Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида

Реализация на уроке дидактических принципов обучения, системность в работе, насыщенность материала, позволяют говорить, что урок несет обучающий, воспитывающий и корригирующий характер. Все применяемые педагогические приемы, формы, методы создают ситуацию успеха, обогащают субъективный опыт учащихся.

Организационная структура урока, эмоциональный настрой учащихся, соблюдение здоровьесберегающих технологий, компьютерная презентация, рефлексия, поощрения смайликами за правильный ответ вызывают у учащихся интерес к уроку.

  1. Познакомить учащихся со сказкой В.Сутеева, формировать навыки чтения, умение правильно подбирать интонацию при выразительном чтении; развивать речь учащихся.
  2. Коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания.
  3. Мотивация к учению.

Ход урока

I. Орг. момент.

1. Проверить готовность учащихся к уроку. (Слайд 1)

– Сегодня на уроке будьте внимательны, отвечайте полными ответами. За правильный ответ вы будете получать смайлик. А в конце урока у кого будет больше всех смайликов, тот работал хорошо.

2. Коррекционная минутка. (Слайд 2)

Задание: посмотрите внимательно на экран. Найдите и запишите слово, которое спряталось среди букв.

НОПСКАЗКАТБШУМ

– Какое это слово?

– Ребята, а как вы думаете, почему слово сказка я спрятала?

– С чем мы знакомились на уроке чтения? (со сказкой)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Сообщение темы и целей повторения.

2. Опрос домашнего задания.

– А сейчас давайте вспомним, какую сказку читали на прошлом уроке?

– Что с ними произошло?

– А сейчас поработаем с текстом? (слайд 3)

– Найдите и прочитайте отрывок о том, как заяц и лиса попали на одно бревно?

– Что же случилось с лисой, когда она послушала сороку?

– Что произошло с зайцем после совета сороки?

– К какому решению пришли в конце сказки главные герои?

– Ребята чему нас учит эта сказка?

3. Микроитог.

– Молодцы, хорошо вы знаете эту сказку.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока.

– Итак, мы продолжаем знакомиться с литературными сказками.

– А какие сказки называются литературными?

– Какие ещё бывают сказки? (народные)

– Сегодня мы познакомимся со сказкой В. Сутеева. (Слайд 4)

– В. Сутеев – это русский, детский писатель. Он написал немало русских сказок для детей, (такие, как …)

– А вот посмотрите, какую книгу со сказками В. Сутеева приготовили для читателей. Мы её с вами обязательно прочитаем.

– А ещё, ребята, В. Сутеев был художником-иллюстратором. Он рисовал иллюстрации к своим сказкам, которыми оформляли книги. (слайд 5)

2. Выделение темы.

– А сейчас давайте вместе с вами назовём сказку.

– Посмотрите. Это что? (палка, палочка)

– А палочка эта – выручалочка?

– А вот почему она выручалочка мы узнаем прочитав сказку. (слайд 6)

– Сегодня мы познакомимся с 1-й частью сказки.

– Прочитает сказку вам сегодня актёр. Сядьте поудобнее, будьте внимательны. Обратите внимание, как актёр изменяет голос за героев сказки.

Аудиокнига.

3. Работа по вопросам.

– Давайте посмотрим, кто же из вас был внимательным?

– Кто главные герои сказки?

– Куда направлялись ёж и заяц?

– Что нашёл ёжик в лесу?

– Как герои переправились через ручей

– Как ёж назвал палочку? (палочка через всё скакалочка) (слайд 7)

IV. Физминутка.

– Давайте немного отдохнём и поиграем.

Как живёшь?
А плывёшь?
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ждёшь обед?
Машешь вслед?
Ночью спишь?
А шалишь?

– Тихонько садитесь, продолжаем работать.

4. Вспомним дыхательную гимнастику.

– Работаем как пульверизатор.

– Втягиваем приятный запах.

– Задуваем свечу на 1 большой вдох, 2 маленьких выдоха.

– Сдуваем с ладошки листочек.

5. Работа с учебником.

– А сейчас откройте книгу, где закладка.

– Найдите сказку “Палочка-выручалочка” до цветной полоски.

