодолимая страсть была И.А. Бунина к путешествиям. Он объездил Европу и

Азию. Побывал в Германии, Италии, Турции, Египте. В 1920 году переехал во Францию.

Здесь он получил Нобелевскую премию.

Учащиеся задают друг другу вопросы.

3.Словарно-лексическая работа.

В стихотворении «Листопад» встретятся слова, значение которых нужно уточнить. Определите,

какие это слова, установите их значение.(слайд 9)

ТЕРЕМЛИЛОВЫЙБАГРЯНЫЙЛАЗУРЬ

Терем - в древности на Руси дом в виде башни. (слайд 10)

Лиловый - голубой с розовым оттенком (светло-фиолетовый). (слайд 11)

Багряный - красный густого, темного оттенка.(слайд 12)

Лазурь - светло-синий цвет.(слайд 13)

III. Введение учащихся в тему чтения.

Учитель: Что может быть в природе багряного цвета?

Ученик: Багряный закат, багряные листья.

Учитель: В какое время года бывают багряные листья?

Ученик: Багряные листья бывают осенью.

Учитель: Как называют осень, когда на деревьях и кустарниках багряные, желтые, красные

листья.

Ученик: Такую осень называют золотой.

Учитель: Давайте узнаем, как об этой необыкновенной поре писал И.А. Бунин.

IV. Чтение учителем произведения И.А.Бунина «Листопад».

Учитель: Во время прочтения попытайтесь мысленно представить себе созданные автором

картины.

V. Проверка первичного восприятия.

Учитель: Какие картины вы себе представили?

VI. Физкультминутка.

Учитель: Я буду называть разные деревья. Если названия деревьев звучали в стихотворении,

делаете наклон влево. Не звучали – наклон вправо.

Ясень, береза, дуб, липа, клен, ольха, сосна, ель, пихта.

VII. Чтение стихотворения учащимися .

Учитель: Теперь вы прочитаете стихотворение. Постарайтесь определить основной образ

этого стихотворения.

VIII. Анализ стихотворения.

Учитель: Слушаю ответ на поставленный вопрос.

Ученик: Основной образ прочитанного стихотворения – это осенний лес.

Учитель: С чем сравнивается осенний лес в этом произведении?

Ученик: Осенний лес сравнивается с расписным теремом.

Учитель: Почему лес сравнивается с расписным теремом?

Ученик: Лес стоит разноцветный, нарядный. В нем много жителей и все они разные.

Учитель: каких жителей лесного терема вы увидели?

Ученик: Блестят желтой резьбой на фоне ярко-голубого неба стройные березки.

Как вышки елочки темнеют.

Клены раскинули свои ветви. Между ними просвечивает осеннее небо.

Учитель: Что можно увидеть в лесу на лесной поляне?

Ученик: На пустой поляне летает воздушная легкая серебристая паутина.

Учитель: Кто нашел приют на этом дворе?

Ученик: На воздушной паутине замер пригретый солнечным теплом последний мотылек.

Учитель: Чем до краев наполнен осенний лес в золотую пору.

Ученик: Осенний лес наполнен мертвой тишиной. В этой тишине даже слышно, как падает

листок с дерева.

Учитель: Чем дал возможность насладиться автор, создав такое стихотворение?

Обобщающее слово учителя: лес действительно красив в пору золотой осени. Он поражает

яркими красками, умиротворением, покоем и тишиной. Такие стихи мог написать человек,

который любил родную землю, её необозримые просторы.

Ученик: С помощью художественных средств выразительности.

Учитель: Какие художественные средства выразительности использовал Иван Алексеевич в своем стихотворении?

Учитель: Что такое эпитет?

Ученик: Эпитет – образное описание предмета.

Учитель: Перечислите эпитеты.

Какие средства художественной выразительности еще нашли?

Ученик: Сравнение?

Учитель: Что такое сравнение?

Ученик: уподобление одного предмета другому.

Учитель: Перечислите.

Учитель: Какие средства художественной выразительности еще нашли?

Ученик: Олицетворение.

Учитель: Что такое олицетворение?

Ученик: Олицетворение – перенесение свойств с одушевленных предметов на

неодушевленные.

Учитель: Назовите.

Учитель: Какое средство еще использовал автор?

Ученик: Аллитерация.

Учитель: Что такое аллитерация?

Ученик: Аллитерация – повторение согласных звуков.

Учитель: Какие звуки чаще всего звучали в произведении?

Учитель : Для чего автор использует эти языковые средства?

Ученик: Благодаря всем этим выразительным средствам языка мы увидели красоту золотой

осени, прочувствовали настроение автора

XI. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Ученик: Памятка.(слайд 14)

Памятка.

а) Правильно ставь ударения.

б) Соблюдай паузы.

г) Определи темп (быстро, медленно) Неторопливо, спокойно

д) Читай эмоционально.

Чтение учащимися произведения.

X. Творческая работа.

Составление учащимися синквейна к произведению. (слайд 15)

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна,

выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных (по цвету, форме, настроению)

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл (вопрос)

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, пожелание.

Листья.

Золотые, багряные и кружевные

Летите, танцуйте, грустите

Куда вы несетесь, скажите?

Бабочки.

XI. Итог урока.

Учитель: О творчестве какого автора мы говорили на уроке?

XII. Рефлексия.

На доске изображение дерева без листьев. Перед вами на столах 2 листочка: Желтый и

красный. Если вам урок понравился, прикрепите к веткам дерева желтые листочки. Если не все понравилось – красные.

XIII. Домашнее задание.

Учитель: Подготовить выразительное чтение.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...