– Это первая часть.

– Читайте сказку самостоятельно шёпотом 1 раз.

6. Гимнастика для глаз.

7. – Сейчас, я предлагаю вам побыть героями нашей сказки.

– Вы почитаете по ролям.

– Какие роли вы будите озвучивать? Сколько их? (слайд 8)

– Подойдите к столу и выберете карточку. Прочитав, вы узнаете, за кого будете читать.

– Возьмите ободки с изображением вашего персонажа.

Микроитог.

– А теперь внимание, следующее задание.

– Посмотрите на иллюстрацию из книги. (Слайд 9,10)

– Подберите к ней слова из текста.

V. Закрепление.

– И так ребята, давайте подведём итог нашего урока.

– С какой сказкой познакомились?

– Кто главные герои сказки?

– Вам понравилась сказка? А что произошло, дальше мы узнаем на следующих уроках.

– А сейчас запишите домашнее задание. (Стр.83, чтение, пересказ)

– Я знаю, ребята, что вы любите мультфильмы, и сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма “Палочка– выручалочка”

VI. Рефлексия.

– Сейчас я предлагаю, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. (Слайд 11)

– Я тоже считаю, что вы сегодня работали хорошо. Но у нас есть ещё смайлики.

– Вот они и покажут кто же работал активнее. (Подсчёт) Оценки.

– Всем спасибо! Урок окончен.

У учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида формируется навык правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.

Правильное чтение – это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Для формирования навыка правильного чтения у детей данной категории используются специальные упражнения, цель которых установление связи между зрительными и речедвигательными образцами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, запоминание читаемых слогов и слов, единство процессов восприятия и осмысления слов:

    дифференциация сходных слогов и слов (ла-ра, ма-мя);

    чтение слогов и слов по подобию (Маша, Даша, Паша);

    чтение слогов и слов с подготовкой (ра-гра-грач);

    чтение слов, отличающихся 1-2 буквами (кто-кот);

    чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни (прошел-просмотрел);

Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Для этого указанные упражнения используются на этапе речевой зарядки, с этой же целью используются чтение «по цепочке», чтение по абзацам, по эстафете, выборочное чтение.

Формированию правильного чтения может способствовать наблюдение учащихся за чтением: медленное чтение текста учителем – учащиеся следят указкой по книге, комбинированное чтение (часть текста читается вместе с детьми хором), сопряженное чтение (вместе – учитель и учащиеся) и т. д.

Беглое чтение – это чтение в таком темпе, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение (средний темп – 100-180 слов в минуту). Основой для развития данного качества является достаточный запас представлений об окружающем мире.

Основными приемами работы являются следующие:

    многократное чтение текста разными способами;

    речевая зарядка (в начале урока учащиеся читают текст на карточках «про себя», вслух, отвечают на вопросы по прочитанному);

    чтение в тексте отрывков синтетически (целыми словами) и аналитически (по слогам, с разбором трудных слов и предложений);

    смысловая догадка (умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета – по заголовку определить, о чем идет речь в тексте; какой рассказ можно составить по иллюстрации; придумать окончание рассказа по его первой части; вставить пропущенные слова в предложение);

    зрительные диктанты (речевой материал прочитывается, анализируется, запоминается, далее текст или предложения закрываются, дети воспроизводят его в устной или письменной форме, а затем сравнивают с образцом).

Выразительное чтение – это такое чтение, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

Интонация – это совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона, ритма, темпа речи, силы звучания, тембра голоса.

Приемы выработки навыка выразительного чтения:

    отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок для выработки четкой артикуляции звуков речи, хорошей дикции и правильного дыхания;

    хоровое чтение – для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя;

    подражание образцу выразительного чтения;

    чтение по ролям, драматизация текста;

    специальные упражнения по формированию умений сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств (выделение голосом названного слова, произнесение фраз с разной интонацией);

    разметка текста и последующее прочтение с ее учетом.

Сознательное чтение – это такое чтение, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Основными видами работы для формирования данного качества являются: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, первоначальное выразительное чтение текста педагогом, повторное чтение текста учащимися, анализ прочитанного текста, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика литературных героев.

    подготовка учащихся к восприятию текста может включать экскурсии в природу, на производство, демонстрацию предметов, картин, беседу, просмотр видео- диа- фильмов;

    словарная работа предусматривает анализ слов, несущих большую смысловую нагрузку в тексте: совершенно незнакомые слова детям педагог объясняет на этапе подготовительной работы, другие слова разбираются после прочтения текста в ходе его анализа, особое внимание уделяется работе над образной лексикой;

    анализ текста проводится по вопросам учителя, направленным на выделение основных смысловых единиц текста, действующих лиц, их поступков и мотивов, определение последовательности событий и их причинно-следственной обусловленности;

    закрепление содержания прочитанного текста происходит в ходе работы с иллюстрациями к тексту «словесного рисования», составления характеристики литературного героя;

    различные виды пересказов (краткий, полный, выборочный, сжатый, с изменением лица рассказчика), планы (картинный, словесный, простой, сложный, цитатный).

Конспект урока в 4 классе по чтению

Тема урока: А. Барков «Яшка»

Тип урока: Урок сообщения новых знаний

Цель: Совершенствование навыков чтения в процессе знакомства с новым произведением

Задачи:

    Познакомить с рассказом А.Баркова «Яшка»;

    Корригировать слуховое и зрительное восприятие, память.

    Воспитывать учебную мотивацию.

Ход урока

    Орг. момент

    Речевая зарядка

    ДЫХАТ, ГИМНАСТИКА

    ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

    ИНТОНАЦИЯ

    Актуализация знаний

Весной к нам прилетают не только грачи, о и другие птицы.

Кто знает название этих птиц?

Как называются эти птицы?

Почему они возвращаются в родные места?

Об одной из перелетных птиц мы сегодня будем говорить и читать, а для того, что бы узнать о какой отгадайте загадку.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

Покажите скворца среди других птиц.

(убрать серию птиц, повесить иллюстрацию со скворцом)

Ребята, как вы думаете, как люди узнают о перелетах, жизни птиц? (наука- орнитология)

ОКОЛЬЦОВЫВАЮТ

Тема, цели урока

Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА БАРКОВА «Яшка»

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ

Новые слова: дворняга, потешаться (веселиться забавляться насмехаться), леток (Отверстие для влета и вылета), гомонят (галдеть, шуметь.), плетень

Скворечник ( скворе ш ник ).

ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ

ИГРА «ВЕРНО-НЕВЕРНО»

1. Я утверждаю, что скворец прилетел в конце февраля.

2. Я утверждаю, что скворца прозвали в честь друга мальчика?

3. Я утверждаю, что Яшка мог дразнить кошку?

4. Я утверждаю, что мальчик залез в скворечник к птенцам.

5. Я утверждаю, что скворцам было не легко прокормить прожорливых птенцов.

6. Я утверждаю, что мальчик подкармливал птиц хлебом и зерном.

7. Я утверждаю, что перед отлетом скворец прилетел попрощаться с родными местами.

СОБИРИТЕ ПАРЫ СЛОВ

(слова даны на доске вразброс)

Червей подбирал

Давал концерт

Родные места

Прощальный круг

Найдите и прочтите предложения с этими словосочетаниями .

Физминутка

Дружно трудились,

Немного устали.

Быстро все сразу

За партами встали!

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре! - руки шире.

Пять! - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.

ЧТЕНИЕ ЭСТАФЕТОЙ

Кто гл. герой рассказа?

Прочтите описание скворца.

Прочтите, чем любил лакомиться Яшка?

Прочтите, почему нельзя трогать птенцов.

Прочтите, как мальчик помог птицам.

Прочитайте, как скворцы прощались с родными местами.

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.

ВЫБЕРИТЕ СЛОВА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ХАРАКТЕРУ СКВОРЦА

Трудолюбие, лень, смекалка, жадность, забота, хвастовство

Итог урока:

Какой рассказ прочитали сегодня? Чему учит это произведение?

Вывод:

Птицы наши друзья – уничтожают насекомых,

Птичьи гнезда нельзя беспокоить.

Птицам надо помогать.

Домашнее задание

Отметки

Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
И, конечно, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Доклад по теме

«Приёмы коррекционной работы на уроках чтения в начальных классах специальной (коррекционной) школы Y Ш вида»

(выступление на методическом объединении)

Тешкина П.Ю.

04.06.15 г.

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

    Беглость

    Правильность

    Выразительность

    Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.

Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.

Приемы работы по формированию беглого чтения:

    многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям)

    чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);

    речевая разминка

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова.

Типичные ошибки и их причины:

    замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);

    пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);

    добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).

Приемы работы над правильностью чтения:

    Многократность прочтения текста со сменой заданий:

    чтение по заданию;

    эстафета цепочкой;

    выборочное чтение;

    чтение по ролям (с 3-го класса).

    Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.

    Использование различных игровых приемов:

    игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели );

    игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);

    игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).

    Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:

    отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);

    хоровое чтение;

    чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.

Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка – использование мультимедиа)

Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.

Логические ударения

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино .

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:

Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

    Доброе братство | лучше богатства.

    Один в поле | не воин.

    Согласье | крепче каменных стен.

    Одна пчела | не много меду натаскает.

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.

Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.

Задания, связанные с лексической работой над словом:

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

ключ – родник
воин - солдат, боец
зябнуть - стынуть, мерзнуть
забор - изгородь, плетень
стеречь - охранять, караулить, сторожить
храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

Веселый - грустный (рассказ).
Веселое - грустное (выражение лица).
Веселый - скучный (день).

Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки

Дедушке Ване семь лет

Я вчера буду купаться

Мы завтра были на даче

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом

Список используемой литературы.

1. Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждения 8 вида. ПОдготов. 1-4 классы (под редакцией В. В. Воронковой). М. : Просвещение. 2013 г.

2. Г.И. Данилкина «Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе».

3 . Л.И. Рудченко «Обучению чтению в специальных классах».

4 . Н.А. Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка начальных классов».

5 . М.И. Оморокова «Преодоление трудностей».

6. М.И. Оморокова «Формирование системы читательских умений у младших школьников на уроках чтения»

Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида.

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

  1. Беглость
  2. Правильность
  3. Выразительность
  4. Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.

Беглое чтение - это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.

Приемы работы по формированию беглого чтения:

  1. многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);
  2. речевая разминка (пятиминутка) 5-6 класс. Например:

А) речевая гимнастика:

“Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки.

“Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд - назад.

“Лошадка”. Цоканье.

“Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты.

Б) скороговорка (на доске):

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

  1. сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста;
  2. прием подсчета слов («жжужащее» чтение);
  3. развитие смысловой догадки;
  4. зрительные диктанты (4-5 класс). Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка).

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % учащихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах

Типичные ошибки и их причины:

  1. замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);
  2. пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);
  3. добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).

Приемы работы над правильностью чтения:

  1. Многократность прочтения текста со сменой заданий:
  1. чтение по заданию;
  2. эстафета цепочкой;
  3. выборочное чтение;
  4. чтение по ролям (с 3-го класса).
  1. Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.
  2. Использование различных игровых приемов:
  1. игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели );
  2. игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
  3. игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).
  1. Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:
  1. отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
  2. хоровое чтение;
  3. чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.

Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка - использование мультимедиа)

Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.

Логические ударения

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

  1. Дети завтра пойдут в кино.
  2. Дети завтра пойдут в кино.
  3. Дети завтра пойдут в кино.
  4. Дети завтра пойдут в кино .

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:

Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

  1. Доброе братство | лучше богатства.
  2. Один в поле | не воин.
  3. Согласье | крепче каменных стен.
  4. Одна пчела | не много меду натаскает.

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.

Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.

Задания, связанные с лексической работой над словом:

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

  1. ключ - родник
    воин - солдат, боец
    зябнуть - стынуть, мерзнуть
    забор - изгородь, плетень
    стеречь - охранять, караулить, сторожить
    храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

  1. Веселый - грустный (рассказ).
    Веселое - грустное (выражение лица).
    Веселый - скучный (день).

Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки

Дедушке Ване семь лет

Я вчера буду купаться

Мы завтра были на даче

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом


Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...